Олеся Безызвестных
Мастер-класс «Дидактические игры по экологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами.
Задачи:
Уточнить знания о природе, ее живых и неживых объектах и явлениях, о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания. Закрепить знания о пользе применении лекарственных растений. Расширить знания детей о животных, птицах и растениях, занесенных в Красную книгу ХМАО. Развивать у детей самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Развивать продуктивную деятельность. Способствовать формированию целостной картины мира природы, расширению кругозора детей. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, музыке. Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнёрам. Воспитывать ответственное и доброе отношение к родной природе.
Публикация «Мастер-класс „Дидактические игры по экологии“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поговорим с вами об экологии и дидактических играх.
Релаксационная минутка.
Поднимите правую руку те у кого сегодня хорошее настроение, а теперь поднимите левую руку те у кого сегодня плохое настроение. Сейчас я хотела бы что бы те у кого хорошее настроение дотронулись ладонью к ладони тех у кого плохое настроение и сказали " Я дарю тебе свое хорошее настроение".
Вводная часть.
Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
1. И так что же такое экология? (ответы педагогов)
«Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».
2. Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (ответы педагогов)
Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
3. Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (ответы педагогов)
Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактическая игра экологического содержания
4. Как вы думаете, что развивают дидактические игры? (ответы педагогов)
Именно в процессе дидактической игры у ребенка активно происходит психическое развитие: развивается воля, внимание, мышление, речь.
Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенк.
Дидактическая игра имеет две цели. Как Вы думаете, какие? (ответы педагогов)
Одна — обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенных ситуациях или с определенными предметами.
Я предлагаю несколько игр, которые использую в своей работе. В эти игры дети могут играть как с педагогом, так и самостоятельно.
Практическая часть
Дидактическая игра «Собери дерево»
Цель: формирование умения составлять целое из частей.
Уточнить знания детей о частях дерева, их функциях.
Воспитательная задача: Заложить основы экологического воспитания. Воспитывать бережное отношение к растительному миру.
Правила игры : один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение дерева, по образцу. После того, как деревья собраны, проводиться беседа с наводящими вопросами.
Как называется дерево? Из каких частей оно состоит? Для чего нужен корень?
Ароматические мешочки «Определи по запаху» (ромашка, мята) они позволяют детям определить запахи лекарственных растений (ароматераппия)
«Экологическая разминка» со зрителями
1. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)
2. У кого язык длиннее тела? (у хамелеона)
3. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка – дневное животное, а жаба - ночное)
4. Почему красную книгу называют красной, а не зеленой? (потому что красный цвет – сигнал опасности)
5. Почему листья зеленые? (потому что в них содержится хлорофилл)
6. Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)
7. Что ест зимой жаба? (ничего, зимой она спит)
8. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
9. Какое дерево является лучшим пылесосом? (тополь)
10. У кого уши на ногах? (у кузнечика)
11. Какую траву любят кошки? (валериану)
12. Самая высокая трава? (бамбук)
13. Опасен ли укус гадюки летом? (Нет, только болезнен, ядовит укус только что проснувшейся после зимней спячки змеи)
14. Какая птица не строит гнезда? (кукушка)
Проверить, правильно ли справились с заданием.
Дидактическая игра «От какого дерева шишка?»
Цель: закрепление умения соотносить вид дерева и плод (ель, сосна, дуб, каштан).
Правила игры : На столе лежат картинки с изображение ели, сосны, дуба, каштана. И коробока, в которой лежат желуди, каштаны, шишки. Дети должны правильно распределить плоды с деревьями.
Блиц – конкурс со зрителями.
Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду». Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
1. - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
2. - Уж на дороге греется – (перед дождем).
3. - Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
4. - Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
5. - Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
6. - Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
7. - Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
8. - С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).
9. - Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
10. - Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
11. - Ворона кричит зимой – (к метели).
12. - Лягушки квакают – (к дождю).
13. - Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
14. - Около луны звезда народилась – (к потеплению).
Проверить, правильно ли справились с заданием.
Для закрепления знаний, полученных в ходе прогулок по экологической тропе, мы включаем в образовательный процесс дидактические игры.
При проведении ознакомительного занятия на остановке «Деревья и кустарники»воспитатель предлагает детям поздороваться с березой, сообщает детям, что она их очень ждала и предлагает обнять дерево. В это время педагог достает с ветки письмо и читает его.
Письмо березы
Дорогие ребята! Наконец-то вы ко мне пришли, уж я вас так ждала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Погладьте мою кору. А как вы узнали, что я – дерево? Может, я травинка? Правильно, у меня есть ствол, он твердый, а у травинки не бывает больших стволов. Ребята, я вас прошу порадовать меня, я очень люблю песни! (Дети водят вокруг березы хоровод).
После проведения беседы возле дерева, педагог говорит:
-Ребята, мы с вами приготовили подарки березе, давайте их вручим.
Воспитатель показывает детям коробочку с «подарками» (фигурка птицы из бумаги, фигурка бабочки из бумаги, бумажная капелька воды, бумажное солнце, мешочек с землей, мешочек с семенами, кормушка).
-Возьмите по одному предмету, подарите березе и объясните, для чего вы это ей дарите. Послушайте, как это сделаю я.
- Я дарю тебе землю (почву, чтобы ты лучше росла.
Варианты ответов.
-Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом.
-Я дарю тебе солнце. Оно будет согревать тебя.
-Я дарю тебе капельку воды, чтобы напоить тебя.
-Я дарю тебе семена, чтобы из них выросло много твоих деток.
-Я дарю тебе кормушку, чтобы к тебе прилетало много твоих друзей-птиц.
Заключение.
Уважаемые коллеги!
Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным.
Игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций, помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления о природе и взаимосвязях в ней, воспитывать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.
Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять играть. Они играют спонтанно, охотно, с удовольствием даже на занятиях.