Усова Татьяна
Массаж ладоней и пальцев рук в практике работы с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения речи.
Публикация «Массаж ладоней и пальцев рук в практике работы с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Подготовительным этапом их проведения может служить массаж и самомассаж ладоней и пальцев рук.
И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление.
О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно, начиная со второго века до н. э. В Китае с давних пор применяются специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами.
Дети очень любят манипулировать, играть с предметами – заместителями, придумывать для них новое применение. Многие предметы, которые окружают ребёнка в быту, могут быть использованы для проведения массажа и самомассажа ладоней и пальцев рук, развития координации движений рук.
Такие забавы очень увлекательны: они способствуют не только развитию тактильной чувствительности ладоней и пальцев рук, развитию мелких мышц рук, но и творческой активности, мышления и речи. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Использование стихотворений при проведении массажа и самомассажа ладоней и пальцев рук способствует формированию и совершенствованию чувства ритма : речь как бы ритмизуется движениями. Использование стихов позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. Детям раннего возраста трудно проговаривать весь текст сразу, поэтому для начала им достаточно выполнять движения вместе с взрослым.
Вполне возможно, что поначалу ребёнок будет пассивным слушателем, и взрослому придётся манипулировать его руками. В дальнейшем, в результате регулярной, систематической тренировки ребёнок станет активнее. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, темп его развития, возможности, настроения.
Ниже представлен материал для проведения массажа и самомассажа ладоней и пальцев рук с детьми раннего возраста.
«Зубная щётка» : растираем щёткой подушечки пальцев правой, затем левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.
Я возьму зубную щётку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики.
«Ёлки» : касаемся поверхности коврика подушечками пальцев правой и левой руки, кладём правую и левую ладонь на поверхность коврика.
У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник
Вас уколет можжевельник.
«Гусь» : бельевой прищепкой прищепляем подушечки пальце правой и левой руки на каждый ударный слог -от большого пальца к мизинцу.
Гусь стоит и всё гогочет,
Ущепнуть тебя он хочет : «Га-га!»
«Ролик» : катаем ролик в руках, делая движения вперёд-назад между ладонями, сжимаем ролик в ладони правой и левой руки.
Трудно ролик мне вести
Прямо по дорожке,
Так и хочется ему
Спрятаться в ладошке.
«Карусели» : катаем карандаш в руках, делая движения вперёд-назад между
ладонями.
Карусели, карусели!
Сели, сели, полетели,
Завертелись, закрутились,
Зажужжали, покатились,
Задрожали, завизжали,
Вместе за руки держались.
Как захватывает дух,
Ух!
«Яичко» : катаем мячик в руках, делая движения вперёд-назад между ладонями, сжимаем в ладони правой и левой руки.
Птичка веток набрала,
Крепко гнёздышко свила,
И снесла яичко
Умница – синичка.
Ты яичко покатай,
Но из рук не выпускай.
Очень хрупкое оно,
Так у птиц заведено.
«Мячик» : катаем мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево между ладонями, катаем по правой и левой ладони круговыми движениями, сжимаем в ладони правой и левой руки.
Этот шарик не простой,
Весь колючий вот такой.
Меж ладошками кладём,
Им ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем,
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу,
Перекладывать друг другу.
1-2-3-4-5-
Нам пора и отдыхать.
«Ёжик» : катаем мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево между ладонями, катаем по правой и левой ладони круговыми движениями, сжимаем в ладони правой и левой руки.
Ёжик выбился из сил –
Яблоки, грибы носил.
Мы потрём ему бока –
Надо их размять слегка.
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка.
Ёж в лесочек убежал,
Нам «спасибо» пропищал.
«Мишка и шишка» : катаем шишку в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево между ладонями, катаем по правой и левой ладони круговыми движениями, сжимаем в ладони правой и левой руки.
Мишка по лесу гулял,
Мишка шишки собирал.
Бедный мишенька устал,
На пеньке он задремал.
«Белка и орех» : катаем орех в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево между ладонями, катаем по правой и левой ладони круговыми движениями, сжимаем в ладони правой и левой руки.
-Здравствуй, белка!
Как живёшь?
Как ты зиму проведёшь?
- Я орешки припасла возле тёплого дупла.
Буду я всегда сыта,
Когда в лес придёт зима.
«Кольцо» : сжимаем и разжимаем кольцо на каждый ударный слог сначала в правой, а затем в левой руке.
Я сожму своё кольцо,
Буду усильным молодцом.
1-2-3-4-5-
Нам пора и отдыхать.
Предложенные игры стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, повышают общий тонус, снимают психоэмоциональное напряжение, координируют движения пальцев рук, расширяют словарный запас, приучают руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.