Лучший педагог года

Игровая деятельность «Маленькие логики» с внедрением педагогических технологий «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизенера»

Ахматова Елена Сергеевна
Игровая деятельность «Маленькие логики» с внедрением педагогических технологий «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизенера»
▼ Скачать + Заказать документы

Описание опыта работы внедрения педагогических технологий

«Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизенера».

Процесс реорганизации системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, требует поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста.

Публикация «Игровая деятельность „Маленькие логики“ с внедрением педагогических технологий „Блоки Дьенеша“ и „Палочки Кюизенера“» размещена в разделах

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как уровень общего образования раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

На современном этапе развития дошкольного образования происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования обогащается, усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного, личностного, духовно-нравственного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных педагогических технологий.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Это и есть та проблема, на решение которой направлена моя педагогическая деятельность.

Изучив научно-педагогическую и методическую литературу и, в частности пособие доцента кафедры педагогики и психологии ИРО Толстиковой О. В. «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста», я убедилась в том, что одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки Дьенеша и цветные палочки Кюизенера. Заинтересовавшись данной педагогической технологией, я поставила перед собой цель:

внедрить в свою педагогическую деятельность работу с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.

Для решения поставленной цели определила задачи:

1. Изучить теоретический и практический материал о педагогических технологиях «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизенера».

2. Адаптировать педагогические технологии «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизенера» к условиям использования в ДОУ.

Автор логических блоков Золтан Дьенеш (1916—2014) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Создатель игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.

Дидактический набор "Логические блоки" состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

Цель - развитие у детей познавательной активности и предматематической подготовки через познавательно - исследовательскую, игровую деятельность.

Задачи:

1. познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов,

2. выявлять и абстрагировать в предметах одно (два, три, четыре) свойства, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств,

3. объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения,

4. развивать умение кодировать и декодировать информацию о свойствах объектов.

Дидактическое пособие «Цветные палочки Кюизинера» названо в честь бельгийского учителя начальной школы Джорджа Кюизинера (1891-1976, который изобрел это пособие.

Набор содержит 241 палочку; каждая палочка представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением, равным 1 кв. см. В наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину - от 1 до 10 см. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах.

Цель - развитие у детей познавательной активности и предматематической подготовки через познавательно - исследовательскую, игровую деятельность.

Задачи:

1. познакомить детей с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету,

2. познакомить с понятием величины, длины, высоты, (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине,

3. познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда,

4. осваивать прямой и обратный счет,

5. познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел,

6. помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания,

7. научить делить целое на части и измерять объекты,

8. развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).

Существует как объемный, так и плоскостной вариант блоков и палочек.

Планируемый результат:

В результате внедрения представляемых педагогических технологий дети освоили :

1. сенсорные эталоны формы и цвета,

2. умение выявлять и абстрагировать в предметах одно (два, три, четыре) свойства, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств,

3. умение кодировать и декодировать информацию о свойствах объектов,

4. представления о длине, высоте, ширине, расположении предмета относительно другого,

5. прямой и обратный счет, состав числа (из единиц и двух меньших чисел,

6. арифметические действия сложения, вычитания,

7. умение делить целое на части и измерять объекты,

8. проявляют познавательный интерес к исследовательской деятельности.

Формы реализации технологий :

1. Непосредственно-образовательная деятельность : социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие- использую блоки Дьенеша и палочки Кюизенера во всех образовательных областях.

2. Совместная деятельность в режимных моментах (игры, проектная деятельность, тематические досуги, развлечения и др.).

3. Самостоятельная деятельность : игры (дидактические, сюжетно-ролевые, малоподвижные, игры – занятия в игровых альбомах.

4. Индивидуальная работа.

Внедрение педагогических технологий начала с реализации проекта «Волшебные блоки и палочки» в первой младшей группе детского сада.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставила детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками и цветным палочками. Я с шумом выложила перед детьми наборы, тем самым привлекла их внимание к новым играм без дополнительной мотивации; и дала им вволю наиграться с детальками: потрогать, перебрать, подержать в ручках. На начальном этапе дети использовали блоки и палочки по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций дети замечали, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину, высоту.

Чуть позже предложила детям следующие простые задания: «Найдите все фигуры такого же цвета, как эта», «Покажите все круглые блоки», «Возьмите в правую руку одну палочку, а в левую как можно больше палочек». Затем дети выкладывали из палочек и блоков на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

Далее я включала палочки и блоки в непосредственно – образовательную деятельность с детьми : развитие речи - «Чтение стихотворения А. Барто «Кто как кричит?»; «Что делает шофер? Составление рассказа «Шофер ведет грузовую машину»; «Чтение сказки «Волк и семеро козлят»; фэмп – «Путешествие в автобусе».

Использую в своей работе игровые альбомы, которые выпускает фирма «Корвет». Я разбираю их на отдельные листы, ламинирую и использую как для совместной с детьми деятельности, так и для самостоятельной деятельности детей. Игровые альбомы, как и наборы блоков и палочек, располагаю так, чтобы дети свободно могли ими пользоваться. Также я использую игровые альбомы для индивидуальной работы с детьми.

В рамках проекта был проведен практикум для родителей «Стимулирование познавательных интересов детей посредством игр с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша», целью которого стало следующее:

1. Познакомить родителей с дидактическим материалом – «Логические блоки Дьенеша» и «Цветные счетные палочки Кюизенера».

2. Стимулировать родителей на приобретение палочек и блоков своим детям.

В результате 70 % родителей заинтересовались блоками Дьенеша палочками Кюизенера, и приобрели их для своих детей.

Еще одним мероприятием проекта было тематическое развлечение «Игрушки» по стихам А. Барто совместно с музыкальным руководителем Н. М. Поляковой, на котором дети, попав в магазин игрушек, сначала пели, рассказывали стихи об игрушках, танцевали с ними, а затем создавали свои игрушки из блоков и палочек.

Результатами проекта стали:

1. презентация для родителей «Играем и развиваемся»,

2. презентация для педагогов «Волшебные блоки и палочки»,

3. фотоальбом «Играем и развиваемся»,

4. картотека игровых альбомов «Маленькие логики»,

5. альбом «Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках».

Во второй младшей группе продолжила реализацию педагогической технологии. В течение года в своей работе опираюсь на мною составленный «Перспективный план познавательного развития детей посредством игр с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера», в котором помесячно расписано использование блоков и палочек в совместной и самостоятельной деятельности детей. А также конспекты НОД с включением блоков и палочек, игры и игровые упражнения.

Т. к. игры и упражнения для детей 3-4 лет становятся более сложными, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок, прежде чем начать работу с детьми. Сделать это несложно. Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, можно предложить ему одно-два упражнения (игры). Если он не справляется с заданием, предложить более простое (предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед.

Условно воспитанники моей группы были разделены на две подгруппы: в первой – дети, которые были знакомы с блоками и палочками в первой младшей группе, во второй подгруппе – дети, пришедшие во вторую младшую группу из дома.

Включаю блоки и палочки не только в НОД по фэмп, но и на занятиях по развитию речи, рисованию, лепке, знакомству с окружающим миром, в малоподвижных играх. Ознакомление с окружающим – «Путешествие в заколдованный лес», «Помоги зайчику»; лепка – «Гусеница»; развитие речи – «Чтение сказки «Кот, петух и лиса»; рисование – «Полосатые полотенца для зверушек»; фэмп – «Мы построим теремок», «В гости к матрешкам», «Давайте поиграем».

В средней группе, наряду с логическими блоками, в работе начала применять карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных игровых действий. Так, подбирая карточки, которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Такие игры как: «Где чей гараж», «Засели домик», «Помоги муравьишкам», «Угощение для медвежат» помогают научить детей «читать» схемы, которыми закодированы свойства блоков.

Продолжаю включать блоки и палочки в НОД : лепка - «Мисочки для трех медведей»; рисование – «Рыбки плавают в аквариуме»; развитие речи «Рассказывание по картине «Собака со щенятами».

В тематическом досуге «Мы художники» дети становились художниками и устраивали выставку картин.

В сюжетно – ролевых играх «Магазин», «Строим дом» дети также использовали блоки и палочки.

В тематическом развлечении «Путешествие по сказкам» дети оживляли героев сказок с помощью блоков и палочек и рассказывали свою сказку.

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления. Поэтому регулярно использую палочки на занятиях по фэмп, решая такие задачи:

1. познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда,

2. осваивать прямой и обратный счет,

3. познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел,

4. помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания,

5. научить делить целое на части и измерять объекты.

Такие игры как:

1. «Цветные коврики». Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел.

2. «Играем с цветом». Цель: Развивать умение комбинировать цвет в рисунке.

3. «Измерение с помощью палочки-мерки». Цель: Учить детей измерять объекты. Ознакомить с условными мерками. Закреплять состав числа. Умение считать.

4. «Дополни». Цель: учить сравнивать рядом стоящие числа.

5. «Подбери цифру». Цель: умение соотносить количество предметов с цифрой.

6. «Цветные числа». Цель: закрепить счет в пределах 5.

7. «По порядку становись». Цель: упражнять в прямом и обратном счете. Развивать умение находить место числу в числовом ряде.

8. «Составь число». Цель: знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел.

помогают детям решать поставленные задачи на занятиях по фэмп.

Для успешной работы с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера педагогу необходимо выполнять некоторые заповеди:

1. поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое;

2. избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка;

3. сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями;

4. предлагать детям упражнения в игровой форме;

5. проводить занятия с блоками и палочками систематически;

6. чередовать индивидуальные упражнения с коллективными.

В результате внедрения педагогической технологии «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизенера» у детей наблюдается значительное развитие познавательной активности и предматематической подготовки. Дети стали более любознательными, активными, самостоятельными, упорными в решении поставленных задач.

Результаты освоения воспитанниками педагогической технологии «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизенера», дети освоили:

1. форму, цвет, размер, толщину, высоту, длину объектов,

2. умение выявлять свойства в объектах, называть их,

3. умение обобщать и сравнивать объекты по их свойствам (по одному и двум – 100%, по трем- 80%, по четырем – 20%,

4. умение объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения,

5. прямой и обратный счет до 5, 20 % до 10,

6. состав числа (из единиц и двух меньших чисел,

7. арифметические действия сложения, вычитания в пределах 5,

8. умение делить целое на части и измерять объекты,

9. пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).

Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в моей деятельности являются одновременно и орудием профессионального труда, и инструментом познавательной деятельности воспитанников. Поэтому и в дальнейшем планирую использовать блоки Дьенеша и палочки Кюизенера с целью познавательного и предматематического развития воспитанников.

Публикации по теме:

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Блоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаБлоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возраста Блоки Дьенеша – преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаУважаемые коллеги, я много лет работаю с детьми раннего дошкольного.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша»Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша» Занятие по формированию элементарных математических представлений через использование дидактических игр на развитие логического мышления.

Консультация «Блоки Дьенеша как универсальный дидактический материал»Консультация «Блоки Дьенеша как универсальный дидактический материал» Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, направленный на познавательное развитие детей. Набор содержит в себе 48 объемных.

Консультация для родителей и педагогов «Развивающие блоки Дьенеша»Консультация для родителей и педагогов «Развивающие блоки Дьенеша» «Развивающие блоки Дьенеша»Одна из важнейших задач воспитания дошкольника — развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных.

Открытое занятие «Цвет. Форма. Размер» во второй младшей группе с использованием технологии «Блоки Дьенеша»Открытое занятие «Цвет. Форма. Размер» во второй младшей группе с использованием технологии «Блоки Дьенеша» Открытое итоговое занятие по курсу «Введение в математику» во второй младшей группе с использованием технологии «Блоки Дьенеша». Пояснительная.

Палочки Кюизенера «Цветы для мамы»Палочки Кюизенера «Цветы для мамы» Подарила мир ты мне, яркий солнца свет, Для меня на свете лучше мамы нет. Именно весною, в марте, в день восьмой Я хочу поздравить маму.

ОД «Путешествие на фабрику конфет». Применение логических блоков Дьенеша и палочек КюизенераОД «Путешествие на фабрику конфет». Применение логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера Веретенникова Полина Владимировна, воспитатель МБДОУ-детского сада № 424, г. Екатеринбург. Путешествие на фабрику конфет. Форма проведения.

Развлечение первой младшей группы «Давайте поиграем». Внесение новой игры «Блоки Дьенеша»Развлечение первой младшей группы «Давайте поиграем». Внесение новой игры «Блоки Дьенеша» В этом году я работаю в первой младшей группе. В возрасте 2-3 года дети накапливают множество знаний о форме предметов, о размере, цветах.

Видеофрагмент «Математические корзинки» Воскобовича и палочки Кюизенера» Предлагаю вашему вниманию видеоматериал индивидуальной работы с детьми подготовительной группы. Дети используют сразу две игры - "Математические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая деятельность «Маленькие логики» с внедрением педагогических технологий «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизенера»
Опубликовано: 3 июня 2023 в 16:34
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровая деятельность «Маленькие логики» с внедрением педагогических технологий «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизенера»» (включая файлы) размещена пользователем Ахматова Елена Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД