Сабина Сефербекова
Лэпбук, как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Лэпбук как средство ознакомления с родным краем детей дошкольного возраста.
Понимание дошкольниками наследия своих предков, носителями которого они являются, помогает и воспитывает такие качества личности ребенка как гордость за свою малую Родину, любовь к земле, на которой он живет, уважение к людям, которые его окружают. В данном аспекте воспитание будущего поколения в рамках нравственно-патриотического воспитания есть социальный запрос общества, поскольку, чем полнее, содержательнее и глубже, будут знания детей о родном крае, родной природе, традициях, его лучших людях, тем большую пользу они смогут принести нашей стране.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Лэпбук «Моя малая Родина, мой край, мой город»
- Лэпбук. Лэпбуки на ВСЕ темы
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Родной край, краеведение. Консультации для педагогов
- Темочки
Под нравственно - патриотическим воспитанием подразумевается сотрудничество взрослого и детей в совместной деятельности и общении, ориентированное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам общечеловеческой и национальной культуры, природе родного края, города, воспитание эмоционально-ценностного отношения, чувства сопричастности, привязанности к родному городу.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это сложный и трудоемкий педагогический процесс, который предполагает деятельность педагога и воспитанников в процессе использования педагогом различных технологий. Сегодня хочется остановится на такой технологии как лэпбук.
«Лэпбук» (lapbook) - сравнительно новое средство обучения, пришедшее в российское образование из Соединенных штатов Америки. В дословном переводе с английского «лэпбук» значит «наколенная книга». Лэпбук представляет собой тематическую папку, с размещенными в ней материалами на исследуемую тему. Такая папка содержит различные мини-книжки-раскладушки с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями для игры. Лэпбук - это превосходный способ повторения пройденного программного и альтернативного материала для дошкольников. При создании лэпбука ребенок играя, научается самостоятельно собирать и систематизировать познавательную информацию. Работа с лэпбуком может осуществляться по-разному в зависимости от образовательных задач.
Это тематическое пособие имеет четкую структуру и способно разрабатываться специально под конкретного ребенка с его степенью познаний. Помимо этого, широко применяются и «коллективные» тематические папки, изготавливаемые педагогами. Оптимальный возраст ребенка для начала занятий с тематическими папками – 5 лет. Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука.
Так как лэпбук выступает, в основном, итоговым результатом совместной работы с детьми по той или иной теме, его изготовлению предшествуют тематические занятия и игры, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, осуществление заданий. Только после этого ребенок готов к изготовлению тематической папки вместе с взрослым, и она на самом деле осуществит свою значимость, как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.
Приобщение дошкольников к истории, обычаям и традициям родного края средствами технологии лэпбук ставит перед собой следующие задачи:
1. Сформировать у дошкольников уважительное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, Родине, природе родного края.
2. Воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
3. Воспитывать детское самосознание через знакомство с природным и культурным наследием малой Родины
4. Воспитывать у дошкольников умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
5. Развивать познавательную активность и познавательный интерес, самостоятельность, инициативность в процессе сбора и организации информации.
6. Способствовать развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического мышления, расширению и обогащению словарного запаса
7. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала.
8. Приобщить детей и родителей к совместному творчеству.
Связывая подготовку и развитие в единый целостный образовательный процесс, лэпбук представляет вероятность построить совместную деятельность с воспитанниками по приобщению к природному и культурному наследию на базе личных, отличительных черт каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
Деятельность над изготовлением тематической папки длится, как правило, на протяжении 1-2 недель, пока прорабатывается тема недели или длится проект.
Сам процесс изготовления лэпбука захватывает и состоит из нескольких этапов.
1. Определение с темы будущего лэпбука.
Тема для папки может быть «Природа родного края», «Мой город», «Моя страна», «Знакомство с народной культурой и традициями», «Щёлково – мой край родной», «Музеи родного края» и так далее, в рамках которых решаются задачи по приобщению дошкольников к природному и культурному наследию Щёлковской земли.
2. Распланировать, какую именно информацию по выбранной теме будет содержать тематическая папка – составить план.
Лэпбук это не просто книжка с картинками, это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему, а для этого нужен план того, что планируется в этой папке рассказать. Дети старшего дошкольного возраста содержание папки могут выбирать самостоятельно.
3. Создать основу тематической папки, выбрав один из трё х вариантов: базовый, базовый с добавлением 1-2 расширений и сдвоенный базовый.
4. Нарисовать макет лэпбука на листе бумаги.
5. Продумать, какой вид будут иметь кармашки (подтемы) и как будет организована в них информация.
6. Изготовить кармашки.
7. Разместить на основу кармашки в соответствии с макетом.
Вот так, например, выглядит содержание лэпбука «Моя малая родина Щёлково»
Конверт с фотографиями «Мой город, мой сад, моя семья» ;
Гармошка «Стихи»;
Книжка – гармошка «Загадки»;
Конверт «В разное время»;
Конверт «Прогулки по городу»;
Кармашек с картой города Щёлкова;
Конверт «Флора и фауна»;
Конверт «Архитектура и памятники»;
Конверт «Экологические объекты»;
Конвертик с разрезными картинками «Собери и назови»;
Конвертик «Раскрась»;
Конверт «Известные жители нашего города»
Наш лэпбук «Моя малая родина Щёлково» выглядит следующим образом. На первой страничке разместили стихи и загадки, конверт «Мой город, мой сад, моя семья». Стихи представлены о Щёлкове, загадки о профессиях людей, которые работают в нашем городе, рисунки герба города и округа, флаг города.
В конверте «Мой город, мой сад, моя семья» собраны фотографии, которые дети принесли из дома, на них они изображены в определенном месте города. Здесь же располагаются рисунки с изображениями гербов семей – совместные детско – родительские работы, а также фотографии о событиях в группе, которые детям хотелось иметь в свободном доступе и рассматривать (общие фото с праздников в ДОУ). Цель размещения этого конверта – создание благоприятной комфортной атмосферы единения: детского сада, семьи и детей, приобщение к ценностям семьи и общества.
На большом развороте, вторая страница содержит конверт «В разное время» представлены фото различных объектов нашего города прошлого века и настоящего времени.
В розовом кармашке имеется карта города, она пригодится для совершения прогулок.
В конверте «Прогулки по городу» представлены изображения самых интересных с точки зрения детей мест в городе : парк культуры и отдыха, набережная Серафима Саровского, Историко – краеведческий Щёлковский музей, улица Парковая, Ледовая арена и т. д.
На следующей странице в конверте «Флора и фауна» представлены обитатели лесов Щёлковского округа и самые распространенные лиственные деревья. Здесь можно поиграть в дидактические игры на закрепление знаний о животном и растительном мире родного края.
Конверт «Архитектура и памятники содержит фотографии и краткое описание памятников культуры городского округа Щёлково, поместий и усадеб, сохранившихся до наших дней и являющихся культурным наследием нашего округа.
Конверт «Экологические объекты» представлен фотографиями с кратким описанием объектов экологического наследия – особых природоохранных территорий, которые расположены в черте городского округа Щёлково.
Следующая страница содержит конвертик «Собери и назови», где собраны комплекты разрезных картинок для лучшего запоминания герба, флага и известных архитектурных объектов города. В конвертике «Раскрась» собраны минираскраски на тему «Город».
Конверт «Известные жители города» содержит карточки с фотографиями и краткими биографиями заслуженных деятелей и почетных граждан города Щёлкова.
На последней странице представлен конверт с архивными материалами о городе Щёлкове и фотографии старого города.
Просматривая данный лэпбук, дети могут составить мини-рассказы о своей семье, своем детском саде, о городе, найти загаданное место города по описанию, окунуться в историю Щёлкова, вспомнить профессии людей, которые трудятся в нашем городе, узнать о памятниках культуры и природоохранных территориях, о животных и растениях, населяющих леса, об известных людях, когда – то живших и работавших в нашем городе.
Для ребенка лэпбук — книга, в которой собрано много интересных вещей: дидактических игр, загадок, стихотворений, раскрасок, картинок, фотографий, которые раскрывают себя при взаимодействии.
Для педагогов лэпбук – это тематическая папка - современный способ организации познавательной деятельности дошкольников.
Наблюдение за воспитанниками показало, что в результате применения лэпбука дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности, значительно вырос познавательный интерес, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Дети стали проявлять большой интерес к истории своей семьи, прошлому и настоящему родного города. Предложенный материал успешно используется детьми в повседневной жизни.
Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого с детьми может использоваться педагогами дошкольных учреждений независимо от реализуемых программ и контингента воспитанников, он доступен для родителей и способен решить одну из важнейших задач дошкольного образования – приобщение дошкольников к этнокультурным ценностям, традициям семьи, общества и государства.
Результат работы:
Пополняется развивающая среда группы;
Родители вместе с детьми получают представления об истории города Щёлкова;
С помощью лэпбука дети познакомятся с жизнью города в прошлом и настоящем, у них формируется интерес и чувство уважения к культуре родного края.
Родители с детьми активно используют лэпбуки в своей совместной познавательной и игровой деятельности, как в детском саду, так и дома.
Таким образом, подводя итог выступления, можно сделать следующий вывод: лэпбук является средством воспитания и обучения в детском саду, обеспечивающим устойчивый интерес к процессу познания истории и культуры родного края, и ориентированным на взаимодействие с различными носителями культурного опыта (педагогами, родителями). Целесообразность использования лэпбука при формировании знаний о родном крае у детей заключается в том, что дети непосредственно в игровой деятельности, незаметно для себя, смогут приобрести и закрепить знания о родном крае и городе.
Лэпбук направлен на активное, личностно значимое познание культурно-исторического и природного наследия в логике расширяющихся границ освоения ребенком пространства родного города.