юлия комогорова
Мастер-класс для педагогов «Что за прелесть эти сказки»
Мастер-класс для педагогов «Что за прелесть эти сказки…»
Звучит мелодия «В гостях у сказки»
Ведущий:
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чипполино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Что за прелесть эти сказки“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
У каждого человека есть любимая сказка. И слышим мы их с детства, как слушали их наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Сказка вечна, потому что в ней всегда добро побеждает зло, а дружба помогает преодолеть все трудности. Сказка вводит ребенка в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, помогает познать мир не только умом, но и сердцем, выразить свое отношение к добру и злу.
Обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, в ней присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищённость, тайна и волшебство. Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. С помощью сказки можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его, оживить изучаемый материал. Когда ребёнок слушает увлекательную историю, он переживает вместе с героями, при этом решает сложные интеллектуальные задачи, рассуждает, логически обосновывает свои действия. У детей повышается познавательная активность, активизируется интерес к обучению, к художественной литературе.
А различных игр и заданий, которые помогают не только усвоить сюжет сказки, но и развивают воображение, мышление, зрительное и слуховое восприятие, можно придумать великое множество.
Сегодня я предлагаю Вам, уважаемые коллеги, поучаствовать в викторине по сказкам.
Две команды, каждая придумывает себе сказочное название.
Задание 1.
«Доска объявлений»
- Какой сказочный герой мог бы разместить такое объявление в газете? Из какой он сказки? (Давать задание по очереди каждой команде.)
• Спасите! Моих детей съел серый волк. (Коза. «Волк и семеро козлят»)
• Прибыть на праздник не смогу, от меня сбежали брюки (Грязнуля. «Мойдодыр»)
• Дорогие гости, помогите! Паука — злодея зарубите! (Муха — цокотуха)
• Несу золотые яйца. Дорого! (Курочка Ряба)
• Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино. «Приключения Буратино»)
• Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами («Гуси — лебеди»)
• Рыбалка закончилась благополучно, только хвост остался в проруби
• (Волк. «Лисичка сестричка и серый волк».)
• Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. («Айболит»).
• Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину (Старуха. «Сказка о золотой рыбке«).
• Отмою все! («Мойдодыр»)
Задание 2.
«Узнай сказку»
(зашумленное изображение, тени)
- Уважаемые участники, у вас в конвертах задание на внимание. Прочитайте инструкцию и выполните его.
Игра с залом:
- Пока участники выполняют свои задания, я предлагаю вам вспомнить, какие волшебные предметами пользуются сказочные герои.
(Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце, наливное яблочко.)
Проверка задания 2 для фокус-групп (картинки выводятся на экран).
-Участники обеих команд прекрасно справились с заданием. Подобные упражнения помогают не только закрепить названия сказок, но и развивают зрительное внимание, восприятие.
Задание 3.
«Заморочки из мешочка»
(тянут из мешочка картинку с волшебным предметом и сочиняют продолжение)
Игра с залом «Салат из сказок»
- Послушайте истории, в которых присутствуют персонажи из нескольких русских народных сказок. Отгадайте, из каких сказок эти персонажи.
1. “ Сидит Волк у проруби и приговаривает: “По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая”. Потяжелел хвост, стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку. ”. (“Лисичка – сестричка и Серый волк”, “По щучьему велению”, “Репка”)
2. “Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит: “Не плачь, Алёнушка, а помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого, и я снова стану братцем. ”. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Крошечка – Хаврошечка”)
3. “ Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает: “Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?”. “Я – мышка – норушка, я - лягушка – квакушка. ”. (“Колобок”, “Гуси – лебеди”, “Теремок”).
4. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают. «А что, старуха, - говорит старик,- давай мы себе из снега дочку сделаем». А старуха отвечает: «Не тужи, Иван – царевич! Ложись-ка спать – почивать, утро вечера мудренее! («Снегурочка», «Царевна-лягушка»)
Фокус-группы рассказывают свои сказки.
-Такие задания у детей развивают воображение, творческое мышление, слуховое внимание, умения анализировать.
Задание 4. «Кто лишний?»
-На экране персонажи из знакомых всем сказок. Назовите лишнего.
Задание 5. «Сказочные ребусы»
Итак, помимо традиционных форм работы над художественным произведением, таких как чтение, беседа, различные виды пересказа, целесообразно использовать следующие:
• театрализованная деятельность
• занятия-путешествия
• литературные викторины
• творческие задания на развитие речи (подбор слов-признаков, действий, рифм и т. д.)
• игры-соревнования
• задания на развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления и т. д.
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Основы любви к книге, к чтению закладываются в раннем дошкольном детстве, поэтому нужно и педагогам, и родителям постараться не пропустить тот момент, когда ребенок начинает понимать, что чтение книги – один из основных способов познания. Тогда тяга к чтению художественной литературы не растеряется в современном информационном мире.
Следует добавить, что всю работу по воспитанию будущих грамотных читателей и ценителей художественной литературы проводить совместно с родителями.