Валентина Крутакова
Маршрутная экологическая игра для дошкольников и младших школьников «В гостях у Берендея»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:-привитие любви к природе и окружающей среде,
-расширение кругозора, представлений об окружающем мире, экологии,
Материалы:
Маршрутные листы для каждой команды, авторучки – для заполнения маршрутных листов, костюмы:Водяного,Лешего; Старичка Лесовичка; Кикиморы Болотной; Берендея, бумага, цветные карандаши,карточки с заданиями для ведущих конкурсов, эмблемы и грамоты для награждения, сладкие призы, карточки с разрезанными пословицами о природе в конверте, веник, скакалка, губки для посуды, тазик с водой, стакан, ракушки, рис, фасоль, мелкая вермишель, камешки, ракушки, Указ Берендея, рисунок с изображением Берендея, кегли, веник, скомканные листы бумаги, корзина для попадания «мусором» - скомканной бумагой, воздушные шары, указатели с названиями станций, счетные палочки.
Публикация «Маршрутная экологическая игра для дошкольников и младших школьников „В гостях у Берендея“» размещена в разделах
Предварительная работа: в группе висит плакат с изображением Берендея, Указ Берендея.
Ведущий – воспитатель.
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашей игре, которая называется «В гостях у Берендея»! Игра у нас будет не обыкновенная, а игра – путешествие по станциям. На каждой станции вам нужно будет выполнить ряд заданий,которые будут написаны у вас в маршрутных листах. Маршрутные листы будут содержать место расположения каждой из станций. Станции следует проходить по мере их следования в маршрутном листе, идти по порядку, не перескакивать с одной станции на другую. В каждом задании вам будут ставить заработанные вами баллы – от 0 до 5, по окончании игры мы подсчитаем баллы и узнаем победителя.
Кто такой Берендей? Это могущественный царь лесов, полей, рек, природы и всех его жителей. Берендей издает указы, которые все его подчиненные (рыбы, птицы, звери, насекомые, растения, водоемы и т. д.) должны выполнять. Человек – тоже часть природы, он тоже должен заботиться о природе, ее защите, поэтому люди занимаются экологией - наукой, которая защищает природу, охраняет ее. Экология– наука, об охране природы, о бережном отношении к окружающему миру, к Земле. Само слово «экология» состоит из двух греческих слов: «экос», что означает «дом» и «логос» - «наука». Поэтому можно сказать, что экология – наука о доме. Для человека, для всех живых существ, живущих на планете, домом является вся наша огромная, и в тоже время, маленькая, планета Земля.
Ведущий:
Всем! Всем! Всем!
Берендей издал Указ,
Его исполнить надо враз:
На команды всем разбиться,
Чтоб в пути не заблудиться,
Быть серьезным, не сердиться,
Это очень пригодится!
Участие в маршрутной игре вам надо принять,
В ней ответы четкие давать,
Знания о природе свои пополнять!
Чтоб о Царстве Лесном побольше узнать,
Надо задания всем выполнять,
Чтобы наш Царь Берендей
Был доволен, ей же ей!
Испытания, и задания важные,
Сразятся в них пусть отважные!
Задания в них трудные,
Но вовсе не занудные,
Интересные, да веселые,
Озорные, да задорные.
Чтоб природу защитить,
Для потомков сохранить,
Отправляйтесь в путь скорей,
Как велел Царь Берендей!
Задание Старичка Лесовичка:
Старичок – Лесовичок:
Лес – не только для нашей заботы,
Он – богатство всей нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены!
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк, иль малинник густой.
Знаю я, детки, что вы в лес ходите, урожай собираете. Сейчас мы с вами узнаем, знаете ли вы грибы – мои лесные дары, сумеете ли отгадать мои загадки, да рассказать - где ядовитые, а где – съедобные грибы
-Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай,
Это… (сыроежки)
-Белка к елке подбежала,
Лапкой веточку достала,
И на веточный изгиб
Положила белый (гриб)
-Кто стоит на белой ножке
В красной шапке у дорожки,
Грибникам наперекор?
Отгадайте! (мухомор)
-На пнях в лесу грибы растут,
Да вот забыл, как их зовут
Помогите мне, ребята!
А вы в ответ – это (опята)
-В толстой шапке он стоит,
Из – под елочки глядит.
Пусть и ростом невелик-
Лучший гриб здесь - (боровик)
-Вырос раннею весной
Этот первый гриб лесной.
Вон забрался под сучок
Весь в извилинах (сморчок)
-не спорю, не белый,
Я, братцы, попроще,
Расту я обычно
В березовой роще. (подберезовик)
-Ходят в рыженьких беретах-
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Называются. (лисички)
-На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (опята)
-А вот кто – то важный
На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке – горошки. (мухомор).
Конкурс Старичка Лесовичка:
А сейчас для вас конкурс: вам предлагается из счетных палочек составить, сконструировать деревце.
Кроме Старичка Лесовичка в лесу живет Леший, который следит за порядком в лесу. У него для команд есть свои задания.
Задание Лешего:
Леший:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!
Знаю я, ребята, что все вы любите в лес ходить, грибы, ягоды собирать, да воздухом свежим лесным подышать. А давайте – ка вспомним правила поведения в лесу (повторение правил поведения в лесу)
Конкурс Лешего:
В моем лесу после очередного прихода туристов осталось много мусора, вам нужно его собрать, кинуть в корзину (мусор - скомканная бумага).
Берендей : Ну что, друзья мои верные, помощники? Вижу я, с чистым сердцем вы ко мне пришли, худого не желаете. Знаете ли вы, что такое природа? А зачем ее надо беречь и охранять? Многие ребята, чтобы научиться защищать природу, рисуют запрещающие и охраняющие, разрешающие знаки. Сейчас я проверю, как вы сможете нарисовать такие знаки (ребята рисуют). А теперь вам надо собрать разрезанные пословицы и постараться объяснить их смысл.
Задание Берендея :
-От маленькой искры большой пожар бывает.
-Люби природу – она добром ответит.
Конкурс Берендея : Как известно, планета дышит, как и человек. У человека орган дыхания – легкие, а у планеты – деревья. В современном мире воздух загрязняют выхлопные газы, едкие вредные пары, вредные вещества и выбросы заводов, фабрик в атмосферу. Я, Берендей, хранитель всего живого на Земле, предлагаю вам стать легкими планеты – вам надо надуть воздушные шары.
Кикимора Болотная: Живу я в болотах, да вблизи водоемов, дружу с лягушками, пиявками, жабами, люблю прятаться в камышах, в ряске, заготавливаю травку всякую, лечебную да волшебную. А знаете ли вы травы? Вот сейчас – то мы это проверим!
Задание Кикиморы Болотной:
Кикимора Болотная читает характеристику растения, а дети должны угадать, о чем идет речь.
* Это растение – великан. У него огромные добродушные листья и корзинки плодов с семенами. Плоды имеют шипы – крючочки, с помощью которых цепляются за одежду людей и шерсть животных. Так и расселяются по всей Земле. По подобию таких шипов люди придумали застежку – липучку. А корни этого растения используют в парфюмерии и медицине. Что это за растение? (Репейник, он же - лопух).
•Растение, помогающее при кашле, боли в горле, ознобе. Зимой помогает при простуде. Очень вкусное из него варенье, компот. Растет в лесу, на дачах, садовых участках. (Малина)
• Лиственное дерево, цветет в конце июля, начале июля. Цветы лечебные, помогают от кашля. При заваривании раствор похож на вязкую киселеобразную жижу. Лечебные цветы и семена. Сбор продается в аптеке, как отхаркивающее средство. (Липа)
• Это растение относится к числу старейших лекарственных средств. Целебные свойства его были известны еще врачам царя Петра 1. Растет оно на болотах, лугах, по берегам рек, ручьев, в зарослях кустарников, на опушках леса. Одно из ее основных лечебных свойств – успокаивающее действие для нервной системы. Помогает она при болезнях сердца. В аптеках продается в виде настоек. (Валериана)
Конкурс Кикиморы Болотной:
Вот какие молодцы, правильно угадали мои шифровки – путалки. А сейчас я вас немного повеселю, да погоняю, полетать на метле предлагаю! Вам надо «пролететь» на метле через расставленные на полу кегли, старясь не задеть их метлой.
Водяной: Как и все живое, вода и водоемы тоже очень нуждаются в защите. Реки мелеют, рыбы в реках и морях становится меньше. В воду попадают вредные и химические вещества, сбросы вредных заводов…Поэтому водоемы тоже надо охранять, очищать берега рек, убирать мусор и т. д. Я предлагаю вам выполнить такое задание: вам надо ответить на мои вопросы.
Задание Водяного:
Ребятам нужно ответить на вопросы и дать быстрые ответы:
-Назовите цветные моря (Красное, Черное, Белое).
-Какое растение – цветок растет на болоте? (кувшинка, лотос).
-Вспомните стихотворение, вставьте пропущенные слова:
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик по (быстрой реке,
И скачут …. (лягушки) за мной по пятам,
И просят меня:
«Прокати, капитан!».
-Кто живет в болоте? (пиявки, лягушки, жабы).
-Какая птица приносит детей? (аист).
-Какой будет ворона, сидящая на деревне под дождем? (мокрой).
-С чего, по словам известной детской песенки, начинается река? (с голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки).
-Как вы думаете: как правильно говорить:
«У рыб нет зуб», «У рыбов нет зубов», «У рыбьев нет зубьев»? ( правильный ответ: «У рыбы есть зубы»).
Конкурс Водяного:
Молодцы, ребята, верно справились с заданием на смекалку. А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Вам нужно из рассыпанных на столе предметов отделить одно от другого: перебрать ракушки, камешки, рис, мелкую вермишель, фасоль.
Воду нужно использовать строго по назначению, беречь ее и экономно использовать. Сейчас я проверю, как вы умеете экономить воду. Вам, по очереди, надо в тазике намочить губку, перелить воду из губки в стакан, стараясь как можно меньше пролить воды мимо стакана.
Хорошо, ребята, с правились с заданием, молодцы. Водяной дает детям заполненный маршрутный лист и дети отправляются дальше.
После прохождения командами всех испытаний, ведущий подсчитывает все заработанные баллы, происходит награждение команд грамотами, медалями «В гостях у Берендея», дети получают сладости.
Итог игры:
Берендей :
Хорошо вы потрудились,
Вижу, знания вам не зря пригодились,
Задания четко и точно выполняли,
Кругозор свой расширяли.
Природа – наш друг,
Природа – наш дом,
Жить надо в мире, согласии в нем.
Так давайте же вместе природу беречь!
До свидания, ребята, до новых встреч!
Маршрутный лист. Команда № 1. Команда ___
№ п/п Кикимора Леший Водяной Берендей Старичок
Болотная Лесовичок
1
2
3
4
5
Маршрутный лист. Команда № 2. ___
№ п/п
Берендей Кикимора Водяной Леший Старичок
1 Болотная Лесовичок
2
3
4
5