Сыресина Ольга Викторовна
Мастер-класс для детей «Покормите птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитание у детей бережного отношения и любви к живой природе, птицам, родному краю.
Задачи:
1. Закрепить названия зимующих птиц нашего края, определить их трудности в зимнее время, особенности питания. Активизация словаря у детей.
2. Научить детей изготавливать из подручного материала кормушки для зимующих птиц. Развитие мелкой моторики.
3. Привлечь родителей к совместной деятельности.
Публикация «Мастер-класс для детей „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Поделки, рисование
- Зимующие птицы. Конструирование, поделки
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Птицы. ИЗО, поделки, рисование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Оборудование: столы, стулья, магнитная доска, макет дерева.
Техническое оснащение: проигрыватель CD-дисков.
Материалы: Фонограмма голосов птиц, картинки с изображением зимующих птиц, картинки с изображением кормушек, плотный картон, ножницы, мучной клейстер, кисточки, зернышки, семечки, ягоды шиповника, рябины, деревянные шпажки, леска, медная проволока, сеточки, коробочки из под сока, пластиковые бутылки, плоскостные фигурки птиц.
Предварительная работа: изучение справочной литературы о птицах, чтение рассказов, заучивание стихов, наблюдение и беседы на прогулках и в свободное время о зимующих птицах, приготовление корма, изготовление коллажа «Столовая для птиц!».
Словарная работа: снегирь, синица, голубь, дятел, воробей, кормушка, корм, зимующие, холодно, столовая, голодающие, личинки.
Ход:
Дети стоят в кругу, звучит фонограмма голосов птиц.
1. Организационный момент.
- Ребята, наш мастер-класс посвящается городской акции «Помоги зимующим птицам!» Я хочу представить вам родителей, которые согласились принять участие в нашей совместной деятельности это.. Сейчас нам необходимо разделиться на 4 подгруппы. Всем участникам раздаются кружки (красного, синего, жёлтого и зелёного цветов). Воспитатель предлагает каждой подгруппе детей и родителям пройти к столу отмеченному кружком такого же цвета как у участников.
Игра «Найди зимующих птиц нашего края»
Воспитатель предлагает выбрать из набора плоскостных картинок птиц лежащих на столах у каждой подгруппы только зимующих птиц нашего края (набор картинок у каждой команды свой). Задача участников в течении 5 минут путем обсуждения вспомнить всех зимующих птиц, выбрать соответствующие картинки и перенести на на магнитную доску.
Воспитатель:
- Молодцы, отгадали всех зимующих птиц. Давайте посмотрим может, мы каких-нибудь не назвали? (дети называют зимующих птиц, воспитатель вывешивает плоскостных птиц на макет дерева).
2. Основной этап.
Беседа о зимующих птицах
Воспитатель:
- Ребята, голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут. Поэтому зимой птицы селятся ближе к людям. Возле домов, всегда больше пищи, и птицы, позабыв страх, перебираются поближе к людям. И мы должны помочь им продержаться до весны. Чтобы помочь птицам пережить зиму, нужно развесить кормушки и организовать «птичьи столовые».
- Ребята, а кто знает чем питаются птицы зимой? Правильно, однако не все птицы всеядны.
- Вот, например, для корма птицам пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды.
Воспитатель предлагает детям (5 человек) прочитать стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц» :
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо.
***
Не богаты их корма
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
***
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
***
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных друзей.
***
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Изготовление кормушек для зимующих птиц.
- Ребята, давайте подумаем, из какого материала можно изготовить кормушку?
- Из дерева, пластика.
- А можно ли из картона? Почему?
- Нет. Он от снега промокнет и потеряет свою прочность.
- Что должно быть обязательно у кормушки? Можно ли просто подвесить дощечку и на нее насыпать пшена? Нет, ветром весь корм сметет на снег. У кормушки должны быть бортики, чтобы корм не просыпался.
- А всегда ли нужна крыша?
- Да, она защищает корм от снега.
- Посмотрите, какой материал есть у нас для кормушек (рассматривание пластиковых бутылок и пакетов из-под сока). Подойдет ли он?
- Да. Этот материал прочный и влагостойкий.
Детям и родителям предлагается материал для изготовления кормушек:, ножницы, нить, цветная бумага и картон, фломастеры, проволока, леска. В изготовлении кормушек из бросового материала участвуют родители, дети украшают. Приветствуется фантазия, инициатива, придумывание собственных элементов, необычность оформления, подчеркивается, что птицам будет очень приятно прилетать к красивой, с любовью, заботой и терпением, выполненной кормушке.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на картинки с изображением угощения для наших пернатых друзей, что же они у нас любят? Образцы в приложении № 1.
(На каждом столе стоит блюдо на котором лежат семечки, ягоды шиповника, белый хлеб, яблоко, пшено, гречневая каша, свежее сало)
- А чтобы все наши догадки проверить, нам с вами надо изготовить кормушки и пригласить птиц. Мы за ними понаблюдаем и узнаем предпочтения наших друзей. По окончанию работы каждая подгруппа хором проговаривает строки из стихотворения З. Александровой «Новая столовая» :
***
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь –сосед
Будет вам зимой обед.
***
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
***
Три вороны были в среду
Мы же ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв
Стаи жадных воробьёв.
***
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомиться кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
Заключительная часть.
Все кормушки вывешиваются на ветки макета дерева. Анализируются работы. Воспитатель подводит итоги мастер-класса. При подведении итогов воспитатель отмечает участие в занятии каждого ребенка и их родителей.
Воспитатель:
- Итак, ребята и уважаемые родители, сегодня мы с вами сделали доброе дело для птиц, смастерили кормушки, которые позволят открыть «птичью столовую». Сколько здесь угощений для птиц, всем хватит: и сороке, и снегирю, и вороне, и воробью, дятлу и клесту.
- Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц). Я надеюсь, что в дальнейшем вы будете добрее и бережнее относиться к живой природе, птицам и родному краю.
Рефлексия:
Воспитатель задает детям вопросы:
1. Что нового вы узнали сегодня на занятии?
2. Почему зимующим птицам нужна наша помощь?
3. Как мы можем им помочь?
4. Как вы считаете, могут ли птицы выжить зимой без помощи человека?
5. Что вам больше всего запомнилось на занятии?
По итогам мастер-класса для ознакомления родителей с деятельностью группы можно выпустить стенгазету «Каждой пичужке — наша кормушка!»
Литература:
1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М. : ВАКО, 2005. – 240 с.
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008. – 128 с.
3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 496 с.
4. 500 загадок для детей/ Сост. И. А. Мазнин. 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.
5. Скалон, Т. А. Экология для детей старшей группы детского сада : методическое пособие. : Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. - 104 с.