Приложение МААМ

Лэпбук как эффективное средство формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Рудакова Наталия
Лэпбук как эффективное средство формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Современный, быстро меняющийся мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, направлений в сфере образования и экономики. В соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способными творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности. Работу по формированию основ функциональной грамотности, как средства раскрытия учебных навыков и возможностей, необходимо начинать с дошкольного детства. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Поэтому сейчас педагоги находятся в постоянном поиске новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

Публикация «Лэпбук как эффективное средство формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Мы тоже считаем, что в настоящее время педагогический процесс, осуществляемый в традиционной форме, с опорой на объяснительно-демонстрационный метод уже не так актуален, как раньше, а для дошкольников тем более. Поэтому с первых дней работы в детском саду постоянно ищем новые идеи и технологии, позволяющие оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком. Одной из таких инновационных и, уверены, очень перспективной технологией, является лэпбук, который помогает закрепить пройденный материал, систематизировать и обогатить знания детей.

Итак, что же такое лэпбук? Если переводить дословно слово «лэпбук», то это книжка на коленях. Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Такое необычное пособие обязательно привлечет внимание детей, и они не раз возвратятся к нему, чтобы посмотреть – поиграть с ним, а заодно, незаметно для себя самих, закрепить полученные ранее знания. Автором пособия считают американку Тэмми Дюби. Она придумала наполнить небольшую папку разнообразными картинками, кармашками, стишками и бумажными поделками для закрепления и сохранения информации, которую освоила со своими детьми. В России впервые изготовлением лэпбуков занялась Татьяна Пироженко. Она использовала лэпбук для занятий со своим ребенком.

Исходя из всего выше сказанного, мы определили цель своего опыта работы: сформировать предпосылки функциональной грамотности у дошкольников посредством технологии «лэпбук».

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Сделать лэпбуки по всем компонентам функциональной грамотности.

2. Воспитывать у детей умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.

3. Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность.

4. Побуждать детей самостоятельно, по своему желанию собирать и организовывать информацию.

5. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.

Предлагаем вашему вниманию лэпбуки, сделанные своими руками. Все они способствуют формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников, изготовлены для детей в возрасте от 4-6 лет.

Лэпбук «Математика вокруг нас» формирует предпосылки математической грамотности у дошкольников. Он имеет свой сюжет и главных героев – цифры, которые предлагают ребенку выполнить различные задания, с помощью которых программный материал запоминается быстрее и легче. Лэпбук содержит различные игры и упражнения на знакомство с цифрами, закрепление их визуального образов, соотношение числа и количества. Материалы лэпбука позволяю закреплять последовательность цифр в пределах 10, выполнять упражнения типа: построй числовой ряд, назови соседей, что пропало, что изменилось, найди ошибку.

Цель лэпбука «Юный экономист» - экономическое воспитание детей, формирование основ финансовой грамотности, расширение представлений о бюджете, деньгах, товарах и услугах.

Лэпбуки : «Творчество К. Д. Ушинского», «В гостях у сказки» созданы с целью формирования предпосылок читательской грамотности. Играя с лэпбуком «В гостях у сказки» у детей воспитывается интерес к сказкам, формируется грамматически правильный строй речи, обогащается словарный запас, развивается логическое мышление, памяти, творчество и воображение ребёнка. Лэпбук по творчеству К. Д. Ушинского закрепляет и обобщает знания детей по творчеству К. Д. Ушинского, развивает речь, формирует читательский интерес.

Лэпбук «Огород на подоконнике» создан с целью формирования у детей естественнонаучной грамотности. Он учит воспитанников ухаживать за растениями в комнатных условиях, знакомит детей с процессом выращивания рассады из семян, обобщает представления детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

Лэпбук «Юный эколог» закрепляет знания детей об экологии и правилах поведения в природе.

Детям дошкольного возраста необходимо социально-коммуникативное развитие, чтобы в будущем, когда они пойдут в школу, они не испытывали трудностей в общении с другими людьми и стали полноценными членами общества. Помочь открыть для них этот чудесный мир, помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки, где так много происходит интересных событий, так много необычных для дошкольника вещей – наша задача. Игровая папка лэпбук «Волшебная коробочка» дает возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни, развивать мышление и способности. В состав лэпбука входят развивающие игры коммуникативного содержания.

Играя с лэпбуками, дошкольники учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, у них развивается интеллект, эмоциональная отзывчивость, сопереживания, формируются позитивные установки к различным видам труда и творчества; основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. И самым главным, на наш взгляд, преимуществом данных методических пособий, является возможность приобщать детей к активной совместной, самостоятельной деятельности не только при работе с ним, но и в процессе его создания (мы с ребятами обсуждали, какие материалы и инструменты понадобятся для создания лэпбука, выбирали цвет бумаги, искали декоративные элементы, подбирали игры, стихи, загадки и др.).

Применение данного пособия, несомненно, повысило эффективность педагогического процесса, способствовало формированию предпосылок функциональной грамотности у детей. У воспитанников значительно повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Дети проявляют коммуникативные навыки, стали активно проявлять интерес к участию в совместной деятельности.

Конечно, каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей. При создании данных лэпбуков советуем вам придерживаться следующих правил:

Информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребёнку.

Пособие должно быть прочное, крепкое.

Пособие должно привлекать внимание, следовательно, аккуратно и эстетично оформлено, чтобы ребёнку захотелось взять его в руки.

Взяв в руки лэпбук, ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться.

В лэпбуке не должно быть больших текстов, вообще никакой лишней информации.

Внутреннее наполнение лэпбука можно менять и обновлять.

В будущем планируем привлекать не только детей, но и родителей к созданию и оформлению лэпбуков на различные темы, так как в любое удобное время ребенок открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая книжку, в создании которой он тоже принимал участие. А нами движет одно желание, чтобы радость от дидактических игр у детей перешла в радость учения. Лучший совет, который мы вам можем дать для lapbooking, - “Просто сделайте это”! Получайте удовольствие от lapbooking!»

Список литературы:

1. Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга» / [Текст]/ Журнал "Обруч "№ 4 2015 год.

2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015.

3. Горлова, Н. А. Современные дошкольники : какие они? / Н. А. Горлова Обруч. - 2009. № 1. 3-6 с.

4. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010, С. 44.

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина» Тема: «Монеты для овощного магазина» с использованием РИВ. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,.

Лэпбук — эффективное развивающее пособие по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук — эффективное развивающее пособие по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Лэпбук, или тематическая папка уже широко и эффективно используется педагогами в образовательном процессе дошкольных учреждениях. Тематика.

Пособия по развитию функциональной грамотности у детей 3–4 лет «Обувь»Пособия по развитию функциональной грамотности у детей 3–4 лет «Обувь» .

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лэпбук как эффективное средство формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 ноября 2023 в 20:04
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Лэпбук как эффективное средство формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Рудакова Наталия (УИ 2621603) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД