Игумнова Оксана
Мастер-класс для педагогов «Сенсорные игры с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и
формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме,
цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С
восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Сенсорные игры с детьми“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Сенсорные игры дают ребенку возможность различать классифицировать предметы по размеру, форме, цвету, степени шероховатости или гладкости и т. д.
Для развития сенсорного опыта детей, педагоги ставят перед собой следующие задачи:
1. Учить детей способам обследования предметов через
дидактические игры : их группировке по цвету, форме, величине.
2. Формировать у детей представление о сенсорных эталонах
3. Развивать у детей аналитическое восприятие через дидактические
игры : умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов,
выделять отдельные измерения величины.
4. Воспитывать нравственные качества: умение подчинять свое
поведение правилам игры, желание общаться со сверстниками.
СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ
Каждый предмет обладает множеством свойств и характеризуется совокупностью параметров: масса, время, цвет, запах, форма, длина, площадь, скорость, твердость, сила, температура, звучание и др., которые человек воспринимает с помощью всех своих органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Игры с кинетическим песком
Кинетический песок — это потрясающий материал для детского
творчества, которая в последнее время завоевывает все больше внимания.
Кинетический песок – материал, схожий по текстуре с мокрым, однако, в
отличие от обычного, он не дает ощущения влажности, в него не нужно вливать воду. Кроме того, этот материал более пластичный и может иметь разные цвета. Игры с ним не менее интересны и познавательны, чем с обычным, а иногда даже позволяют проявить фантазию и расширить спектр занятий. Он способен увлечь игрой и взрослых, и детей на довольно продолжительное время. Особенно хорошо использовать игры с кинетическим
песком в зимнее время, когда нет доступа к песочнице на улице.
Вот несколько вариантов развивающих игр с кинетическим песком.
«Кулинар»
Развивает мелкую моторику, учит считать. Если использовать цветной
кинетический песок, ребенок учится различать цвета. Для игры понадобятся
различные формочки. Вместе можно лепить куличики. Можно играть как с
обычным, так и с цветным песком. Для нарезания тортиков берут пластиковый
нож для пластилина. Дети учатся делить «выпечку» на кусочки, а заодно считать.
Вы можете попросить ребё нка поделить торт на: 2, 4, 6 частей. Посчитать их.
Прятки
Дети очень любят играть в прятки и в этом плане кинетический песок
представляет собой безграничное поле для игр с детьми разных возрастов.
Самые простые прятки — в песке можно спрятать несколько маленьких
предметов и предложить ребенку найти их. Это могут быть игрушки из киндера, детали конструктора, фигурки от сортера, пуговки, шарики и прочие мелкие
предметы. Задача ребенка может быть
-найти конкретную игрушку,
-найти все игрушки,
-найти определенное количество игрушек.
-найти игрушку в правом верхнем углу, в левом нижнем и т. д.
Тем самым ребёнок будет ориентироваться в направлении право-лево,
верх-низ.
Пишем на песке
Эта игра также подходит для детей, которые учатся считать, изучают
алфавит или учатся читать и писать. Пишем первые слова на кинетическом
песке. Вы можете тренироваться писать на песке буквы, цифры, слова, решать
простые примеры или учиться читать слоги и слова. Выводить буквы и цифры
палочкой на песке, счетной палочкой, палочкой от мороженного гораздо веселее, чем ручкой на бумаге, а значит, эта игра увлечет ребенка гораздо больше!
Угадай-ка
На кинетическом песке любой предмет или штампик оставляет отличный,
хорошо различимый след и из этого также получается отличная развивающая
игра. Возьмите несколько разнообразных предметов, разровняйте песок на
столе. Попробуйте оставить следы этими предметами на песке, посмотрите с
ребенком в чем их отличие. Само по себе это занятие — отличная игра, но после того, как все доступные предметы оставили свой след на песке можно пойти дальше и играть угадай-ку. Один из играющих берет любой предмет и оставляет им след на песке, а второму играющему нужно угадать — что же за предмет оставил след на песке. Периодически меняйтесь с ребенком
ролями. Также можно поиграть с животными: домашними и дикими. Поискать
"где чей след?"
Сенсорные игры, которые можно сделать своими руками.
Растопим лёд
Положите в ложку лед и дайте малышу потрогать, какой он холодный. Подержите ложку над огнем конфорки или над пламенем свечи. Понаблюдайте вместе с ребенком, как тает лёд. Когда он превратится в воду, предложите малышу потрогать теперь воду и убедиться, что она теплее льда. ВНИМАНИЕ! Проводя этот опыт – будьте осторожны, чтобы малыш не ожегся. Можно предложить ребенку, чтобы лед растаял у него в руке или положить его на солнце.
Попробуйте сделать флейту Пана из коктейльных трубочек. Нужен скотч и трубочки разной длины. Некоторые умельцы советуют для чистоты звука залеплять дырки на концах трубочек кусочками пластилина. Еще один вариант - сплести флейту из стеблей одуванчика. В зависимости от толщины стебля будет получаться высокий или низкий звук. Одна беда - одуванчиковая флейта очень быстро вянет. А трубочки не увянут никогда!
Птичка из крупы
Очень простую птичку можно сделать из картонного трафарета, приклеенного к листу бумаги, и крупы! Выбирайте крупу разных оттенков - гречку, пшено, рис - птички получатся интереснее.
ВИТРАЖНЫЕ КРАСКИ СВОИМИ РУКАМИ
Витражные краски — это краски для рисования по стеклу. Они доставят детям массу удовольствия, позволив в полной мере проявить свою фантазию. А изготовить их своими руками, оказывается очень просто и легко!
ДЛЯ ЭТОГО ПОНАДОБИТЬСЯ: клей ПВА и пищевые красители.
1. Налить в емкость 2 чайные ложки клея ПВА и добавить немного пищевого красителя, хорошо размешать. Краситель можно использовать как сухой, так и жидкий.
2. Когда разноцветные краски готовы, можно рисовать кисточкой. В качестве основы можно использовать файл. Особенно удобно, если положить в него трафарет, так картинка не будет скользить, и рисунок получится более точным.
3. Нарисованные картинки лучше оставить до полного высыхания на ночь.
4. Затем нужно аккуратно отклеить витражный рисунок от файла. Та сторона, что прилегала к файлу, будет гладкой и блестящей - этой стороной и нужно приклеивать витраж на любую гладкую поверхность - стекло, зеркало, кафель и т. д.
А можно рисовать прямо на тарелках или баночках!
Парные лоскутки
Приготовьте парные кусочки ткани: велюр, лён, ситец, мех, атлас и т. п. Ребенку надо закрыть глаза и на ощупь найти одинаковые лоскутки.
Сегодня познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять ребёнка. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с детьми, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с ним в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе.