Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Отходы без вреда для природы»

Елена Васильевна Касимова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Отходы без вреда для природы»

Мастер-класс для педагогов ДОУ

Тема: «Отходы без вреда для природы».

Целевая аудитория: педагоги дошкольных образовательных учреждений.

Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии, повышение профессионального мастерства.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с образовательными технологиями «экологический геокешинг», «ай-стоппер», «филворд», «скрайбинг», «кроссенс».

2. Апробировать образовательные технологии в практической деятельности.

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Отходы без вреда для природы“» размещена в разделах

Ход мастер-класса :

1 часть «Теоретическая»

Материал: экран, проектор, столы, стулья для участников.

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы рады вновь приветствовать вас в нашем детском саду! Я приглашаю вас на свой мастер-класс.

Слайд 1

И тема мастер-класса : «Отходы без вреда для природы».

Перед тем как начать мастер-класс, мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли? Представьте, что ваши ладошки это барометр настроения, и, разводя их в стороны, покажите, насколько хорошее у вас настроение. Чем шире расставлены ваши ладошки, тем настроение лучше, чем уже сведены ладошки, тем настроение хуже.

Итак, мы начинаем.

Слайд 2

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики. Это и здоровьесберегающие, информационные, портфолио и др. Сегодня я хочу вам показать и рассказать про некоторые из техник, технологий, которые мы используем в экологическом воспитании наших детей.

Одной из таких технологий, направленных на всестороннее развитие личности, является технология геокешинга.

А вы знаете, что это такое?

Слайд 3

Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокешинг – поиск тайников, сделанных другими участниками игры.

Вы все с детства знакомы с этой технологией. Вспомните, как вы в детстве играли в «Зарницу», «Форт Боярд», а сейчас играют в Квест.

Путеводителем по маршруту для детей может быть волшебный клубок, карта, карточки с подсказками и метками. В конце игры детей ждет сюрпризный момент - клад.

Слайд 4

И сегодня мы предлагаем вам поиграть в геокешинг, но не простой, а экологический, и поможет нам отправиться в путь карта.

- Вы сегодня будете исследователями, а я вашим навигатором. Но, чтобы отправиться в путешествие я предлагаю вам ответить на мой вопрос: Что же такое мусор?

Это: 1. Отбросы, крупный сор.

2. Измельченный кирпичный щебень или смесь глины и толченого угля, служащие для разных технических целей (спец.). Например, говорят: Удобрять торфяную почву мусором.

3. Бесполезные, ненужные вещи, хлам.

А вы знаете какие категории мусора бывают?

Слайд 5

Основные категории, на которые разделяется бытовой мусор, следующие: бумага, картон, стекло, пластик, текстиль, металл, пищевые отходы, опасные и несортируемые отходы — то есть те, которые не входят в основные категории и не могут быть переработаны вторично. Такие отходы вывозятся на полигоны или мусоросжигательные заводы. Все остальные категории можно переработать и дать им вторую жизнь.

Какие вы молодцы, и за это я вам даю первую часть карты.

Первая часть карты с точкой №1 ФИЛВОРД.

Слайд 6

1. Филворды (или Венгерские кроссворды) – это разновидность кроссвордов, в таких кроссвордах все слова уже вписаны и их нужно только найти среди букв. Слова могут "ломаться" в любом направлении (кроме диагонального) и не пересекаются.

Слайд 7

Филворды очень удобно использовать в тематические дни и недели. Мы используем их в более упрощенном варианте в подготовительной группе. Слова берем короткие из – одно -двусложные. А на самом деле филворд – это таблица, в каждой строчке среди лишних букв спряталось одно слово.

Какая польза от такого задания?

- развиваем произвольное внимание

- тренируем зрительное восприятие

- тренируем навык чтения

- расширяем словарный запас

- углубляем знания об окружающем мире.

Сейчас я вам предлагаю найти слова, которые относятся к теме «Мусор», а из оставшихся букв составить слово.

Какое слово вы угадали? Правильно.

А я даю коробку и кусочек карты. Идем с вами дальше. Следующая наша точка – Скрайбинг.

Рядом с коробкой лежит кусочек карты со следующей остановкой «Скрайбинг».

На мольберте висит ватман А3

Слайд 8

2. Скрайбинг – это техника презентации, речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске или белом листе бумаги.

Давно известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому устный рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычный рассказ. Используя данную технологию, мы при этом не загружаем детей большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом.

Слайд 9

Рисовать можно чем угодно и фломастерами и карандашами, используя бумагу, презентационную доску, сопровождать это все можно рисунками, пиктограммами, символами, буквами, цифрами. И самое главное в этой технологии - все- таки не картинки, схемы, а история, которая ведет за собой повествование.

Я сейчас вам зачитаю стихотворение, а вас попрошу его заслушать и зарисовать схематично, а потом попробовать его прочитать при помощи своего рисунка.

Возьмите листочки и фломастеры.

Всё из пластика кругом:

Цветы, бутылки, даже дом!

Не дышать планете нашей,

Пока его не уберём.

-Вы справились с заданием, и я хочу вам дать коробку. Что мы попытались зарисовать?

Правильно, это пластик.

Выдается коробка с пластиковыми бутылками, и следующий кусочек карты с точкой «Кроссенс».

Следующая наша точка «Кроссенс».

Слайд 10

2. Слово "кроссенс" придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд". Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает "пересечение смыслов".

Слайд 11

Этот прием разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом.

Слайд 12

Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.

Кроссенс - это набор картинок. Связи, между которыми могут быть как поверхностными, так и глубинными.

Слайд 13

Кроссенс представляет собой таблицу из девяти картинок на самые разные темы и каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу.

Разгадывая кроссенс, сопоставлять картинки можно слева направо, сверху вниз и по диагонали. А можно выбрать для себя любую картинку и начать устанавливать взаимосвязи с другими картинками.

Для более полного понимания работы этого метода проведём подготовительное упражнение.

Слайд 14

Найдите ассоциативную связь между ёжиком и ёлкой? (показ картинок) (У обоих есть иголки)

Слайд 15

А что общего может быть, что общего между консервной банкой и золотом? (показ картинок) (металл.)

Это очень простые примеры, они под силу даже маленькому ребенку.

Слайд 16

Для работы с детьми 5-7 лет предлагаются следующие варианты:

- проговаривая с детьми возможные варианты взаимосвязи предметов и явлений;

- направление решения кроссенса: кроссенс можно решать в любом направлении, т. е. все символы в таблице взаимосвязаны определенным смыслом. Однако у дошкольников наблюдается недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений, поэтому возникают трудности восприятия материала. Предлагается, особенно на начальных этапах использования технологии, определять направление в таблице (можно рисовать стрелочки, или просто показывать направление от одной картинке в таблице к другой по часовой стрелке).

Наши дети любят решать такие головоломки.

Слайд 17

А вот еще пример, что общего между картинками:

Какое слово их объединяет, объясните?

Первая картинка – это:

1. Полигон — территория (объект) для проведения войсковых учений или испытаний вооружений и военной техники.

2. Полигон для ТБО.

Молодцы! Мы продолжаем.

Слайд 18

Итак, представляю вашему вниманию кроссенс. Как видите, он размещается на поле из девяти квадратов. Но в отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу.

Как вы думаете, какой темой объединены эти картинки? Все верно, это мусор, отходы.

Слайд 19

Далее я предлагаю разгадать следующий «Кроссенс» слова стекло. Молодцы.

Выдается коробка со стеклом и следующий кусочек карты «Ай-стоппер».

Следующая наша точка на карте «Ай-стопер»

Слайд 20

4. Ай-стоппер (от англ. Eye stopper - ловушка для глаза) - яркий, неординарный, выделяющийся элемент или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание.

Задача стоппера остановить случайно брошенный взгляд, вызвать любопытство, приковать внимание, обеспечить тем самым интерес и запоминаемость.

Стоппер не имеет четко ограниченных правил оформления. Это может быть изображение, или надпись, или игрушка. Особенность стопперов состоит в том, что они редко содержат текстовое описание. Задачей стоппера не является уведомить детей о самом содержании, а лишь вызвать любопытство, привлечь внимание к нему в целях решения вопроса, обеспечить тем самым интерес и запоминаемость.

Слайд 21

Этой особенностью воспользовались для создания экологических ай-стопперов, призванных обратить внимание, приковать взгляд к экологическим объектам, привлечь внимание к объекту живой и неживой природы, вызвать тем самым публичный интерес.

Слайд 22

У нас в группе создан ай-стоппер «Поможем природе вместе», для привлечения внимания родителей и детей в важности сортировки мусора. Ярким ай-стоппером в нашей группе являются мусорные контейнеры. Для того, чтобы переработка мусора была эффективной и оправданной, необходимо, чтобы отходы были разделены по принципу материала, из которого они изготовлены, то есть стекло отдельно от бумаги, пластика, дерева и т. д.

Давайте теперь соберем нашу карту и увидим Ай-стоппер нашего матер-класса.

Слайд 23

Слайд 24

Не зря в течение всего вашего путешествия геокешинга вы получали коробки разного цвета. Это своеобразные контейнеры для мусора.

Раздельный сбор мусора позволяет отделить перерабатываемые отходы от не перерабатываемых, а также выделить отдельные типы отходов, пригодные для вторичного использования.

Какого цвета баки для раздельного сбора мусора?

Слайд 25

В Европе есть разработанные стандарты цвета баков для раздельного сбора мусора:

Красный – отходы, которые утилизируются безвозвратно

Синий – макулатура

Зеленый – стекло

Оранжевый – пластик

Желтый – картон

Коричневый – опасные химические отходы

Черный – пищевые продукты.

У нас в России цвета контейнеров для сортировки законодательно не закреплены, поэтому они могут различаться.

Четвертый контейнер предназначен для металла. Я предлагаю вам поиграть и попробовать рассортировать мусор по контейнерам-коробкам. Все эти категории можно переработать и дать им вторую жизнь. С семьями воспитанников приняли участие в акции «Вторая жизнь ненужным вещам». Обратите внимание на нашу выставку.

Вот мы и нашли наш клад. Посмотрите на коробку. Это многофункциональная коробка-сюрприз.

Слайд 26

Многофункциональность пособия заключается в том, что его можно использовать в различных видах деятельности. Конструкция мобильна и состоит из коробочек, наполненных разными сюрпризами и дидактическими играми на различные темы, её удобно использовать и хранить. Хорошо зарекомендовала себя на занятиях по подгруппам и индивидуальной работе.

Давайте откроем и посмотрим, что там находится.

А этот клад-сюрприз специально для вас.

Слайд 27

Я думаю, что по итогам мастер-класса каждый из вас для себя ответит на эти вопросы. Но я вас попрошу озвучить ответы, хотя бы на некоторые из них.

Рефлексия которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:

o сегодня я узнал.

o было трудно…

o я понял, что…

o я научился…

o я смог…

o было интересно узнать, что…

o меня удивило…

o мне захотелось… и т. д.

Я благодарю Вас сегодня за чуткость и проявленную заинтересованность. Весьма благодарна вам за умение слушать, понимать и вникать в ситуацию. Мне сегодня было очень приятно поработать с Вами.

Благодарю компетентное жюри, всех организаторов конкурса, который прошёл продуманно и интересно и несомненно принёс большую пользу всем нам. Конкурс поднимает нашу профессию на высокий уровень. Самое главное, я приобрела дополнительный опыт в работе. Теперь я знаю – возможно всё! Главное верить, стремиться и быть.

Слайд 28

Спасибо ещё раз всем! Всего всем доброго!

Публикации по теме:

Теневое лото «Сортируем отходы»Теневое лото «Сортируем отходы» Теневое лото «Сортируем отходы» Возраст с 2-х лет. Цель игры: дать представление о способах решения некоторых экологических проблем, воспитывать.

Дидактическая игра «Береги природу — сортируй отходы»Дидактическая игра «Береги природу — сортируй отходы» Дидактическая игра «Береги природу — сортируй отходы» Цель: Повышение уровня экологической культуры и информированности о проблеме обращения.

Дидактическая игра «Сортируй отходы правильно» для детей 4–5 летДидактическая игра «Сортируй отходы правильно» для детей 4–5 лет «Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Отходы без вреда для природы»
Опубликовано: 27 апреля 2024 в 20:02
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД