Елена Зятнина
Маленькие почемучки в моей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Маленькие почемучки в моей группе
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам
приобретают способности сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел».
К. Е. Тимирязев.
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс, формируются и успешно внедряются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально – опытническая деятельность.
Публикация «Маленькие почемучки в моей группе» размещена в разделах
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, образовательные области, прогулку. Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различного рода исследовательской деятельности - экспериментированию.
Согласно ФГОС ДО, детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром» (ФГОС ДО 4).
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности через ряд видом детской деятельности, в том числе и через познавательно – исследовательскую деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)» (ФГОС ДО 2.6, 2.7).
Важным условием успешности работы педагога является тесная взаимосвязь с родителями, а так же учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Огромный потенциал в этом плане имеет проектная деятельность, в которой усилия педагогов, детей и родителей тесно переплетены. Способность к интеллектуальным усилиям, исследования, умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут необходима помощь и родителей, и педагогов.
Мы, педагоги, совместно с родителями, должны расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности у детей через эксперименты и опыты, развивать интерес детей к исследованиям и открытиям, привлечь их к проведению опытов, сделать их полезными и безопасными для ребенка.
Тема проекта непосредственно связана с познанием окружающего мира, что дает возможность для обогащения чувственного опыта ребенка – быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. «Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе занятий при усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивают причинно – следственные связи между предметами, тем самым развивают доказательную сторону своей речи.