Альбина Шакирова
Лэпбук для детей 6–7 лет «Край родной, горжусь тобой»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое пособие – ЛЭПБУК
Направление - Патриотическое воспитание
Возрастная группа – подготовительная к школе группа (6-7лет)
Тема лэпбука - «Край родной горжусь тобой»
Актуальность выбранной темы:
Публикация «Лэпбук для детей 6–7 лет „Край родной, горжусь тобой“» размещена в разделах
- Лэпбук «Моя малая Родина, мой край, мой город»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» октябрь 2021
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Очень важно воспитать в человеке чувство патриотизма, любви к Родине, чувство верности и ответственности. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка, и воспитывать патриотизм необходимо с дошкольного возраста, когда начинает формироваться личность ребенка
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогают им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о природе, об истории родного края, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь.
Цель:
Формировать представление и систематизацию знаний о малой родине – Башкортостан.
Задачи:
Образовательные:
-расширять и закреплять знания детей о государственных символиках России, Республики Башкортостан и г. Октябрьский;
-познакомить детей с известными людьми, прославивших Республику Башкортостан;
-сформировать представление детей об истории края, жизни и культуре народов и городов, о главных достопримечательностях родного края;
-- расширять краеведческий кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию (природное окружение, искусство, литература и др.);
Развивающие:
-развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности;
-развивать речь у детей через художественное чтение (стихи о Родине, пословицы, загадки,составление рассказов о быте башкирского народа.
-продолжать развивать игровую деятельность;
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувства патриотизма, любви и уважения к своему родному краю;
- формировать познавательный интерес к культурным и природным ценностям родного края, желание беречь и сохранять их;
Содержание пособия
1 Страница
а)Символика: Флаги, гербы, гимн (России, Башкортостана, городов РБ)
Д/и «Какого государства флаг?» (РФ и РБ)
Цель: закрепить знания детей о Государственном флаге России и Башкортостана: учить находить сходство и различия во флагах, закрепить общее представление детей об элементах флагов: воспитывать чувство гордости Государственными символами России и Башкортостана; развивать интерес к другим флагам.
Правила игры: описывать флаги, сравнивать флаги.
Ход игры: Воспитатель (ведущий) спрашивает у детей: «В какой республике мы живем, какой у нее флаг? В какой стране живем, какой у нее флаг?». Дети описывают флаги, сравнивая их. У российского флага нижняя полоса - красная, у башкирскою зеленая. В такой форме определяются и другие полосы флагов, рисунок на флаге Башкортостана. Затем дети находят сходства, оба флага трёхцветные, прямоугольной формы и др.
б) Число 7 в жизни башкирского народа:
- 7 чудес Башкортостана;
-7 девушек (легенда, фонтан в Уфе)
-7 удивительных мест Башкортостана;
- 7 племен Башкирского народа
Цель: Продолжить знакомить детей с природными богатствами, легендами и местами, характеризующими число 7.
в) Знаменитые люди
Цель: знакомить детей с известными людьми, прославившими республику в области спорта, литературы, искусства, культуры и др.
г) Стихи о родном крае; башкирские пословицы, загадки.
Цель: воспитание патриотических чувств, гражданственности, любви к своей Родине, через чтение художественной литературы;
продолжать знакомство с малыми фольклорными жанрами, о значении родной стороны для человека, о важности и необходимости защищать и ценить свою Родину.
2 Страница
а)Города РБ;
Цель: формировать представление о том, что в Республике много городов и сел. Знакомить с известными городами (Уфа- столица Башкортостана, Октябрьский-назван в память в память об истории нашей страны, Стерлитамак-второй по величине город, Сибай- молодой город, столица Зауралья; Салават –в честь национального героя Салавата Юлаева; Кумертау – от слова кумер-уголь, тау-гора; Нефтекамск –богат нефтью и т. д.)
Д/и «Назови город»
Цель: закрепить названия городов Башкортостана и России;
развивать интерес; воспитывать желание больше узнать о них.
Правила игры: вспомнить названия городов России и Башкортостана, начинающиеся на заданный звук.
Ход игры:
1 вариант
Воспитатель называет звук, а дети на этот звук подбирают названия городов. Детям, правильно назвавшим города, воспитатель вручает фишки. Побеждает тот, кто больше набрал фишек.
2 вариант.
Назвать город на последний звук названного слова.
Например, Нефтекамск, следующий город - Кумертау - Учалы и т. д
б) Достопримечательности города Октябрьский.
Д/и «Путешествие по городу»
Цель: закрепить представления детей о родном городе: о достоприме -чательностях города, развивать внимание; воспитывать интерес, желание больше узнать о нем.
в) Д/и «Найдите и назовите башкирские музыкальные инструменты»
Цель: закрепить названия музыкальных инструментов. Развивать внимание, память и восприятия.
Правила игры:
Вариант-1
Ведущий предлагает детям внимательно рассмотреть изображение музыкальных инструментов, назвать их. Ведущий предлагает найти башкирский музыкальный инструмент. Выигрывает тот, кто найдёт и назовет правильно башкирский музыкальный инструмент.
Вариант-2
Д/и «Найди лишний музыкальный инструмент»
Ведущий предлагает детям внимательно рассмотреть изображение музыкальных инструментов, перечислить их и определить группу (духовой, смычковый, клавишный, ударный, щипковый инструмент). Затем просить найти лишний музыкальный инструмент и обосновать свой ответ. После этого предлагает подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся музыкальные инструменты одним словом. Выигрывает тот, кто найдет и назовет лишний музыкальный инструмент.
г) Карты Башкортостана
Цель: знакомить с картой Башкортостана, показывать его границы, рассказывать о ближайших его соседях.
-формировать представление о том, что в республике есть лесные, степные зоны Башкортостана (на карте уточнить, каким цветом они представлены)
Д/и «Мой Башкортостан»
Цель: учить ориентироваться на карте Республики Башкортостан; закрепить представления детей о городах, реках, полезных ископаемых,; развивать интерес к карте Башкортостана; воспитывать любовь к родному краю.
Оформление игры: игра оформлена в виде карты книги.
«Полезные ископаемые Башкортостана»
Цель: закреплять представления детей о полезных ископаемых родного края. Познакомить детей с условными обозначениями природных ископаемых. Дать представление о каждом из них. Развивать разговорную речь, обогащать словарь детей. Вызвать у детей желание больше узнать о природных богатствах родного края.
Правила игры: па карте Башкортостана правильно распределить фишки там, там где добывают те или иные полезные ископаемые.
Ход игры: Перед детьми карта и фишки. Уточняются обозначения каждой фишки. Задание: На карте найти город, сказать, что там добывают и поставить фишку с этим обозначением.
Примечание: газ –Уфа, Салават;
нефть - Уфа, Нефтекамск, Стерлитамак;
уголь – Кумертау;
золото- Сибай;
яшма – Белорецк.
3 Страница:
Юрта
Цель: продолжать знакомить детей с жизнью башкирского народа, его национальной одеждой, жилищем, предметами быта. Способствовать расширению представлений детей о том, как жили раньше люди, чем занимались. Воспитывать интерес, желание познать историю, культуру народов Башкортостана.
Оснащение игры: плоскостная юрта, с открывающимися дверями на шнуровке. Внутри быт башкирского народа, прикрепленные на липучку. Мелкие карточки, с изображением предметов: быта, посуды, блюд, одежды, обуви.
4 Страница:
Дидактические игры:
«Найди и раскрась башкирскую (русскую)матрёшку»
Цель:
- учить детей по особенностям внешнего вида и росписи, определять и называть национальность матрёшек;
-формировать и расширять у детей представления о национальностях людей, населяющих нашу республику; развивать память, внимание, мышление.
«Продолжи узор»
Цель: Продолжать знакомить детей с башкирскими узорами.
Отгадай из какой сказки
Цель: учить детей узнавать по картинке башкирскую народную сказку, рассказать, о чем эта сказка; развивать память; воспитывать интерес к народным сказкам.
Предварительная работа: чтение башкирских народных сказок, рассматривание картин: 1. «Урал-батыр». 2. «Аминбек». 3. «Птичья нога». 4. «Сказка о курае». 5. «Лиса-сирота». 6. «Медведь и пчелы»,7. «Щедрый заяц» и др.
Правила и ход игры: Ребенок называет сказку, кратко пересказывает содержание угаданной сказки.
Обратная сторона лэпбука
Дидактическая игра «Найди отличия»
Цель: Учить детей находить отличия в башкирских костюмах и называть элементы костюма (камзул-елэн, хараус - кашмау, сулпы- теркеме и т. д.);
Закреплять умения сравнивать и различать элементы по количеству, размерам, форме и цвету.
Картотека подвижных игр.
Цель: Формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создать эмоциональную основу для развития патриотических чувств через башкирские подвижные игры.
Какого народа костюм?
Цель: закрепить знания детей о жителях Башкортостана. развивать интерес детей к людям разных национальностей, уважение к ним; вызвать желание больше узнать об их жизни, культу ре.
Правила и ход игры: Дети вспоминают, какие народы живут в нашей республике. Рассматривают картинки и называют, какой национальности кукла.
Похож - не похож
Цель: учить детей сравнивать национальные костюмы, находить в них сходство и различия; воспитывать интерес к национальным костюмам, развивать эстетические чувства.
а) История о семи племенах Башкирского народа. Башкирское народное предание и песня «Семирод».
На флаге Башкирии цветок курая, а у цветка курая семь лепестков.
Вот что пишет об изображении семилепесткового курая в государственной символике Республики Башкортостан Ф. Губайдуллина, который означает существование семи основных племён - родоначальников башкир. Предание «Ете ырыу», что означает в переводе с башкирского языка «Семь родов». Оказывается, раньше племена не всегда жили в мире да в согласии. Когда они враждовали между собой, отбирали земли, угоняли скот, уводили детей, женщин, старейшины – аксакалы родов вышли навстречу к воинам и обратились к ним такой речью: «Азаматы! Хотя мы с вами представители разных родов, но друг другу мы не чужие! Не лучше ли будет, если мы прекратим эти раздоры?» Воины опустили головы, послушали старейшин и пришли к выводу, что они правы. Потом аксакалы разных племён собрались вместе, начали обсуждать, как дальше жить так, чтобы, не допуская войн между собой, иметь свои земли и платить ясак только одному баю. Как я поняла, в этом предании рассказывается о присоединении башкир к Русскому государству, потому что здесь говорится, что аксакалы отправляют для переговоров в Москву к царю своих послов – биев. Предание заканчивается так: послы вернулись домой, приехали царские советники, и в честь присоединения устроили большой пир. Кураисты в память об этом событии и в честь Урала, где издавна жили башкиры семи родов, сложили песню «Семирод»
Песня Семирод
Уральских гор отроги высоки,
Ты матерью всех земель стал, Урал.
В долины журчащих живых родников
Ты воедино семь родов собрал.
Вдали синеет, хэй, мой Уралтау,
Гора – пристанище семи родов.
Храни, Урал, храни, оберегай
Ты прах священных дедов и отцов.
Ты семь родов приветил на груди,
Здесь семь родов раскинули яйляу,
Семи родов отары здесь паслись,
Семи родов один табун гулял.