Ольга Савинкина
Мастер-класс для педагогов «Изготовление пособий для развития речевого дыхания детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение компетентности педагогов в развитии речевого дыхания детей в детском саду.
Задачи:
• Познакомить воспитателей с разными видами пособий для развития речевого дыхания детей;
• Побудить к широкому использованию пособий для развития речевого дыхания детей в детском саду.
• Научить воспитателей изготавливать некоторые виды пособий.
Предполагаемый результат: освоение слушателями приемов использования пособий для развития речевого дыхания детей в детском саду, формирование умения изготавливать эти пособия.
Темочки:
- Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Темочки
Оборудование: цветная бумага, картон, фантики для конфет, нитки, ножницы, клей, вата, гофрированная бумага, проволока.
Ход встречи.
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению пособий для развития речевого дыхания детей.
Для формирования у ребенка правильного звукопроизношения необходимо правильное речевое дыхание, в развитии которого может помочь дыхательная гимнастика. Специальные дыхательные упражнения способствуют выработке диафрагмального дыхания, а также влияют на продолжительность и силу выдоха. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает положительное влияние на работу дыхательной, сердечнососудистой, нервной систем организма.
Учащенный дыхательный пульс нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз, что в свою очередь ведет к искажению звуков.
Из-за легкой возбудимости дыхательного центра в мозгу ребенка, недоразвития нервной регуляции всякое физическое напряжение и небольшое повышение температуры еще более учащают пульс дыхания, нарушают его ритм, а, следовательно, усиливают несовершенства речи. Наконец, неумение малышей дышать ртом также вносит известную дезорганизацию в произношение - пропуски звуков, задержки в их произношении, произношение на вдохе. Полное урегулирование дыхания достигается лишь к 15-18 годам.
Несовершенства речевого дыхания у дошкольников :
1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. Дошкольник выдыхает весь запас воздуха уже на первом слове (слоге, затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
3. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
4. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
Воспитание чистой речи у детей – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать все: логопеды, родители, воспитатели. Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду.
Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями.
Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше проводить в игровой форме, чтобы дети выполняли их с интересом и удовольствием.
Формированию правильного речевого дыхания способствует использование таких упражнений, как «Подуй на чашку с паром» («Остуди чай в чашке», «Сдуй снежинку с рукавички», «Осенние листья летят», «Бабочка и цветок», «Снежная тучка», «Самолеты летят», «Дождь идет», «Радужная карусель» и др.
Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики
-Перед проведением дыхательной гимнастики помещение необходимо проветрить.
-Воздух набирать через нос, плечи не поднимать.
-Выдох должен быть длительным, плавным.
-Необходимо следить, чтобы сильно не надувались щёки.
Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
Через несколько занятий усложните упражнения: во время выдоха пусть язык лежит на нижней губе
Результат: если постоянно заниматься с ребенком дыхательной гимнастикой, у него сформируется правильное речевое дыхание, что позволит ему при выдохе произносить различные по длине фразы.
Практическая часть. Предлагаю вам изготовить пособие :
- бабочку из конфетного фантика (фантик необходимо сложить гармошкой, перевязать посередине проволочкой, отогнуть усики, через середину проволоки пропустить нитку, чтобы можно было подвесить бабочку для выполнения дыхательных упражнений.)
- танцующую куколку (из квадратного кусочка бумаги и комочка ваты оформляем голову будущей куклы, перевязываем у основания ниткой, из картона вырезаем полукруг, сворачиваем в конус, вставляем голову куклы внутрь конуса, формируя юбочку с помощью клея или степлера. Если подуть на куколку, она начинает «танцевать». Можно на конус наклеить картинки животных, героев из сказок.
Чашку с «паром» - вырезаем из картона по шаблону чашку, приклеиваем имитацию «пара» из салфеток или из мусорных пакетов.
Рефлексия: Уважаемые педагоги, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали; было ли вам интересно и хотели бы вы применить полученные знания в своей практической деятельности. Спасибо за внимание!