мельниченко светлана
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Занимательные ритмы»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов ДОУ
Тема: «Занимательные ритмы»
разработала музыкальный руководитель
Мельниченко Светлана Федоровна
МБДОУ № 157 «Золотой петушок» г. Брянск
Целевая аудитория: педагоги ДОУ
Место проведения: МБДОУ № 130 «Деснянские звездочки»
Дата проведения: 17 ноября 2019г.
Цель мастер-класса :
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Занимательные ритмы“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Передача опыта работы в ДОУ по использованию игровых технологий в работе по музыкально-ритмическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• Представить педагогам методы и приемы работы по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в игровой форме.
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.
• Разучить с музыкальными руководителями музыкально-речевые игры, игры с нестандартным оборудованием, игры с использованием звуковых жестов.
Используемый материал: нестандартное оборудование, шумовые музыкальные инструменты, ФНГ.
Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, совершенствование практических навыков по проведению музыкально-ритмических игр.
Структура мастер-класса :
1. Теоретическая часть:
Вступительное слово по теме: Музыкально-ритмическое развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой форме.
2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма.
3. Выводы.
1. Теоретическая часть
Уважаемые коллеги. Сегодня наша встреча будет посвящена вопросам музыкально-ритмического развития детей, ведь именно ритм, как явление музыкальное, является основой не только музыкальных произведений, а всей нашей жизни. Действительно, в нашем организме ритмично работают сердце и лёгкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. В окружающем нас мире тоже происходят процессы, сопровождаемые определенным ритмом : смена дня и ночи, времен года, стук колес и т. д. Задавая определенный музыкальный ритм, мы имеем возможность улучшить речевой ритм ребенка. А использование при этом музыкальных шумовых инструментов поможет детям преодолеть зажатость и страх.
Первоочередная задача для педагога : сделать обучение, развитие, воспитание детей дошкольного возраста интересным и незаметным для самих детей. Конечно, всем известно, что ведущей формой обучения и развития детей-дошкольников является игра, но, также понятно, что современным детям необходимы новые интересные игры. И все мы находимся в поиске и разработке таких игр.
2. Практическая часть
«Звучащие жесты» - это первые инструменты человека, инструменты, которые всегда под рукой, инструменты, которые позволяют организовать музицирование при отсутствии каких-либо инструментов. Звучащие жесты – это ритмическая игра звуками своего тела: хлопки в ладоши, шлепки по коленям, щелчки пальцами, притопы ногами. Все это вещи помогают нам ощутить ритм музыки телесно. Телесное ощущение ритма быстрее всего ведет ребенка к тому, что эти ритмы станут его внутренними ощущениями, поэтому лучше всего это чувство развивается через движение и игру по поверхности своего тела, как бы «забивая ритм в тело». И тело, обладающее невероятным потенциалом памяти, способно потом этот ритм «отдавать» в совершенно невероятных комбинациях.
Игра «РАЗ-ДВА!»
Описание: ритмическая игра проводится под музыку танцевального характера. Звучит 1-я часть «Летки - енки» Р. Лихтенене. На первую часть дети выполняют пружинки, считая вслух «Раз-два!» На второй такт – действия по тексту.
1т. – Раз, два!
2 т. – Хлоп-хлоп-хлоп.
3т. – Раз, два!
4т. – Топ-топ-топ.
5т. – Раз, два!
6т. – Шлеп-шлеп-шлеп!
7т. – Раз, два!
8т. – По-во-рот!
Первый раз дети выполняют игру, стоя лицом в круг, на повторении – разворачиваются в круг.
--Можно разнообразить работу со «звучащими жестами». Для детей будет интересно и увлекательно, а мы, педагоги, будем продолжать воспитывать чувство ритма у детей.
Игра «Как у деда Ермолая»
Описание: используется народная потешка.
Все сидят в кругу, выполняя ритмичные шлепки по своим коленям и по коленям соседей, разводя руки в стороны.
Как у деда Ермолая
Вся семейка небольшая:
Только сам да сама,
Только кум да кума,
Только сын да с усами,
Да две дочери с косами,
Да две внучки на печи
Уплетают калачи.
Всё! (руки вверх)
Использование речи.
Кроме телесных жестов в работе с ритмом широко используются слова. Самые простые ритмы для детей заключены в их именах. И здесь у вас большое поле для игровой работы, так называемые игры с именами. Например, каждый ребенок при помощи телесных жестов проговаривает свое имя: Ма – ша, Ве-ра, А-ли-на. Если у Вас младший возраст, то ритмы На – та – ша,- хлопаем ровно, а в старшем возрасте можно использовать такие ритмы, как На- таааа – шааа.
Игра «Имена»
Вариант 1
Педагог : Как тебя зовут?
1 ребенок: Та-ня
Все дети: Та-неч-ка
Вариант 2 : все дети разбежались, собрались по 4 человека и прохлопали цепочку из 4-х имен: Ка-тя, На- та-ша, Е-гор, Мак-сим.
По этому принципу построена Игра «Овощи»( «Фрукты»).
Описание: нужно приготовить карточки с изображением 4-х овощей.
Карточку получает группа детей. Одна группа проговаривает и играет на пробках (баклажан, тыква, огурец, чеснок, другая – проговаривает и играет на маракасах (кукуруза, помидор, огурец, лук). Сначала дети хлопают и смотрят на карточку, потом можно раздать различные инструменты. Можно по показу педагога,- на какой овощ указывает – то и говорят и хлопают дети. Далее осуществляется перенос ритма на инструменты.
Игра «Фруктовый салат»
Описание: рефрен исполняют все вместе, используя звучащие жесты или инструменты:
Мы сегодня в сад пойдем,
Фрукты разные найдем,
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем фрукты собирать.
1- группа: Ли-мон, а-пель-син, ба-нан, ман-да-рин (повторяют 2 раза)
Звучит РЕФРЕН
2-я группа: Ви-но-град, а-на-нас, яб-ло-ко, гру-ша (повторяют 2 раза)
Повторить с детьми надо несколько раз, чтобы они запомнили.
Когда ритм хорошо выучен со словами, можно исполнять игру без речевой поддержки, следующий этап – использование музыкальных инструментов (можно 1-й группе дать одинаковые инструменты, 2-й – разные на каждый фрукт)
Воспитание чувства ритма с помощью речи, а потом снятие этой речи, при котором остается чистый ритм,- это один из приемов, который приведет к успеху очень быстро. Детям будет легко, потому что речевую поддержку всегда можно сохранить в памяти. Этот метод развития ритма поддерживает концепция К. Орфа, она достаточно эффективна.
Использование нестандартного оборудования.
Чувство метро – ритма для детей дошкольного возраста, как и для всех людей, можно разбить на две составляющие – это ощущение метра (пульс) и ритмический рисунок.
В детском саду надо начинать с метрической пульсации, предлагая отражать её детям «звучащими жестами», которые можно значительно разнообразить (по носу пальчиком (пик – пик, переворачивая ладошку верхнюю (печем оладушки, ударять по плечикам одновременно двумя руками, касаться щек поочередно пальчиками и т. д.) Работа по стабилизации метра очень важна, потому что ребенок, который не слышит метра – не слышит музыки. Вернее, он ее слышит, но музыка для ребенка непонятна, его восприятие очень ограниченно. Ребенок не сможет использовать это произведение ни для танца, ни для игры на инструменте, потому что не может понять этой пульсации. Работа метрической пульсацией очень продолжительна, очень однообразна, поэтому нужно её сделать интересной и увлекательной. Используем различные простые инструменты (киндер- сюрприз, пробки от молочных бутылок, воды, деревянные палочки и т. д.) Можно провести параллель: одной рукой послушать, как бьется сердце, а другой шлепками по коленям сделать этот пульс видимым. Когда дети почувствуют этот пульс, можно включить ритмичную музыку и сказать : «Посмотрите, у музыки тоже есть сердце, мы его тоже можем услышать, хотя не так громко, сердце спрятано внутри музыки. И тогда появляется возможность переноса пульсирующего ритма на инструменты. Мы можем дать детям маракас и сказать, что также, как бьется ваше сердце, бьется сердце в этой музыке. Так осуществляется перенос ощущений телесных на инструмент.
Игра «Весенняя телеграмма»
Описание: игра ритмического рисунка, заданного педагогом, на кубиках)
Дятел сел на толстый сук – тук-тук (педагог, тук-тук (дети).
Всем друзьям своим на юг – тук-тук, тук-тук.
Телеграммы срочно шлет – тук-тук-ТУК, тук-тук-ТУК.
Что весна уже идет – тук-тук-ТУК, тук-тук-ТУК.
Что растаял снег вокруг – ТУК-тук-тук, ТУК- тук-тук.
Что подснежники цветут – ТУК-тук-тук, ТУК- тук-тук.
Игра «Барабан»
Описание: игра на шариках, зажатых между ногами, дети сидят.
Педагог : давайте поиграем на шариках (дети играют беспорядочно)
Педагог : Тишина!, поставьте палочки на колени. Жил-был Ежик, он очень любил играть на барабане. Однажды с ним случилась такая история.
С барабаном ходит ежик, бум-бум-бум!
Целый день играет ежик, бум-бум-бум!
С барабаном за плечами, бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно, бум-бум-бум!
На слова «бум-бум-бум» педагог предлагает детям сыграть определенный ритм, который повторяется на протяжении этого четверостишья.
Очень яблоки любил он, бум-бум-бум! Тук-тук-тук!
Барабан в саду забыл он, бум-бум-бум! Тук-тук-тук!
Ночью яблоки срывались, бум-бум-бум! Тук-тук-тук!
И удары раздавались, бум-бум-бум! Тук-тук-тук!
Зайцы здорово струхнули, бум-бум-бум! Пауза!
Глаз до зорьки не сомкнули, бум-бум-бум! Пауза!
Игра «Лошадка»
Описание: для отображения ритма используем деревянные палочки (клавесы).
Скачут, скачут две лошадки (удары двумя палочками о пол, но-но-но (удар палочки о палочку вверху)
Скачут, скачут без оглядки (удары о пол, но-но-но (удары друг о друга вверху)
Скачут, скачут в город новый, цок-цок-цок,
Звонко цокают подковы, цок-цок-цок.
Вариант 2: 1-я часть – одной палочкой о другую, потом одной о пол, -чередовать
2-я часть: ударять одной палочкой о свою другую, а потом о соседскую палочку.
Моделирование ритма
Если двинуться немного дальше, следующим этапом работы над ритмом будет моделирование ритма. Это не нотная запись. Это использование модели большой – маленький. Можно использовать стаканчики, различные по величине. Выкладывая цепочку, нужно объяснить, что маленькие стаканчики вдвоем и всегда рядом (показ). Такие цепочки дети могут выстраивать сами и исполнять молоточком ритм по стаканчикам.
Игра «Создай ритм» (самостоятельная работа педагогов)
Эту работу можно продолжать, используя Lego –конструктор (длинные и короткие детали).
Очень интересным для детей будет использование забавных картинок, на которых изображены цепочки ритмических последовательностей, используя модель большой- маленький. Такие картинки дети могут использовать в свободной деятельности, воображая себя настоящим музыкантом, играющим «по нотам».
Игра «Юный музыкант»
Описание: В записи звучат знакомые детские песни. Дети, используя картинки с готовыми моделями, исполняют ритмический рисунок.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. Поэтому игры были и остаются традиционным средством педагогики.
Игра всегда вызывает у детей приподнятое настроение, формирует устойчивое заинтересованное отношение к занятию. Кроме того, игровые занятия вызывают активную работу мысли ребенка. А проведение занятий в игровой форме, как доказывает практика, доставляет детям большое удовольствие и избавляет их от скучного изучения репертуара.