Валентина Владимировна Кирьянова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Волшебный сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей дошкольников, оздоровление через движение, музыку, речь.
Музыкальный руководитель: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами опытом использования методов и приемов в развитии музыкальных и творческих способностей, а также оздоровление дошкольников через движение, музыку, речь.
Темочки:
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.
Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей. Для этого нам нужно разбиться на команды и я предлагаю вам выбрать разноцветные ноты.
(Всем участникам раздаются картонные «нотки» разного цвета)
Музыкальный руководитель: У каждого из нас найдется маленькая шкатулка, корзинка или сундучок, куда мы можем складывать рассыпавшиеся бусы, булавки, заколки и различные мелочи. И стоит только открыть этот волшебный сундучок - мы найдем там множество незаменимых вещиц.
Сейчас я открываю свой волшебный сундучок, и что же тут я увижу… Здесь мои музыкальные «мелочи» : игры, упражнения, которые я использую на занятиях и в повседневной работе для развития музыкальных и творческих способностей детей.
В руки возьму я шкатулку старинную
Ключик в замке поверну.
Что-то забытое, а может быть новое
Я вам сейчас покажу.
(открывается сундучок и муз. руководитель предлагает педагогам взять из сундучка нотки разного цвета, вырезанные из картона)
Музыкальный руководитель: Из сундучка достаю карточку красного цвета. Предлагаю подойти тех, у кого нотки красного цвета.
Для того чтобы начать-
Надо слова приветствия сказать!
Я начинаю,а вы продолжайте.
1.«Музыкальное приветствие» («Здравствуйте»)
Здравствуйте ладошки -хлоп, хлоп, хлоп.
Здравствуйте ножки - топ, топ, топ.
Здравствуйте щечки – плюх, плюх, плюх.
Пухленькие щечки -плюх, плюх, плюх.
Здравствуйте ребята - здравствуйте!
Музыкальный руководитель: Такое музыкальное приветствие очень нравится детям и они с удовольствием его исполняют.
Музыкальный руководитель: Из сундучка достаю карточку оранжевого цвета. Прошу подойти у кого оранжевые нотки.
А знаете ли вы, что можно здороваться не только друг с другом, но и с каждым пальчиком? Они хотя ув вас ещё маленькие, но уже ловкие да умелые: и рисовать умеют, и лепить, и снежки катать, и пуговицы застёгивать. А ещё все пальчики у нас очень разные и у каждого есть своё имя. Давайте сейчас вспомним их имена и поздороваемся и с пальчиками, и с ладошкой.
2. Пальчиковая игра «Утречко»
Утро настало, Потягиваются и разводят руки в стороны.
Солнышко встало. Скрещивают кисти рук перед собой,
Расставив пальцы-«лучики».
-Эй, братец Федя, Правый кулачок с отогнутым большим пальцем
Разбуди соседей. Ставят на раскрытую левую ладошку.
Вставай, большак! Левой рукой дважды лёгким щелчком касаются
правой руки.
Вставай, Указка! Эти же действия выполняют с указательным
Пальцем правой руки, остальные пальцы зажа-
ты в кулачок.
Вставай, Середка! Эти же действия выполняют со средним паль-
цем правой руки.
Вставай, Сиротка! То же с безымянным пальцем.
И крошка Митрошка! То же –смезинцем, правая ладонь полностью
раскрыта.
Привет, ладошка! Левой ладошкой хлопают по правой 2 раза.
Муз. руководитель: Ну вот, правую руку мы разбудили, теперь надо и левую ладошку разбудить, поздороваться с ней и с её пальчиками. (игра проводится ещё раз).
Музыкальный руководитель: Из сундучка достаю карточку желтого цвета. Прошу подойти у кого желтые нотки.
3. «Угадай-ка»
Прослушал песенку – ритм простучи!
Вам легко это сделать можно.
Но труднее узнать, что прозвучит,
Если ритм только слышать возможно!
Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.
Предлагаю взять деревянные ложки и прохлопать ритмический рисунок песни, а зрители должны ее угадать (показывает карточку с названием песни «Калинка».)
Музыкальный руководитель: Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника, тренирует память. Следует обратить внимание на то, что дети могут узнать только ту песню, которую они исполняли или слушали на занятиях.
Музыкальный руководитель: Из сундучка достаю карточку зелёного цвета. Участвуют те, у кого зелёные нотки.
4. «Спой и покажи».
Друзья, вы знаете,что такое звучащие жесты?
Хлопки, притопы, щелчки, шлепки-все это звучащие жесты. Предлагаем вам выполнить несколько упражнений с жестами.
Наши жесты пусть звучат,
И поём мы, и играем:
Координацию движений, ритм
В упражнениях развиваем.
Упражнение «Капели»
За окном звенят капели –(хлопают в ладоши)
И цветочки расцвели –(раскрывают ладошки, как цветок)
Поскорей бы прилетели – (хлопки по коленям)
Утки, гуси, журавли –(делают «клювики», скрещивают запястья)
Предлагаю вам, под песню «Добрый жук» показать слова жестами.
(Звучит песня «Добрый жук», участники показывают слова жестами)
Упражнение «Добрый жук»
Встаньте дети, встаньте в круг – (хлопки в ладоши)
Встаньте в круг, встаньте в круг – (хлопки по коленям)
Жил на свете добрый жук –(маршируют на месте)
Старый, добрый жук – (приседают и делают «рожки»)
Музыкальный руководитель: В игре у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений. Данная игра имеет множество вариантов.
Музыкальный руководитель: Из шкатулки достаю голубую карточку. Участвуют те, у кого голубые нотки.
5. «Поэтическое музицирование» (оркестр шумовых инструментов).
Музыкальный руководитель:
Музыку и слово, предлагаю связать
Они подарят сердцу вдохновенье.
Научимся читать мы с чувством, выраженьем,
Вперед, друзья! Навстречу достижениям!
(Участники с желтыми нотками озвучивают стихотворение «Ранним утром»)
Ранним утром на рассвете шух,шух,шух (маракас)
То ли аист, то ли ветер шух,шух, шух (маракас)
Пролетел среди берез у-у-у (бубен)
И по лесу тут же слухи ш-ш-ш (бубенцы)
Полетели, точно мухи з-з-з (колокольчик)
Покатился лесом гул гу-гу-гу (трещетка)
То спросонья лес вздохнул, гу-гу-гу (трещетка)
И посыпалась роса, кап-кап-кап-кап (металлофон)
Зазвучали голоса (играют все инструменты)
Музыкальный руководитель: С помощью таких упражнений дети совершенствуют различные навыки: чувство ритма, владение темпом, динамикой, развивается чувство ансамбля. Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.
Музыкальный руководитель: Из волшебного сундучка достаю синюю карточку. Участвуют те, у кого синие нотки.
6.«Театр пантомимы» или «Сказочные человечки»
Сейчас участники будут двигаться ритмично под музыку изображая,
того кого я назову.
а) деревянных человечков, как Буратино двигает руками, ногами – на шарнирах;
б) человечков стеклянных – идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;
в) веревочных человечков – расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;
г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.
Музыкальный руководитель: Такие игровые задания помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного занятия. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более что некоторые роли (или партии) могут исполнять несколько детей одновременно. Взрослый мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски.
Музыкальный руководитель: Из сундучка достаю фиолетовую карточку. Участвуют те, у кого фиолетовые нотки.
7.«Танцевальная минутка».
Музыкальный руководитель:
Звуки мы изображаем с помощью движений.
Исполняем и творим с большим воодушевлением.
Танец «Раз, ладошка». Е. Зарицкой.
Музыкальный руководитель: В музыкально-двигательных упражнениях ребенок не только исполняет, но и творит, придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.
И в заключении хочу сказать:
Наша память сохраняет
10% из того, что мы слышим;
50 % из того, что мы видим;
90% из того, что мы делаем.
Я надеюсь, что те методы и приемы, о которых я вам рассказала и показала пригодятся вам в работе в развитии музыкальных способностей дошкольников.
Всем спасибо за работу!