Джуль Елена Александровна
Мастер-класс для педагогов «Нейрографика — творческое рисование со смыслом»
▼ Скачать +Заказ
Цель мастер-класса : Знакомство педагогов с техникой нейрографика. Коррекция эмоциональных состояний (снижение напряжения, избавление от стресса, преодоление тревоги, повышение уверенности в собственных силах, нахождение своего ресурсного состояния).
Задачи:
• Способствовать снижению уровня тревожности педагога, через обучение алгоритму работы в технике арттерапии – нейрографика.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Нейрографика — творческое рисование со смыслом“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
• Познакомить и проработать базовую технику нейрографики - АСО (алгоритм снятия ограничений)
• Включить технику «нейрографики» в общий алгоритм действий по преодолению состояний тревоги.
• Научить педагогов соотносить значения используемого цвета в рисовании для осознания проявленных чувств, переживаний, ресурсных состояний.
1. Слайд
Добрый день, уважаемые коллеги!
Рада приветствовать Вас.
Что же такое нейрографика?
Давайте вместе попробуем разобраться.
2. Слайд
Нейрографика — это изобразительный метод работы с подсознанием и эффективный способ изменить жизнь в лучшую сторону. Его разработал художник и психолог Павел Пискарев в 2014 г. Нейрографика сочетает набор психологических подходов с несколькими техниками графического изображения. На первый взгляд, такая графика выглядит абстрактной, но ее основа не просто эмоциональная — она нейрографическая; рисование нейрографики напрямую связано с изображением реальности.
Слово "нейрографика" состоит из двух частей «нейро» и «графика». «Нейро» – это мозг, психика: все, от чего зависит жизнь, состояние, чувства и мироощущение человека. «Графика» – это линия.
То есть нейрографика – метод, работающий непосредственно с головным мозгом посредством графического исполнения определенного пошагового алгоритма на листе бумаги.
Я приглашаю вас в удивительное путешествие вглубь самого себя, которое вы сможете совершить благодаря этому уникальному методу.
3 Слайд.
Нейрографика – новейший метод работы с подсознанием через рисунок. (яблоко).
Ежедневно мы совершаем действия по уже заложенным шаблонам поведения: включаем свет, входя в тёмную комнату, или закрываем дверь на ключ, покидая дом. Основа всему – опыт, как собственный, так и чужой. Благодаря ему образуются нейронные связи. И чем чаще совершаем действие, темони сильнее. Фактически мозг является базой для хранения данных о нашем поведении.
С одной стороны, такой алгоритм упрощает жизнь, ведь многие действия совершаем автоматически. С другой, заложенные шаблоны при неудаче будут только мешать. Чтобы их изменить, нужно осознать проблему и приложить усилия для решения. На словах кажется, что это довольно просто. Поговорил с собой и в следующий раз действуешь иначе. Но в действительности всё намного сложнее, достаточно вспомнить знакомое всем выражение: «Наступил на одни и те же грабли».
Шаблоны поведения усилием воли изменить достаточно сложно. Необходим язык, который будет понятен мозгу и образует новые нейронные связи. На данный момент одним из эффективных методов сделать это – нейрографика. Она через привычный всем с детства процесс – рисование выразит мысли, чувства и эмоции. В результате снимаются ограничения и трансформируются убеждения, меняется восприятие проблемы и отношение к ней. Благодаря этому находим новые решения, способы и возможности для действий. Можно сказать, что нейрографика – это пропуск в желаемую реальность.
4. Слайд.
Нейронные связи — это особые контакты между нервными клетками, обеспечивающие передачу информации в нашем мозге. Благодаря им мы можем мыслить, запоминать, говорить, двигаться и многое другое. (показать практически).
Нейронные связи выполняют множество функций, определяющих наши когнитивные, эмоциональные, социальные и поведенческие способности.
• Обработка информации. Нейроны позволяют мозгу принимать, анализировать, хранить и передавать информацию, поступающую из внешнего и внутреннего мира. Благодаря нейронным связям мы можем воспринимать и понимать реальность, обучаться и решать проблемы, формировать и выражать мысли и идеи, коммуницировать с другими людьми.
• Регуляция функций организма. Нейроны позволяют мозгу контролировать и координировать работу систем и органов нашего тела. Благодаря им мы можем поддерживать гомеостаз, адаптироваться к изменениям среды, реагировать на стресс и опасность, осуществлять двигательную активность.
• Генерация эмоций и настроения. Нейроны позволяют мозгу создавать и переживать различные эмоциональные состояния, отражающие наше отношение к себе и миру. Благодаря нейронным связям мы можем испытывать радость, грусть, страх, гнев, любовь, ненависть и другие чувства, регулировать их интенсивность и продолжительность.
Формирование личности и самосознания. Нейроны позволяют мозгу конструировать и поддерживать наше представление о себе и своем месте в мире. Благодаря им мы можем развивать свои ценности, убеждения, мотивы, цели, интересы, таланты, навыки и привычки, осознавать свою индивидуальность и уникальность
- Как заменить одну нейронную связь на другую? (переключение внимание)
Развитие нейронных связей важно для психического и физического здоровья, для личностного и профессионального роста. Чем больше и сильнее наши связи нейронов, тем лучше мы можем адаптироваться к новым ситуациям, преодолевать трудности, учиться новому, творить и воплощать свои идеи, находить смысл и удовлетворение в жизни, строить гармоничные отношения с собой и с окружающими. Нейронные связи — это основа нашего мышления, памяти, внимания, творчества и других когнитивных способностей.
- Как улучшить нейронные связи?
Развивать свою психологическую грамотность, умение понимать себя и других, управлять своими эмоциями и поведением, решать конфликты и проблемы, строить гармоничные отношения и достигать своих целей. Для этого существуют различные методы и техники, которые можно изучать и применять самостоятельно или с помощью специалистов. К одному из методов мы можем отнести нейрографику.
5. Слайд.
Нейрографика – это графический метод, когда мы можем взять маркер, лист и нарисовать свою задачу. Как вы думаете, почему на конференциях, совещаниях,
семинарах, лекциях и везде, где внимание человека не полностью сосредоточено на происходящем все что-то рисуют на полях раздаточных материалов, конспектах или на документах? Так люди "выплескивают" свой невроз на бумагу. А нейрографика помогает его ещё и трансформировать во что-то полезное, творческое и красивое.
Художественный талант и особая подготовки не требуются. Методика предельно проста, но при этом довольно эффективна.
Нейрографика – метод, позволяющий с помощью простых геометрических фигур и линий выразить переживания, конфликты, найти решение острой проблемы и достичь позитивных целей.
Проработать через нейрографику можно очень многое : личностные отношения, накопленные деструктивные переживания: обиды и страхи, болезни, вредные привычки, решить затяжные конфликты.
Вы всё можете изменить в своей жизни при помощи собственной руки и мозга!
7. Слайд.
10 принципов нейрографики.
Раскрывая смысл первого принципа. (образ интегрирует мысли)
То есть один какой-то образ может собирать в себе целый комплекс самых разных смыслов. Попробуйте поэкспериментировать сами с собой. Скажите себе сначала «мама», затем «моя работа». Выберите три-четыре понятия, которые вам близки, и понаблюдайте за тем, какие мысли и воспоминания, а может даже и планы будут рождаться в вашей голове, относительно этого слова или фразы. Есть даже такое упражнение, которое мы выполняем каждый раз перед тем, как начать рисовать НейроГрафику – двадцать слов за две минуты. Выбираете тему, например, мой доход, и начинаете записывать все, что идет в голову. Очень интересно потом наблюдать за этими записями. Говорят они о многом.
Глядя на нейрографическую картинку, можно много, долго и глубоко размышлять. И не потому, что непонятно, что нарисовано, а потому что смысл в ней заложен очень глубокий, разнообразный, и каждый видит в ней что-то свое. Это как игра в ассоциации. Общее слово, например, дом. А смысл для каждого игрока в нем разный. Для одного – это стены и крыша. Для другого – уют. Для третьего – семья. Для четвертого – огород. Но все это одно слово – дом.
Создавая композиционный образ выбранной темы, мы вносим в нее те смыслы, которые хотим, чтобы в ней связались. И мы можем даже логически не представлять, как их можно связать вместе. Но НейроГрафика это делает за нас. Наше дело только внести в рисунок достаточное количество нейрографических линий.
8.9 Слайды.
ШАГ 1 — ВЫБРОС ПРОБЛЕМЫ
• Возьмите любой приглянувшийся карандаш в руку и положите перед собой лист. Сформулируйте проблему или представьте разницу между желаемым и тем, что есть сейчас. Подышите, вспомните все эмоции по этому поводу, а затем резко выместите их на бумаге (резко водите по бумаге карандашом 3—4 секунды). Можете закрыть глаза или даже покричать
ШАГ 2 — СКРУГЛЯЕМ ОСТРОЕ.
• Посмотрите на лист, мы видим множество пересечений линий, их нужно скруглить. В рисунке не должно быть острых углов: они символизируют внутренние конфликты. Слишком мелкие можно зарисовать полностью
• Важно отслеживать свое состояние: если во время рисования приходят какие-то мысли, позволяйте им появляться, наблюдайте за ними. При таком рисовании очень много вещей выходит на поверхность, осознается.
ШАГ 3 — ИНТЕГРАЦИЯ С ВНЕШНИМ
МИРОМ.
Есть мы, а есть мир вокруг. Мы же не можем существовать по отдельности — нам нужно общаться с миром, вписаться в него. Мир —это белая (чистая) часть на листике. Наша задача — фигуру, которая в центре, распространить на фон. Другими словами, сделать так, чтобы мы не узнали, где была изначальная фигура: она должна слиться. Это можно сделать, продлевая хвостики, которые торчат, или просто дорисовывая дополнительные линии. Нет какого-то конкретного правила, как нужно рисовать : как чувствуете, так и делайте. После того, как мы добавили линии, снова скругляем углы, которые у нас появились. На этой стадии мы принимаем мысль, что мы в мире не одни, вокруг нас есть люди и ресурсы, которые могут нам помочь в решении нашей задачи.
ШАГ 4 — ДОБАВЛЯЕМ ЦВЕТ И
ФИГУРЫ
• После того как округлили свой рисунок и связали его с миром, продолжаем дополнять его, вводя другие цвета и объединяя ими фрагменты. На этом шаге прорабатывается способность принятия большего и появляется прилив мотивации на волнующую тему.
ШАГ 5 — ЛИНИИ ПОЛЯ
• Завершить рисунок нужно линиями поля. Это нейрографические линии, которые идут через весь лист. Как будто мы смотрим на что-то большее через лист, например, на горы или на облако, и проводим на листе их абрис. Это этап синхроничности со Вселенной, привлечение энергии для реализации. В конце можно посмотреть на рисунок и, если хочется, добавить еще линии или элементы, чтобы он в итоге нравился.
10. Слайд.
Нейрографические рисунки отражают работу подсознания человека. Этапы рисования включают в себя создание линий и фигур, скругление углов и раскрашивание или еще можно сказать — заливка фигур цветом.
Именно в цвете, а не в графическом варианте, работа приобретает объем и динамику. Вся глубина нашего подсознания с помощью неосознанных линий, новых создающихся фигур, объединенных цветом обретает форму.
Цвета играют важную роль в нейрографике и имеют сильное влияние на нашу психику и эмоциональное состояние. Каждый цвет обладает своим собственным значением и интерпретацией, которые помогают нам понимать и анализировать данные.
Использование цветов в нейрографике помогает нам более глубоко понимать и анализировать данные, а также визуально представлять процессы, происходящие в нашем мозге. Они помогают создать эмоциональное и психологическое воздействие на зрителя, что делает нейрографику более наглядной и понятной.
11 слайд.
- Хотелось бы услышать Ваше мнение о проделанной Вами работе, об испытанных чувствах во время мастер-класса, о применении в работе данного метода.
Базовый Алгоритм снятия ограничений: "скорая помощь" себе в любом
напряженном состоянии, возможность распутать узел внутри себя,
гармонизировать состояние, увидеть новые возможности.
Практика показывает, что у этого метода положительные результаты. Его можно использовать: для детей с дошкольного возраста, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. Для родителей и детей на улучшение детско-родительских отношений, для педагогов как профилактика «синдрома профессионального выгорания".