Виктория Ротэрмель
Рекомендации для родителей «Логоритмика в жизни детей»
▼ Скачать + Заказать документы
рекомендации для родителей
Пояснительная записка
В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменять друг друга.
Публикация «Рекомендации для родителей „Логоритмика в жизни детей“» размещена в разделах
В законе "Об образовании в РФ" указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом - это взаимодействие с семьёй для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи. Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями.
Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог добиться большего, нежели он сам, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывался о том, насколько важную роль во всём этом играет умение ребёнка говорить правильно и красиво. Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка.
Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем - устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома и не знают, как заниматься.
Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье, и затрудняется в исполнении этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.
Одной из задач коррекционно - развивающего воздействия на детей с речевыми расстройствами является формирование, развитие и коррекция у них неречевых процессов и речевой системы в целом. Решению этой задачи способствует использование логоритмического воспитания в системе комплексных реабилитационных методик. Логопедическая ритмика основывается на сочетании слова, музыки и движения с преобладанием одного из этих компонентов или связи между ними. При разработке и реализации программы внимание специалистов направлено на всестороннее развитие ребенка, на устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитии речи в целом.
Таким образом, эффективное сотрудничество родителей и специалистов ДОУ, повышение компетентности родителей по логоритмическому воспитанию детей, будут способствовать высоким результатам работы по устранению речевых нарушений у детей.
В МБДОУ ДСКВ № 35 «Звездочка» для занятий учителя-логопеда с детьми логоритмикой была разработана дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный ритм: речь, музыка, движение» (см. доп. материалы к рекомендациям, на основании которой созданы рекомендации для родителей «Логоримика в жизни детей».
Цель рекомендаций : повышение компетентности родителей воспитанников по вопросам логоритмического воспитания детей.
Задачи:
- способствовать расширению знаний у родителей воспитанников о значимости применения логоритмики для речевого развития;
- формировать представления родителей об особенностях организации и проведения логоритмических занятий в домашних условиях.
1. Значение логоритмических занятий для детей с нарушениями речи : общие положения
Прежде всего, следует отметить, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.
Впервые методические рекомендации по проведению логоритмических занятий были разработаны В. А. Гринер, которая отмечала, что «музыкальный ритм как организующий момент, лежит в основе метода» (Гринер В. А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 1958). Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребенка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.
Логоритмические занятия направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавателных процессов, творческих способностей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.
Логоритмические занятия включают следующие элементы:
- логоритмическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, рекомендованные Т. В. Буденной;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;
- упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- фонопедические упражнения по методу В. В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- мело- и ритмодекламация для координации слуха, речи, движения;
- упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Основные упражнения, игры и другие формы деятельности разработаны Картушиной Мариной Юрьевной, известным педагогом-практиком, автором программ по музыкальному развитию детей 3-7 лет.
Структура занятия не всегда включает все перечисленные элементы. Последовательность ознакомления со звуками можно варьировать в зависимости от характера нарушений речи у детей. Общеразвивающие упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей. Организатором занятий выступает учитель-логопед, при обязательной тесной связи с музыкальным руководителем, воспитателями МБДОУ. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы используются и на других занятиях – по развитию речи, обучению грамоте, на музыкальных и физкультурных занятиях. Обязательным условием является применение наглядного материала по лексическим темам (иллюстрации, элементы косюмов, игрушки, картинки, электронные презентации, интерактивные игры, видеофильмы и т. п.); это переводит образы-представления в образы-понятия, что очень важно для последующих этапов обучения. Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учет возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.
2. Практические рекомендации для родителей по организации занятий логоритмикой в домашних условиях
Люди давно заметили, что движение помогает в оздоровлении организма людей. Если ты устал на работе – соверши прогулку по парку, скверу или просто по улице своего города! Если психически устал – займись энергичным спортом! А если выбился из сил, то в этом помогут танцы! Ну а если движение сопровождается речью и музыкой – эффект будет во много раз сильнее.
Итак, логоритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него.
Занятия эти очень полезны для физического, психического, социально-коммуникативного, речевого и эмоционального развития ребенка. Тренируются и укрепляются мышцы, развивается чувство равновесия, ловкость, сила, выносливость, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, координация движений, красивая осанка. Польза для речи и общего развития также велика. Развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться под музыку в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.
Основа занятий очень разнообразна: путешествие, приключение, поход, сказочная прогулка и многое другое.
Структура логоритмического занятия :
Организационная часть: положительный эмоциональный настрой. Художественное слово, загадка, игры на знакомства и общение, вводные упражнения (ходьба, бег, движения под музыку.
Основная часть:
- танец, танец – хоровод;
- знакомство со стихотворением, сопровождаемое движениями (можно использовать мнемотаблицы)
- песня, сопровождаемая жестами или движениями;
- артикуляционная гимнастика;
- мимические упражнения;
- массаж или самомассаж;
- пальчиковая игра;
- дыхательные упражнения;
- гимнастика для глаз;
- подвижная или коммуникативная игра;
- чистоговорки;
- речевые или музыкальные игры;
- игры на развитие чувства ритма или внимания.
Заключительная часть: рефлексия. Упражнения на релаксацию, массаж, самомассаж, игры малой подвижности на развитие психических процессов.
В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку.
Успешность любой деятельности с детьми зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия.
В разделе «Приложения» (см. приложения 1 – 10) данных рекомендаций для родителей предложены игры, упражнения и другие формы взаимодействия с детьми для занятий логоритмикой.
Заключение
Таким образом, резюмируя, следует отметить, что речь – не врожденная способность, она формируется постепенно, сами собой имеющиеся дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения, слаженной, согласованной работе педагогов и родителей, коррекционно-развивающая работа приводит к очень высоким результатам. Логоритмические занятия с детьми – это система работы и частью этой системы являются занятия логоритмикой родителей с детьми в домашних условиях.
Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребенка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.
В представленных рекомендациях для родителей преследовалась основная цель – повышение компетентности родителей воспитанников по вопросам организации и проведению логоритмических занятий самостоятельно, в домашних условиях, возможно, с привлечением всех членов семьи. Очень важно работу с детьми, имеющими нарушения речи, проводить систематически, а это значит, не только в детском саду, но и дома. И еще один очень важный аспект – проводимая работа должная быть качественной. Поэтому родители должны хорошо знать - для чего нужно заниматься с детьми логоритмикой и как правильно ее проводить.
В рекомендациях для родителей «Логоритмика в жизни детей» представлены самые разнообразные формы работы логоритмикой с детьми, имеющими нарушения речи: коммуникативные игры, игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха, чувства ритма, дыхания, виды артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, физические упражнения с применением фитболов, виды мелодекламаций, приемы массажа и самомассажа, игра на музыкальных инструментах, логораспевки, упражнения на релаксацию.
Существует еще очень много эффективных, интересных форм работы с детьми на занятиях логоритмикой : комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, рекомендованные Т. В. Буденной;
чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга; фонопедические упражнения по методу В. В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания; песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга; музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве; ритмодекламация для координации слуха, речи, движения; упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления; танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения – другими словами, их, этих форм огромное разнообразие. Описать и представить их для родителей в одних рекомендациях не представляется возможным, поэтому есть очень хороший задел для создания следующих рекомендаций для родителей – «Волшебная сила логоритмики».
Список литературы
1. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г. А. Волкова. М. Просвещение, 1985. 188 с.
2. Воронова, А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет [Текст] / А. Е. Воронова. М. ТЦ Сфера, 2007. 123 с.
3. Картушина, М. Ю. Конспекты логоритмических занятий для детей 5-7 лет [Текст] / М. Ю. Картушина. М. ТЦ Сфера, 2010. 187 с.
4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] / URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
5. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) [Электронный ресурс] / URL : https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/