Наталья Ильченко
Мастер-класс «Детское экспериментирование, организация и проведение экспериментов с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Тема моего мастер – класса
«Детское экспериментирование, организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Занимательные опыты и эксперименты»
Слайд 2
"Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, Приобретают способность сами ставить вопросы
И получать на них фактические ответы, оказываясь
На более высоком умственном и нравственном уровне
В сравнении с теми, кто такой школы не прошел"
Климент Аркадьевич Тимирязев
Слайд 3
Публикация «Мастер-класс „Детское экспериментирование, организация и проведение экспериментов с дошкольниками“» размещена в разделах
Цель проекта: поделиться с педагогами опытом по развитию естественно-научной грамотности через метод экспериментирования.
Слайд 4
Задачи:
• показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
• вовлечь педагогов в совместное проведение опытов, знакомящих дошкольников с разными свойствами предметов;
• воспитывать у педагогов интерес к экспериментально-исследовательской деятельности и умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Слайд 5
Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Слайд 6
Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты буду показать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки. И так сказка начинается
-А с кем мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Слайд 7
Загадка: На одной лесной опушке
Мишка спит зимой в избушке,
Летом в шахматы играет,
Рыбу ловит, не скучает.
Но его привычный быт,
Нарушает смех и визг,
Мяч в окне, компот разлит…
Кто скажите, так шалит?
-Вы узнали героя этой сказки?
Слайд 8
-Это Маша из мультфильма «Маша и Медведь»
А сказка называется «Увлекательные открытия Маши»
Жила - была девочка Маша. С утра до вечера было только и слышно:
- «А почему солнышко светит?»
- «Почему цветы цветут?»
-«Зачем наступает день и ночь?»
- «Почему утром на листьях роса?», и так весь день. И вот однажды Маша решила отправиться в путешествие познавать мир.
Наступило утро, Маша выглянула в окошко, а на улице идёт дождик. Вышла Маша на крылечко и увидела, что все небо затянуто дождевыми облаками.
А как же детям доступно объяснить это явление природы, конечно же с помощью эксперимента.
Для проведения эксперимента приглашаю 2 участников.
Слайд 9
Эксперимент «Дождевая тучка»
Перед вами на подносах стоят стаканы с водой, пена для бритья, пипетка, окрашенная вода.
Возьмите стакан с водой, пену для бритья и выдавите небольшое количество в стакан с водой. Так мы покажем детям дождевую тучку. Чтобы показать дождь, нужно на пену капнуть несколько капель окрашенной воды. Что мы делаем? Капли дождя проходят через облако и опускаются на землю. Таким образом, покажите присутствующим результат эксперимента.
Но, подул лёгкий ветерок, выглянуло из-за тучки солнышко и над лесом повисло цветное коромысло. Машенька увидела радугу.
Слайд 10
Эксперимент «Радуга» (Провожу опыт сама)
Чтобы показать детям радугу, я приготовила семь стаканчиков. Но окрасила воду не в каждом стаканчике, а чередуя с чистой водой. Взяла цвета красный, жёлтый, голубой, фиолетовый. Радуга у нас получится путём смешивания двух цветов с помощью салфетки. Один конец салфетки мы опускаем в один стаканчик, другой в другой. И так проделываем с остальными стаканчиками. Теперь мы будем наблюдать, что же у нас получится. Этот опыт долгий и требует времени, а Маша, как и все дети не терпелива, мы вернёмся к опыту позже.
А Машенька обрадовалась, что дождик закончился, побежала по тропинке в лес.
Слайд 11
Эксперимент «Лужа»
После дождя на тропинке, образовалась большая лужа. Маша заглянула в неё и увидела своё отражение и тут у неё с головы, прямо в лужу упала заколка, как же её достать, не замочив руки? Давайте поможем Маше.
У вас на подносах вы видите мисочки с водой, скрепки и магниты. В мисочку с водой, опускаем несколько скрепок. Берем магнит, подносим к поверхности воды, не касаясь магнитом воды. Наблюдаем, скрепки «выпрыгивают» из воды и притягиваются к магниту.
Почему это произошло? Потому что, сила магнита действует сквозь воду и притягивает к себе металлические предметы.
Достала Машенька свою заколочку и радостно побежала дальше.
Слайд 12
Эксперимент «Кувшинки на пруду»
Около леса был большой пруд, в нём плавало много загадочных цветов. Солнышко уже начало пригревать, и Маша увидела, как раскрываются эти прекрасные цветы – кувшинки.
Я предлагаю вам понаблюдать за эти процессом.
Возьмите по цветочку и с помощью карандаша закрутите каждый лепесток цветка, вот так (готовый цветок). Опустите его в воду и наблюдайте.
Что же происходит? Бумага в воде намокает становиться постепенно тяжелее, лепестки кувшинки раскрываются.
Машенька, ахнула от восторга, цветы кувшинки раскрылись. Посмотрела Маша на чудесные цветы, полюбовалась ими и тут увидела большую бабочку побежала за ней. Долго ли, коротко ли бежала Маша за бабочкой, устала, остановилась передохнуть.
Слайд 13
Эксперимент Капелька»
Вдруг Машенька увидела большую капельку на цветочке, которая осталась после дождя. Капелька висела на цветочке и не скатывалась с него.
Как же объяснить детям это явление природы.
Для этого понадобится стакан с водой и лист картона. Накрываю стакан с водой листом картона. Затем, придерживая картон рукой, осторожно переворачиваю стакан. Теперь убираю руку, картон останется на месте и вода из стакана не выливается.
Почему? Потому что, давление воздуха: действует на картон снаружи с силой, которая, гораздо больше, чем вес воды в стакане. Тронула Машенька капельку, та и упала.
Слайд 14
Эксперимент «Радуга»
И тут Маша посмотрела на небо и увидела радугу.
Посмотрите, у нас получились все цвета радуги. Произошло это путём смешивания четырёх цветов. Этот эксперимент получился очень красочным и интересным.
Слайд 15
Маше так понравилось гулять и познавать этот огромный и удивительный мир, но день подходил к концу, и нужно было возвращаться домой. А завтра Маша обязательно расскажет о своих приключениях Мишке.
Спасибо за участие в экспериментах.
Слайд 16
Таким образом, можно сделать вывод, что при проведении экспериментов дети более внимательны, у них расширяется кругозор, появляются свои предпочтения к обследуемым предметам.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Хочется еще раз подчеркнуть, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
Я думаю, что Ваше участие в мастер-классе способствовало повышению Вашего профессионального мастерства по данной теме и полученный опыт, надеюсь, будет использоваться Вами в практической работе с детьми.
На этом мой мастер класс подошел к концу.
Слайд 17 Спасибо за внимание!