Елена Васильевна Касимова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Отходы без вреда для природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов ДОУ
Тема: «Отходы без вреда для природы».
Целевая аудитория: педагоги дошкольных образовательных учреждений.
Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии, повышение профессионального мастерства.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с образовательными технологиями «экологический геокешинг», «ай-стоппер», «филворд», «скрайбинг», «кроссенс».
2. Апробировать образовательные технологии в практической деятельности.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Экология, природа. Семинары, мастер-классы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход мастер-класса :
1 часть «Теоретическая»
Материал: экран, проектор, столы, стулья для участников.
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы рады вновь приветствовать вас в нашем детском саду! Я приглашаю вас на свой мастер-класс.
Слайд 1
И тема мастер-класса : «Отходы без вреда для природы».
Перед тем как начать мастер-класс, мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли? Представьте, что ваши ладошки это барометр настроения, и, разводя их в стороны, покажите, насколько хорошее у вас настроение. Чем шире расставлены ваши ладошки, тем настроение лучше, чем уже сведены ладошки, тем настроение хуже.
Итак, мы начинаем.
Слайд 2
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики. Это и здоровьесберегающие, информационные, портфолио и др. Сегодня я хочу вам показать и рассказать про некоторые из техник, технологий, которые мы используем в экологическом воспитании наших детей.
Одной из таких технологий, направленных на всестороннее развитие личности, является технология геокешинга.
А вы знаете, что это такое?
Слайд 3
Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокешинг – поиск тайников, сделанных другими участниками игры.
Вы все с детства знакомы с этой технологией. Вспомните, как вы в детстве играли в «Зарницу», «Форт Боярд», а сейчас играют в Квест.
Путеводителем по маршруту для детей может быть волшебный клубок, карта, карточки с подсказками и метками. В конце игры детей ждет сюрпризный момент - клад.
Слайд 4
И сегодня мы предлагаем вам поиграть в геокешинг, но не простой, а экологический, и поможет нам отправиться в путь карта.
- Вы сегодня будете исследователями, а я вашим навигатором. Но, чтобы отправиться в путешествие я предлагаю вам ответить на мой вопрос: Что же такое мусор?
Это: 1. Отбросы, крупный сор.
2. Измельченный кирпичный щебень или смесь глины и толченого угля, служащие для разных технических целей (спец.). Например, говорят: Удобрять торфяную почву мусором.
3. Бесполезные, ненужные вещи, хлам.
А вы знаете какие категории мусора бывают?
Слайд 5
Основные категории, на которые разделяется бытовой мусор, следующие: бумага, картон, стекло, пластик, текстиль, металл, пищевые отходы, опасные и несортируемые отходы — то есть те, которые не входят в основные категории и не могут быть переработаны вторично. Такие отходы вывозятся на полигоны или мусоросжигательные заводы. Все остальные категории можно переработать и дать им вторую жизнь.
Какие вы молодцы, и за это я вам даю первую часть карты.
Первая часть карты с точкой №1 ФИЛВОРД.
Слайд 6
1. Филворды (или Венгерские кроссворды) – это разновидность кроссвордов, в таких кроссвордах все слова уже вписаны и их нужно только найти среди букв. Слова могут "ломаться" в любом направлении (кроме диагонального) и не пересекаются.
Слайд 7
Филворды очень удобно использовать в тематические дни и недели. Мы используем их в более упрощенном варианте в подготовительной группе. Слова берем короткие из – одно -двусложные. А на самом деле филворд – это таблица, в каждой строчке среди лишних букв спряталось одно слово.
Какая польза от такого задания?
- развиваем произвольное внимание
- тренируем зрительное восприятие
- тренируем навык чтения
- расширяем словарный запас
- углубляем знания об окружающем мире.
Сейчас я вам предлагаю найти слова, которые относятся к теме «Мусор», а из оставшихся букв составить слово.
Какое слово вы угадали? Правильно.
А я даю коробку и кусочек карты. Идем с вами дальше. Следующая наша точка – Скрайбинг.
Рядом с коробкой лежит кусочек карты со следующей остановкой «Скрайбинг».
На мольберте висит ватман А3
Слайд 8
2. Скрайбинг – это техника презентации, речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске или белом листе бумаги.
Давно известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому устный рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычный рассказ. Используя данную технологию, мы при этом не загружаем детей большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом.
Слайд 9
Рисовать можно чем угодно и фломастерами и карандашами, используя бумагу, презентационную доску, сопровождать это все можно рисунками, пиктограммами, символами, буквами, цифрами. И самое главное в этой технологии - все- таки не картинки, схемы, а история, которая ведет за собой повествование.
Я сейчас вам зачитаю стихотворение, а вас попрошу его заслушать и зарисовать схематично, а потом попробовать его прочитать при помощи своего рисунка.
Возьмите листочки и фломастеры.
Всё из пластика кругом:
Цветы, бутылки, даже дом!
Не дышать планете нашей,
Пока его не уберём.
-Вы справились с заданием, и я хочу вам дать коробку. Что мы попытались зарисовать?
Правильно, это пластик.
Выдается коробка с пластиковыми бутылками, и следующий кусочек карты с точкой «Кроссенс».
Следующая наша точка «Кроссенс».
Слайд 10
2. Слово "кроссенс" придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд". Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает "пересечение смыслов".
Слайд 11
Этот прием разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом.
Слайд 12
Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.
Кроссенс - это набор картинок. Связи, между которыми могут быть как поверхностными, так и глубинными.
Слайд 13
Кроссенс представляет собой таблицу из девяти картинок на самые разные темы и каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу.
Разгадывая кроссенс, сопоставлять картинки можно слева направо, сверху вниз и по диагонали. А можно выбрать для себя любую картинку и начать устанавливать взаимосвязи с другими картинками.
Для более полного понимания работы этого метода проведём подготовительное упражнение.
Слайд 14
Найдите ассоциативную связь между ёжиком и ёлкой? (показ картинок) (У обоих есть иголки)
Слайд 15
А что общего может быть, что общего между консервной банкой и золотом? (показ картинок) (металл.)
Это очень простые примеры, они под силу даже маленькому ребенку.
Слайд 16
Для работы с детьми 5-7 лет предлагаются следующие варианты:
- проговаривая с детьми возможные варианты взаимосвязи предметов и явлений;
- направление решения кроссенса: кроссенс можно решать в любом направлении, т. е. все символы в таблице взаимосвязаны определенным смыслом. Однако у дошкольников наблюдается недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений, поэтому возникают трудности восприятия материала. Предлагается, особенно на начальных этапах использования технологии, определять направление в таблице (можно рисовать стрелочки, или просто показывать направление от одной картинке в таблице к другой по часовой стрелке).
Наши дети любят решать такие головоломки.
Слайд 17
А вот еще пример, что общего между картинками:
Какое слово их объединяет, объясните?
Первая картинка – это:
1. Полигон — территория (объект) для проведения войсковых учений или испытаний вооружений и военной техники.
2. Полигон для ТБО.
Молодцы! Мы продолжаем.
Слайд 18
Итак, представляю вашему вниманию кроссенс. Как видите, он размещается на поле из девяти квадратов. Но в отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу.
Как вы думаете, какой темой объединены эти картинки? Все верно, это мусор, отходы.
Слайд 19
Далее я предлагаю разгадать следующий «Кроссенс» слова стекло. Молодцы.
Выдается коробка со стеклом и следующий кусочек карты «Ай-стоппер».
Следующая наша точка на карте «Ай-стопер»
Слайд 20
4. Ай-стоппер (от англ. Eye stopper - ловушка для глаза) - яркий, неординарный, выделяющийся элемент или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание.
Задача стоппера остановить случайно брошенный взгляд, вызвать любопытство, приковать внимание, обеспечить тем самым интерес и запоминаемость.
Стоппер не имеет четко ограниченных правил оформления. Это может быть изображение, или надпись, или игрушка. Особенность стопперов состоит в том, что они редко содержат текстовое описание. Задачей стоппера не является уведомить детей о самом содержании, а лишь вызвать любопытство, привлечь внимание к нему в целях решения вопроса, обеспечить тем самым интерес и запоминаемость.
Слайд 21
Этой особенностью воспользовались для создания экологических ай-стопперов, призванных обратить внимание, приковать взгляд к экологическим объектам, привлечь внимание к объекту живой и неживой природы, вызвать тем самым публичный интерес.
Слайд 22
У нас в группе создан ай-стоппер «Поможем природе вместе», для привлечения внимания родителей и детей в важности сортировки мусора. Ярким ай-стоппером в нашей группе являются мусорные контейнеры. Для того, чтобы переработка мусора была эффективной и оправданной, необходимо, чтобы отходы были разделены по принципу материала, из которого они изготовлены, то есть стекло отдельно от бумаги, пластика, дерева и т. д.
Давайте теперь соберем нашу карту и увидим Ай-стоппер нашего матер-класса.
Слайд 23
Слайд 24
Не зря в течение всего вашего путешествия геокешинга вы получали коробки разного цвета. Это своеобразные контейнеры для мусора.
Раздельный сбор мусора позволяет отделить перерабатываемые отходы от не перерабатываемых, а также выделить отдельные типы отходов, пригодные для вторичного использования.
Какого цвета баки для раздельного сбора мусора?
Слайд 25
В Европе есть разработанные стандарты цвета баков для раздельного сбора мусора:
Красный – отходы, которые утилизируются безвозвратно
Синий – макулатура
Зеленый – стекло
Оранжевый – пластик
Желтый – картон
Коричневый – опасные химические отходы
Черный – пищевые продукты.
У нас в России цвета контейнеров для сортировки законодательно не закреплены, поэтому они могут различаться.
Четвертый контейнер предназначен для металла. Я предлагаю вам поиграть и попробовать рассортировать мусор по контейнерам-коробкам. Все эти категории можно переработать и дать им вторую жизнь. С семьями воспитанников приняли участие в акции «Вторая жизнь ненужным вещам». Обратите внимание на нашу выставку.
Вот мы и нашли наш клад. Посмотрите на коробку. Это многофункциональная коробка-сюрприз.
Слайд 26
Многофункциональность пособия заключается в том, что его можно использовать в различных видах деятельности. Конструкция мобильна и состоит из коробочек, наполненных разными сюрпризами и дидактическими играми на различные темы, её удобно использовать и хранить. Хорошо зарекомендовала себя на занятиях по подгруппам и индивидуальной работе.
Давайте откроем и посмотрим, что там находится.
А этот клад-сюрприз специально для вас.
Слайд 27
Я думаю, что по итогам мастер-класса каждый из вас для себя ответит на эти вопросы. Но я вас попрошу озвучить ответы, хотя бы на некоторые из них.
Рефлексия которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
o сегодня я узнал.
o было трудно…
o я понял, что…
o я научился…
o я смог…
o было интересно узнать, что…
o меня удивило…
o мне захотелось… и т. д.
Я благодарю Вас сегодня за чуткость и проявленную заинтересованность. Весьма благодарна вам за умение слушать, понимать и вникать в ситуацию. Мне сегодня было очень приятно поработать с Вами.
Благодарю компетентное жюри, всех организаторов конкурса, который прошёл продуманно и интересно и несомненно принёс большую пользу всем нам. Конкурс поднимает нашу профессию на высокий уровень. Самое главное, я приобрела дополнительный опыт в работе. Теперь я знаю – возможно всё! Главное верить, стремиться и быть.
Слайд 28
Спасибо ещё раз всем! Всего всем доброго!