Ремпе Татьяна Александровна
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Русский пряник»
▼ Скачать +Заказ
Цель: формирование интереса к истории, обычаям и традициям русского народа.
Задачи:
1. Создать положительный, эмоциональный настрой всех участников данного мастер – класса;
2. Формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с традициями русского народа (через знакомство с историей пряника);
3. Развивать творческие способности и художественно – эстетический вкус при росписи и украшении пряника;
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Русский пряник“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пряники. Все о пряниках для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
4. Создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи; формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно - прикладного искусства;
5. Формировать интерес и эстетическое отношение к традициям русского народа; содействовать развитию воображения и чувства меры при украшении пряника;
6. Воспитывать дружеские взаимоотношения между взрослыми (коллегами, привычку трудиться сообща; побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки).
Здоровьесберегающие:
Соблюдать аккуратность в работе; следить за своей осанкой.
Оборудование: презентация «Русский пряник», ИКТ: проектор, экран, ноутбук, заготовки пряников, кондитерский мешочек, глазурь кондитерская белая, драже кондитерская, доска и коврик для работы с пряником, влажные салфетки, бумажные салфетки, книга рецептов, фартуки, косынки, макет печи, макет терема.
Предварительное работа: подбор материала, связанный с обычаями и традициями пряников на Руси, загадки, поговорки и пословицы о прянике, подготовка презентации.
Ход проведения мастер – класса :
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Здравствуйте, люди добрые, гости званые, гости желанные!
Очень рада видеть вас в нашем тереме! Как вы себя чувствуете! Нравится ли вам у нас? Я приготовили для Вас необычный мастер-класс.
А пришла я к вам не с пустыми руками. А с сундучком волшебным.
Загадаю вам загадку.
Знаю, знаю наперед.
Вы смекалистый народ!
Загадка:
Очень ароматные, сладкие и мятные
Сверху мы в глазурном глянце,
Словно в радостном румянце! (Пряник)
Воспитатель:
Верно это пряник! Молодцы.
Кто придумал тот секрет,
Точно не известно.
Может бабка, может дед
Замесили тесто.
Из муки и патоки
Выпекали пряники.
Пряники мятные
Сладкие, вкусные
К чаю ароматному
Угощенье знатное,
Если холод бушевал,
Странников усталых.
В дождь и стужу согревал
Чай из самовара.
Ну а к чаю странникам
Подавали пряники!
А вы любите пряники? А что такое пряник? Почему пряник назвали пряником? Какой продукт добавляют в тесто, чтобы он стал сладкий? Какие пряники бывают? Когда пекли пряники?
Вот на эти вопросы мы сегодня постараемся ответить.
2. Основная часть
Издавна на Руси ни один праздник, ни одно семейное событие не обходилось без красивых, ярких, праздничных пряников. Кто – то их пек сам, кто – то покупал, ими угощали гостей, дарили в качестве подарка. Пряники придумали в глубокой древности. Главное в прянике то, что он делается на меду: мед кладут в тесто. Добавляют пряные пахучие травы – отсюда и название ПРЯНИК.
История пряника на Руси насчитывает не одну сотню лет. Эти лакомства любили как взрослые, так и дети. Пряники пекли разные : медовые, с корицей, имбирем, в шоколадной и белой глазури и, конечно же, тульские.
Пряник считается русским кондитерским изделием, частью культурного наследия страны.
Всего существует три вида пряников :
Печатный: пряник готовился с помощью доски, в которой делали специальный оттиск, украшенный орнаментом, цветами. В истории пряника этот самый красивый.
Вырубной или вырезной: Для его приготовления применялся специальный шаблон, который прикладывали к раскатанному тесту и вырезали его силуэт.
Лепной: Его изготавливали в виде птиц, зверей, рыб. История пряника на Руси начиналась именно с лепного пряника.
Воспитатель:
Дорогие гости! Скоро Новый год! А это один из самых любимых праздников и больших, и маленьких. А в праздники принято дарить подарки. А самый лучший подарок это тот, который мы делаем своими руками. Как вы считаете, пряник – это хороший подарок?
Украсить пряник, целое искусство! Я приглашаю вас в терем, в нашу художественную мастерскую, где мы все станем чуточку художниками по украшению пряников.
Красно солнышко встает.
Нас работушка ждет.
Выходите девицы – красавицы
Свои умения показать.
Да гостей позабавлять!
А наши прянички пора из печи вынимать.
А перед тем как мы приступим.
Давайте вспомним, какие правила необходимо соблюдать при работе в кондитерской мастерской : надеваем фартуки и косынки, моем руки, (на столе приготовлен кувшин с водой и рушник, соблюдать порядок на рабочем столе, не мешаем друг другу.
Выберите понравившийся вам пряник, и мы приступим. Пряник можно украсить по своему усмотрению. Варианты узоров я покажу.
3. Практическая часть.
Участники мастер – класса присаживаются за стол. Воспитатель показывает, как правильно пользоваться кулинарными пакетиками с глазурью. Показывает приемы росписи, и использование разноцветной кулинарной посыпки. Участники украшают пряники.
4. Заключительная часть.
Дорогие гости посмотрите, какие красивые пряники у нас получились. Но теперь, чтобы наши красивые пряники стали настоящим подарком их нужно красиво упаковать. Для вас приготовлены коробочки и красивые ленты. Положим пряник в коробочку и перевяжем красивой лентой. Вот так! Теперь это настоящий подарок!
Я надеюсь, что вам понравилось в нашей мастерской, и вы узнали много нового и интересного. Важно помнить, русские традиции не умирают, они будут жить в веках. А наша с вами задача – эти традиции сохранять, оберегать и передавать своим потомкам.
Если хочешь сладко жить.
И остаться статным.
Надо чай зеленый пить
С пряником печатным.
С давних лет на Руси
Пряники любили.
Их наши дедушки любя
Бабушкам дарили!
Наш мастер класс закончен. Спасибо за внимание!