Анастасия Колягина
Мастер-класс для педагогов «Лаборатория в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать - и я пойму».
Конфуций
Каждый ребенок с рождения – исследователь. Поэтому экспериментирование является одним из эффективных метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, поэтому необходимо уделять особое внимание опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Лаборатория в ДОУ“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Грамотно организованный центр экспериментирования в помещении группы способствует развитию исследовательского типа мышления у дошкольников, и формирует умение для успешного обучения в будущем, именно поэтому нами был оборудован центр экспериментирования в группе, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы. Так для проведения опытов и экспериментов у нас имеются следующие материалы:
• Разнообразные природные материалы (шишки, ракушки, скорлупа грецких орехов, кокоса, желуди, семена растений и т. д.);
• Разнообразные сыпучие материалы (песок, глина, земля, крупы, сахар, соль, сода, лимонная кислота и пр.);
• Предметы домашнего обихода (веревки, шнурки, будильник, карманные фонарики);
• Предметы помощники (весы, разноцветные стекла, колбы, сито, пипетки, шприцы (без иголки) для забора жидкости, воронки, формы для замораживания льда, пинцеты, мельница с колесом для песка и воды);
• Приборы и инструменты для визуальных исследований (цифровые микроскопы, детские микроскопы, контейнеры с лупой в крышке, увеличительные стекла (лупы, зеркальца);
• Магниты;
• Материалы вторичного использования, из которых можно делать разнообразные проекты: трубочки, тарелочки для проведения опытов, одноразовые стаканчики, проволока, коробки из по яиц и т. д. ;
• Фартуки, клеёнка
• Модель солнечной системы;
• Коллекции бумаги и ткани;
• Часы (песочные, механические);
• Краски, карандаши, фломастеры, ручки и т. д.
• Глобус;
• Рабочие тетради для протоколирования и зарисовки наблюдений;
• картотека опытов и экспериментов, схемы проведения опытов;
• печатные издания и наборы картинок;
• контейнеры с крышками для хранения различных материалов, составлений коллекций.
Т. о. грамотное сочетание материалов и оборудования в центре опытно – экспериментальной деятельности способствует овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей.
В процессе опытно-экспериментальной дети учатся:
• видеть и выделять проблему;
• принимать и ставить цель;
• решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;
• высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.
Опыт № 1
«Снежинки»
Вырезаем, разукрашиваем, бросаем и восхищаемся!
Нам понадобятся:
1. Ватный диск,
2. Молоко (2,5-3,2%,
3. Фломастеры на водной основе,
4. Плоская тарелка,
5. Мыло.
Ход эксперимента:
Рисуем на ватном диске снежинку или снег. Фломастерами хорошенько ставим на нем цветные точки (лучше с 2х сторон). Наливаем молоко в тарелку и кладем сверху «снежинку».
В разные стороны от него начинают растекаться цветные струйки. Получается очень красиво, словно налетающий ветерок уносит снежинки вдаль!
Объяснение:
Обычные фломастеры и маркеры водорастворимы. При контакте с жидкостью их краска начинает растворяться в ней.
При добавлении жидкого мыла струйки растекаются активнее, потому что капельки жидкого мыла вступают в реакцию с молекулами жира в молоке.
Опыт № 2
Опыт «Дождик в банке»
Для этого потребуются:
1. Прозрачная баночка.
2. Вода.
3. Пена для бритья.
4. Пищевой краситель.
5. Пипетка.
Ход эксперимента:
Наполнить прозрачную емкость водой на объема.
Сверху выдавить немного пены и аккуратно помочь ей осесть на водной поверхности. Удобно это сделать ложкой или кулинарной лопаткой.
Смешать краситель в небольшом количестве воды и наполнить жидкостью шприц или пипетку.
Демонстрировать эксперимент «Дождь в банке» начинают с момента выдавливания красителя на поверхность пены:
Для этого аккуратно помещают кончик шприца в воздушную пену и медленно вводят краситель. Доверить такую операцию можно ребенку.
Постепенно белое воздушное «облако» отяжелеет, и через некоторое время ребенок будет восхищенно наблюдать сквозь стекло «цветной дождь».
Полезно такую демонстрацию завершить теоретическим занятием на тему «Как образуются и выпадают осадки». После наглядного примера, когда видны струи окрашенной воды в прозрачной жидкости, ребенку легко объяснить, как перед дождем облака меняют цвет и форму.
Коллеги! Экспериментируйте с детьми! Это очень интересно и увлекательно.