Малахова
Мастер класс для педагогов ДОУ «Прогулка в радость»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение и систематизирование экологических знаний педагогов;
распространение и передача педагогического опыта.
Задачи: Продуктивное использование прогулки для общения с природой ближайшего окружения; повышение профессионального мастерства педагогов в экологическом воспитании дошкольников; активизация мыслительно-поисковой деятельности; развитие познавательного интереса;
Публикация «Мастер класс для педагогов ДОУ „Прогулка в радость“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
установление тесного сотрудничества между педагогами; привлечение к защите окружающей среды.
Материалы и оборудование: кусочки фольги 0,5на1см, маски с изображением деревьев для инсценировки, «подарки для дерева» из цветной бумаги.
Ход мастер класса
Одной из форм познания окружающего мира ребенком дошкольником является наблюдение. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой, показывает взаимосвязь различных явлений природы.
Наблюдения сопровождаются точными объяснениями воспитателя того, что видят дети в этот момент, чем конкретнее и ярче останутся у ребенка представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии применять полученные знания на практике.
Важно, чтобы был диалог с детьми – когда дети не только слушают, а еще и обсуждают увиденное вслух, знание прочнее закрепляется в их сознании.
Сегодня я предлагаю совершить прогулку по экологической тропе нашего детского сада, в ходе которой я представлю вам несколько игр и приемов, которые можно использовать в наблюдениях на прогулке с вашими воспитанниками. Мы с вами отправимся к самому большому объекту тропы-в Ботанический сад.
Одним из важнейших компонентов экологической развивающей среды является экологическая тропа, она позволяет воспитанникам наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить экологические проблемы и найти пути их решения. Планирование работы на экологической тропе осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе. При организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, викторины.
Экологическая тропа – это средство экологического образования, нравственного, эстетического, трудового воспитания воспитанников.
Цель тропы: Создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать экологическую культур, через формирование практического опыта природопользования.
Задачи: Обучающие: учить детей устанавливать взаимосвязи в природе: солнце пригревает – тает снег – появились первые растения, набухли почки – появились насекомые – прилетели птицы, учить детей замечать и называть сезонные изменения в природе; продолжать знакомить с растительным и животным миром. Развивающие: развивать наблюдательность, умение замечать пробуждение природы, описывать свои чувства, используя разные виды анализаторов (запах талой воды, звук капели, ощущение солнечного тепла на коже). Воспитательные: воспитывать стремление к бережному отношению к природе, желание охранять её; формировать умение получать удовольствие от духовного общения с природой.
Формы и методы работы на экологической тропе - это экологические беседы; экологические экскурсии, викторины; экологические акции; обсуждение и проигрывание ситуаций; экспериментирование; наблюдения; экологические игры; трудовой десант.
Уважаемые коллеги, за какими объектами живой природы мы можем осуществить наблюдение с детьми в Ботаническом саду нашего детского сада? (ответы воспитателей)
Сегодня объектом нашего наблюдения будут деревья. Какие деревья, растущие на территории нашего детского сада вы можете назвать?
Как вы думаете, у какого дерева ветки растут в стороны? (Клен)
Краткая информация. Это одно из самых быстрорастущих деревьев. Почти все известные виды клёнов используются в декоративных целях. Пасечники часто высаживают клёны возле своих владений, так как эти деревья — отличные медоносы, и их очень любят пчёлы.
А вы знаете какое дерево способно вырасти первым на месте лесного пожара?
Красота березы в стройном стволе, в тонких ветвях, в нарядных сережках, что весной, еще раньше листьев, появляются на ее ветвях. Сережки – это цветы березы. Удивителен ствол березы. Это единственное дерево, в коре которого есть белое красящее вещество – бетулин.
В народе говорят так: «У березы 4 дела: первое дело – мир освещать; второе дело – крик утешать; третье дело – больных исцелять; четвертое дело – чистоту соблюдать». Мир освещался березовой лучиной – главным источником света вечерами в крестьянских избах. Крик, то есть скрип телег, «утишался» путем смазывания колес березовым дегтем. Чистота соблюдалась в бане с помощью березовых веников. А об исцелении больных речь пойдет особо. Береза – целительница запасла лекарственные вещества и в почках, и в листьях, и в коре, и в древесине. Даже из паразитического гриба чаги делают лекарственные препараты. А березовый сок – это целая аптека: микроэлементы, сахар, белки, кислоты, дубильные вещества, витамины. Березовый сок укрепляет организм, помогает при заболеваниях легких.
Нельзя забывать и о бересте, ведь именно на ней писали письма наши далекие предки. И в наше время из бересты делают чудесную берестяную посуду и украшения.
Как по-другому можно назвать макаронное дерево с цветами орхидеи и яблочным ароматом?
Катальпа - очень красивое и эффектное листопадное дерево высотой от 5 до 30 м, которое притягивает взгляды с ранней весны и до поздней осени. В период цветения катальпа покрывается крупными соцветиями необычайно красивых цветов, очень похожих на цветы орхидеи, да еще обладающих яблочным ароматом. Еще одно отличие Катальпы от большинства деревьев заключается в том, что осенью она практически не желтеет и сбрасывает зеленые листья при понижении температуры ниже нулевой отметки.
Какое дерево относится к хвойным, но его веточками нельзя уколоться?
Французские монархи, зная о целебных свойствах туи, назвали ее «деревом жизни» и приказали разводить ее в своих парках. Из туи изготовляют эфирное масло, которое снимает стресс и сильное перенапряжение, уменьшает тревожность и страх и помогает при бессоннице. Но при этом следует знать, что масла из туи используют только для наружного применения и в малых дозах, поскольку при излишествах оно ядовито.
Подобные вопросы вы можете задать детям, это активизирует их познавательный интерес, поможет определить объект исследования.
Прежде чем планировать наблюдение с детьми воспитатель должен тщательно изучить объект наблюдения.
Как и все живое, деревья обладают своей собственной энергетикой и способны положительно влиять на психику человека.
Целебное действие деревьев имеет свое научное название. Это, так называемая древотерапия. Обнимание деревьев способствует более быстрому усвоению знания, лучшему запоминанию, улучшает настроение и придает энергии. Лучше всего действующим на человека деревом является береза.
Обнимая дерево, человек, как правило, испытывает положительные эмоции, это также позволяет почувствовать единство и гармонию с природой.
Положительной биоэнергией обладают такие деревья как: береза, дуб, клен, сосна, ива, каштан, ясень, липа.
Деревья с отрицательной биоэнергетикой: осина, ольха, тополь, ель, платан, черемуха.
Однако для равновесия нужны оба типа деревьев, поэтому прогулки по лесу способны восполнить этот пробел.
Дуб поможет вам если вы нуждаетесь в позитивной энергии, если вы чувствуете, что вам остро не хватает жизненной энергии, у вас апатия или беспричинная усталость. Однако дуб — это не только символ силы, но и суровое дерево, которое не любит отчаявшихся и «нытиков», но поможет восполнить силы стойким людям, борцам по характеру.
Сосна приносит спокойствие и умиротворение. Если у вас накопилась усталость, негативные эмоции, раздражительность, просто прикоснитесь к сосне и подумайте о чем-то хорошем.
Клен принесет вам равновесие, спокойствие и невозмутимость, поможет побороть в себе гнев. Клен имеет способность впитывать в себя агрессию и избыточную энергию.
Ясень – это философское дерево, дерево мыслителей, поможет вам разобраться в своих мыслях.
Все мы люди разные, у нас разные проблемы, разное отношение к жизни, деревья это чувствуют. Но если вы найдете подходящее для вас дерево-донор, то оно поможет вам избавиться не только от стресса, но и будет заряжать вас энергией.
Как же найти свое дерево? Наши предки использовали очень простой способ определения энергетики дерева по отношению именно к вам. Они брали небольшую полоску фольги (0,5на1см) двумя пальцами и подойдя к дереву в безветренную погоду, наблюдали, если фольга отклонится в вашу сторону, значит дерево будет подпитывать вас энергией.
Игра эксперимент: Предлагаю попробовать этим способом найти свое дерево, может быть нам повезет, и мы сможем обрести дерево-донор в нашем Ботаническом саду.
А сейчас я хочу предложить вам несколько вариантов игр, которые вы можете применять на прогулке с детьми.
Игра «Дерево-это…»
- Эта игра развивает мышление, актуализирует опыт детей, их знания, позволяет взглянуть на один и тот же объект с разных сторон.
Ведущий предлагает воспитателям определить какое значение имеет то или иное дерево для разных животных и птиц.
Для птицы дерево – это… (столовая, место для гнездования)
Для жука дуб – это… (его жилище, место где он откладывает личинки)
Для художника дерево – это … (источник вдохновения)
Для человека дерево – это… (место где можно укрыться от зноя)
Дерево для мебельщика – это… (древесина)
Речевая игра «Дерево живое существо»
Эта игра учит соотносить строение дерева со строением тела человека; формирует интерес к растительному миру.
Перед игрой можно загадать детям загадки о деревьях, предложить сравнить себя с деревом, подумать, если бы ребенок был деревом, то каким именно и почему.
Сегодня мы с вами сравним дерево с человеком. Вот вопросы:
- Как вы думаете, похожи деревья на людей?
- У человека есть туловище. А что у дерева вместо туловища? (Ствол)
- У человека есть кожа. А что у дерева? (Кора)
- У человека есть руки. А у дерева что. (Ветки)
- У человека есть ноги. А у дерева что? (Корни)
- Для чего человеку кожа? Для чего дереву кора?
- Для чего человеку руки? Для чего дереву ветки, листья?
- Для чего человеку ноги? Для чего дереву корни?
Вот, видите сколько у нас общего с деревьями. А главное, человек
рождается, растет и стареет. И дерево тоже рождается, растет и стареет. И
человек и дерево живые существа.
Игра-инсценировка «Как деревья спорили»
- Еще одна интересная игра, которая способствует развитию памяти, внимания и тренировке умственных и творческих способностей дошкольников, инсценировка. Сегодня мы с вами попробуем разыграть небольшую сценку под названием «Как деревья спорили»
Ведущий раздает воспитателям картинки с изображением разных деревьев.
«Однажды деревья на участке нашего детского сада затеяли спор, кто из них самый главный. Я-самая главная –говорит черемуха- у меня цветы красивые и ягодки вкусные». Воспитатели должны продолжить спор от лица своего дерева.
- Так какое же дерево самое главное? (Нет среди деревьев главных, все дают кислород, воздух очищают, кормят птиц.)
Игра с мячом «Я знаю»
Цель: создать условия для речевой активности, закрепить название животных.
Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий деревьев» и перечисляет ( например: ель, береза, дуб, сосна, осина) и возвращает мяч воспитателю.
Аналогично называются другие классы объектов природы.
Игра «Подарок дереву»
- Уважаемые коллеги, а в завершении нашей прогулки я хочу предложить вам поиграть еще в одну интересную игру «Подарок дереву». Я приготовила для вас разные подарки, выберите то что вам больше всего понравилось и подарите дереву, объясняя их значение и оставляя свои пожелания (вырезанные из бумаги «подарки» на ниточках: птичка, зеленый листочек, кормушка, солнышко, капелька, дождевой червяк, тучка, пчелка, почва, семена, цветок, бабочка, садовник, группа детей).
- Я начну, а вы последуйте моему примеру. «Милая березка, я дарю тебе зеленый листик, пусть весной их вырастет много-много, они будут шуметь, а я приду послушать их шелест и укрыться от жаркого летнего солнца».
- Кроме тех игр, в которые мы сегодня с вами поиграли, существует множество других дидактических, речевых и подвижных игр, которые мы с вами ежедневно применяем в своей работе.
Рефлексия.
- Наш мастер класс подошел к концу. Был ли полезен материал, который я приготовила для вас? Что интересного вы узнали? Что будете применять в своей работе?
- Спасибо за внимание.