Лучший педагог года

Мастер класс для педагогов ДОУ «Прогулка в радость»

Малахова
Мастер класс для педагогов ДОУ «Прогулка в радость»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Расширение и систематизирование экологических знаний педагогов;

распространение и передача педагогического опыта.

Задачи: Продуктивное использование прогулки для общения с природой ближайшего окружения; повышение профессионального мастерства педагогов в экологическом воспитании дошкольников; активизация мыслительно-поисковой деятельности; развитие познавательного интереса;

Публикация «Мастер класс для педагогов ДОУ „Прогулка в радость“» размещена в разделах

установление тесного сотрудничества между педагогами; привлечение к защите окружающей среды.

Материалы и оборудование: кусочки фольги 0,5на1см, маски с изображением деревьев для инсценировки, «подарки для дерева» из цветной бумаги.

Ход мастер класса

Одной из форм познания окружающего мира ребенком дошкольником является наблюдение. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой, показывает взаимосвязь различных явлений природы.

Наблюдения сопровождаются точными объяснениями воспитателя того, что видят дети в этот момент, чем конкретнее и ярче останутся у ребенка представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии применять полученные знания на практике.

Важно, чтобы был диалог с детьми – когда дети не только слушают, а еще и обсуждают увиденное вслух, знание прочнее закрепляется в их сознании.

Сегодня я предлагаю совершить прогулку по экологической тропе нашего детского сада, в ходе которой я представлю вам несколько игр и приемов, которые можно использовать в наблюдениях на прогулке с вашими воспитанниками. Мы с вами отправимся к самому большому объекту тропы-в Ботанический сад.

Одним из важнейших компонентов экологической развивающей среды является экологическая тропа, она позволяет воспитанникам наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить экологические проблемы и найти пути их решения. Планирование работы на экологической тропе осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе. При организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, викторины.

Экологическая тропа – это средство экологического образования, нравственного, эстетического, трудового воспитания воспитанников.

Цель тропы: Создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать экологическую культур, через формирование практического опыта природопользования.

Задачи: Обучающие: учить детей устанавливать взаимосвязи в природе: солнце пригревает – тает снег – появились первые растения, набухли почки – появились насекомые – прилетели птицы, учить детей замечать и называть сезонные изменения в природе; продолжать знакомить с растительным и животным миром. Развивающие: развивать наблюдательность, умение замечать пробуждение природы, описывать свои чувства, используя разные виды анализаторов (запах талой воды, звук капели, ощущение солнечного тепла на коже). Воспитательные: воспитывать стремление к бережному отношению к природе, желание охранять её; формировать умение получать удовольствие от духовного общения с природой.

Формы и методы работы на экологической тропе - это экологические беседы; экологические экскурсии, викторины; экологические акции; обсуждение и проигрывание ситуаций; экспериментирование; наблюдения; экологические игры; трудовой десант.

Уважаемые коллеги, за какими объектами живой природы мы можем осуществить наблюдение с детьми в Ботаническом саду нашего детского сада? (ответы воспитателей)

Сегодня объектом нашего наблюдения будут деревья. Какие деревья, растущие на территории нашего детского сада вы можете назвать?

Как вы думаете, у какого дерева ветки растут в стороны? (Клен)

Краткая информация. Это одно из самых быстрорастущих деревьев. Почти все известные виды клёнов используются в декоративных целях. Пасечники часто высаживают клёны возле своих владений, так как эти деревья — отличные медоносы, и их очень любят пчёлы.

А вы знаете какое дерево способно вырасти первым на месте лесного пожара?

Красота березы в стройном стволе, в тонких ветвях, в нарядных сережках, что весной, еще раньше листьев, появляются на ее ветвях. Сережки – это цветы березы. Удивителен ствол березы. Это единственное дерево, в коре которого есть белое красящее вещество – бетулин.

В народе говорят так: «У березы 4 дела: первое дело – мир освещать; второе дело – крик утешать; третье дело – больных исцелять; четвертое дело – чистоту соблюдать». Мир освещался березовой лучиной – главным источником света вечерами в крестьянских избах. Крик, то есть скрип телег, «утишался» путем смазывания колес березовым дегтем. Чистота соблюдалась в бане с помощью березовых веников. А об исцелении больных речь пойдет особо. Береза – целительница запасла лекарственные вещества и в почках, и в листьях, и в коре, и в древесине. Даже из паразитического гриба чаги делают лекарственные препараты. А березовый сок – это целая аптека: микроэлементы, сахар, белки, кислоты, дубильные вещества, витамины. Березовый сок укрепляет организм, помогает при заболеваниях легких.

Нельзя забывать и о бересте, ведь именно на ней писали письма наши далекие предки. И в наше время из бересты делают чудесную берестяную посуду и украшения.

Как по-другому можно назвать макаронное дерево с цветами орхидеи и яблочным ароматом?

Катальпа - очень красивое и эффектное листопадное дерево высотой от 5 до 30 м, которое притягивает взгляды с ранней весны и до поздней осени. В период цветения катальпа покрывается крупными соцветиями необычайно красивых цветов, очень похожих на цветы орхидеи, да еще обладающих яблочным ароматом. Еще одно отличие Катальпы от большинства деревьев заключается в том, что осенью она практически не желтеет и сбрасывает зеленые листья при понижении температуры ниже нулевой отметки.

Какое дерево относится к хвойным, но его веточками нельзя уколоться?

Французские монархи, зная о целебных свойствах туи, назвали ее «деревом жизни» и приказали разводить ее в своих парках. Из туи изготовляют эфирное масло, которое снимает стресс и сильное перенапряжение, уменьшает тревожность и страх и помогает при бессоннице. Но при этом следует знать, что масла из туи используют только для наружного применения и в малых дозах, поскольку при излишествах оно ядовито.

Подобные вопросы вы можете задать детям, это активизирует их познавательный интерес, поможет определить объект исследования.

Прежде чем планировать наблюдение с детьми воспитатель должен тщательно изучить объект наблюдения.

Как и все живое, деревья обладают своей собственной энергетикой и способны положительно влиять на психику человека.

Целебное действие деревьев имеет свое научное название. Это, так называемая древотерапия. Обнимание деревьев способствует более быстрому усвоению знания, лучшему запоминанию, улучшает настроение и придает энергии. Лучше всего действующим на человека деревом является береза.

Обнимая дерево, человек, как правило, испытывает положительные эмоции, это также позволяет почувствовать единство и гармонию с природой.

Положительной биоэнергией обладают такие деревья как: береза, дуб, клен, сосна, ива, каштан, ясень, липа.

Деревья с отрицательной биоэнергетикой: осина, ольха, тополь, ель, платан, черемуха.

Однако для равновесия нужны оба типа деревьев, поэтому прогулки по лесу способны восполнить этот пробел.

Дуб поможет вам если вы нуждаетесь в позитивной энергии, если вы чувствуете, что вам остро не хватает жизненной энергии, у вас апатия или беспричинная усталость. Однако дуб — это не только символ силы, но и суровое дерево, которое не любит отчаявшихся и «нытиков», но поможет восполнить силы стойким людям, борцам по характеру.

Сосна приносит спокойствие и умиротворение. Если у вас накопилась усталость, негативные эмоции, раздражительность, просто прикоснитесь к сосне и подумайте о чем-то хорошем.

Клен принесет вам равновесие, спокойствие и невозмутимость, поможет побороть в себе гнев. Клен имеет способность впитывать в себя агрессию и избыточную энергию.

Ясень – это философское дерево, дерево мыслителей, поможет вам разобраться в своих мыслях.

Все мы люди разные, у нас разные проблемы, разное отношение к жизни, деревья это чувствуют. Но если вы найдете подходящее для вас дерево-донор, то оно поможет вам избавиться не только от стресса, но и будет заряжать вас энергией.

Как же найти свое дерево? Наши предки использовали очень простой способ определения энергетики дерева по отношению именно к вам. Они брали небольшую полоску фольги (0,5на1см) двумя пальцами и подойдя к дереву в безветренную погоду, наблюдали, если фольга отклонится в вашу сторону, значит дерево будет подпитывать вас энергией.

Игра эксперимент: Предлагаю попробовать этим способом найти свое дерево, может быть нам повезет, и мы сможем обрести дерево-донор в нашем Ботаническом саду.

А сейчас я хочу предложить вам несколько вариантов игр, которые вы можете применять на прогулке с детьми.

Игра «Дерево-это…»

- Эта игра развивает мышление, актуализирует опыт детей, их знания, позволяет взглянуть на один и тот же объект с разных сторон.

Ведущий предлагает воспитателям определить какое значение имеет то или иное дерево для разных животных и птиц.

Для птицы дерево – это… (столовая, место для гнездования)

Для жука дуб – это… (его жилище, место где он откладывает личинки)

Для художника дерево – это … (источник вдохновения)

Для человека дерево – это… (место где можно укрыться от зноя)

Дерево для мебельщика – это… (древесина)

Речевая игра «Дерево живое существо»

Эта игра учит соотносить строение дерева со строением тела человека; формирует интерес к растительному миру.

Перед игрой можно загадать детям загадки о деревьях, предложить сравнить себя с деревом, подумать, если бы ребенок был деревом, то каким именно и почему.

Сегодня мы с вами сравним дерево с человеком. Вот вопросы:

- Как вы думаете, похожи деревья на людей?

- У человека есть туловище. А что у дерева вместо туловища? (Ствол)

- У человека есть кожа. А что у дерева? (Кора)

- У человека есть руки. А у дерева что. (Ветки)

- У человека есть ноги. А у дерева что? (Корни)

- Для чего человеку кожа? Для чего дереву кора?

- Для чего человеку руки? Для чего дереву ветки, листья?

- Для чего человеку ноги? Для чего дереву корни?

Вот, видите сколько у нас общего с деревьями. А главное, человек

рождается, растет и стареет. И дерево тоже рождается, растет и стареет. И

человек и дерево живые существа.

Игра-инсценировка «Как деревья спорили»

- Еще одна интересная игра, которая способствует развитию памяти, внимания и тренировке умственных и творческих способностей дошкольников, инсценировка. Сегодня мы с вами попробуем разыграть небольшую сценку под названием «Как деревья спорили»

Ведущий раздает воспитателям картинки с изображением разных деревьев.

«Однажды деревья на участке нашего детского сада затеяли спор, кто из них самый главный. Я-самая главная –говорит черемуха- у меня цветы красивые и ягодки вкусные». Воспитатели должны продолжить спор от лица своего дерева.

- Так какое же дерево самое главное? (Нет среди деревьев главных, все дают кислород, воздух очищают, кормят птиц.)

Игра с мячом «Я знаю»

Цель: создать условия для речевой активности, закрепить название животных.

Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий деревьев» и перечисляет ( например: ель, береза, дуб, сосна, осина) и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

Игра «Подарок дереву»

- Уважаемые коллеги, а в завершении нашей прогулки я хочу предложить вам поиграть еще в одну интересную игру «Подарок дереву». Я приготовила для вас разные подарки, выберите то что вам больше всего понравилось и подарите дереву, объясняя их значение и оставляя свои пожелания (вырезанные из бумаги «подарки» на ниточках: птичка, зеленый листочек, кормушка, солнышко, капелька, дождевой червяк, тучка, пчелка, почва, семена, цветок, бабочка, садовник, группа детей).

- Я начну, а вы последуйте моему примеру. «Милая березка, я дарю тебе зеленый листик, пусть весной их вырастет много-много, они будут шуметь, а я приду послушать их шелест и укрыться от жаркого летнего солнца».

- Кроме тех игр, в которые мы сегодня с вами поиграли, существует множество других дидактических, речевых и подвижных игр, которые мы с вами ежедневно применяем в своей работе.

Рефлексия.

- Наш мастер класс подошел к концу. Был ли полезен материал, который я приготовила для вас? Что интересного вы узнали? Что будете применять в своей работе?

- Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

«Да здравствует радость творчества!» Консультация для педагогов и родителей дошкольного возраста«Да здравствует радость творчества!» Консультация для педагогов и родителей дошкольного возраста ДА ЗДРАВСТВУЕТ РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА! Поём Опыт вокального искусства, пусть и самый неумелый, помогает научиться слушать себя, выделять из.

«Разделённая радость — радость вдвойне!» Сегодня я получила награду «Серебряный блог». Я шла к этому один год, пять месяцев и десять дней. Конспекты занятий, фотоотчёты праздников,.

«Ромашковый букет — радость лета». Мастер-класс«Ромашковый букет — радость лета». Мастер-класс Милые женщины, хочу порадовать Вас ромашковым букетом! Я - вдвойне счастлива, потому что сам процесс изготовления ромашек уже наполняет.

Фотоотчет о проведении мастер-класса для педагогов «Радость общения с книгой. Метод «Сторисек»Фотоотчет о проведении мастер-класса для педагогов «Радость общения с книгой. Метод «Сторисек» Цель : Познакомить педагогов с методом " Сторисек ", как способом развития интереса к чтению художественной литературы. Задачи: - передать.

Консультация для педагогов «Музыкальный уголок — радость творчества островок!»Консультация для педагогов «Музыкальный уголок — радость творчества островок!» Необходимое условие для формирования самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников – это создание определенной материальной среды,.

Мастер-класс по изготовлению открытки «Пасхальная радость»Мастер-класс по изготовлению открытки «Пасхальная радость» Ещё идёт Великий Пост, но мы с детьми уже приготовили пасхальные открытки. Светлая Пасха для многих ассоциируется с весной, надеждой, Великим.

Мастер-класс по изготовлению кормушки «Птичья радость»Мастер-класс по изготовлению кормушки «Птичья радость» Пришла долгожданная весна, за окном только и слышно веселое щебетание птичек. Мы с мамой решили привлечь голодных пернатых новенькой кормушкой.

Мастер-класс «Пасхальная радость». Композиция к праздникуМастер-класс «Пасхальная радость». Композиция к празднику Праздничные дни на исходе, а ощущение радости, света, тепла продолжаются. В настоящее время очень актуально проводить работу по духовно.

Мастер-класс «Радость форм и цвета». Модульное рисованиеМастер-класс «Радость форм и цвета». Модульное рисование Цвет- это выражение качества энергии, какую несет среда. Иными словами, любой предмет несет в себе энергию определенного качества, в нашем.

Фотоотчет «Зимняя прогулка — радость детворе»Фотоотчет «Зимняя прогулка — радость детворе» Прогулка в дошкольном учреждении- самое любимое время у детей. Мы знаем, что прогулка –это режимный момент жизнедеятельности детей в детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер класс для педагогов ДОУ «Прогулка в радость»
Опубликовано: 14 января 2024 в 19:56
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер класс для педагогов ДОУ «Прогулка в радость»» (включая файлы) размещена пользователем Малахова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД