Олеся Смирнова
Консультация для родителей «Логоритмика для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмика – это система музыкально - двигательных, речедвигательных, музыкально - речевых заданий и упражнений.
Доступность материала, увлекательная игровая форма, создают на занятии положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, не только развивая основные музыкально-ритмические навыки, но и решая важные задачи, стоящие перед педагогом, а именно:
- активизировать высшую психическую деятельность через развитие всех видов внимания (зрительного, слухового);
- увеличить объем памяти;
- развивать зрительное, слуховое восприятие;
Темочки:
- помочь формированию у ребенка двигательных навыков: ходьбы, прыжков, поворотов, бросания и ловли мяча, самостоятельного и коллективного выполнения движений и знакомить ребенка с элементами танцевальных движений;
- развивать чувство музыкального ритма и слухо-моторных координаций.
Для достижения наилучших результатов логоритмические занятия строятся с учетом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Все задания, предлагаемые детям в рамках одного занятия, объединяются одной лексической темой или сюжетом, и проводятся по следующей схеме:
1. Вводная часть – предусматривает приветствие, объявление педагогом темы занятия, и проведение ритмической разминки (10% времени)
2. Основная часть – включает разнообразные виды музыкальные двигательных и речевых игр и упражнений (70-80% времени)
3. Заключительная часть – упражнения на восстановление дыхания, релаксацию, различными видами ходьбы и легкого бега, а также подведением итогов занятия (10-15% времени).
Занятие логоритмикой включает следующие виды упражнений:
1. Упражнения, активизирующие внимание:
- Ходьба, бег, остановки в кругу
- ходьба с остановками
- «Найди свое место в кругу»
- «Сугроб, кочка, гора»
- «Кто летает?»
2. Вводные упражнения на тренировку основных видов движений:
- «Идем на прогулку»
- Ходьба паровозиком и парами друг за другом
- Ходьба по кругу со сменой направления
3. Упражнения, воспитывающие чувство музыкального ритма:
- Игрушки устали
- Ладушки
- Игра с бубном
4. Упражнения, развивающие слуховое и речеслуховое восприятие
- Дождик
- Большие ноги
- Кулачки-ладошки
5. Речедвигательные упражнения:
- Играем в прятки
- Со мной играй, за мной повторяй
6. Игра на музыкальных инструментах. Подвижные игры.
Примеры логоритмических упражнений :
РОБОТ.
Стоит робот на дороге,
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.
УТРО
Утром встанет солнышко,
Возьму в руки ведрышко,
Побегу я в огород,
Там морковочка растет,
Соберу я ловко сочную морковку.
Угощу Маринку — кушай витаминки!
Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.
ОБЛАКА
По небу облака плывут,
Вот козочка, вот с щупальцами спрут,
А вот кудрявая овечка.
Все отразились в быстрой речке.
И тишину не нарушая,
Плывут вперед, забот не зная,
Спрут, козочка, овечка, слон,
Похожие на летний сон.
Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.
ШОССЕ
По шоссе бегут машины,
В темноте шуршат их шины,
Огоньки и там и тут,
В дальний путь они зовут.
Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.
ИГРУШКИ
Подарили мне игрушки,
Мишку, зайку и Петрушку,
Посажу друзей я в холле
И начну готовить к школе.
Дам мозаику я зайке,
А Петрушке — балалайку,
Почитаю мишке книжку.
В первый класс идут детишки!
Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.
К БАБУШКЕ
Стучат колеса — тук-тук-тук,
И под веселый этот стук
Мы едем к бабушке своей,
Везем подарочки мы ей.
Бабуля выйдет на порог
И вкусный вынесет пирог,
Расскажет сказку про зверей.
Мы едем к бабушке своей!
Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения
МАРТЫШКИ
Две бесстрашные мартышки
Забрались на пальму ловко,
По лиане вниз скользят
Словно в цирке по веревке.
Кувыркаться им не лень,
Даже в самый жаркий день.
Имитировать движения рук по веревке вверх, а затем вниз, синхронно произносить текст стихотворения.
ЗАЯЦ
Сидит заяц под кустом,
Здесь его семья и дом,
И верхушки длинных ушек
Все трепещут на макушке.
В его доме нет дверей,
Как спастись от злых зверей?
Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.
В ДЕТСКОМ САДУ
Идут дети в детский сад,
Там игрушки ждут ребят,
Ждет Валюшку верблюжонок,
Катю ждет большой слоненок,
Маша с мишкою играет,
Петя Маше помогает,
Нянчит Олечка мартышку,
Ну а Ася смотрит в книжку.
Детям весело в саду!
С ними я туда пойду.
Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения
ЧЕРЕПАШКА
Долго в норке спала черепашка,
Но совсем не помялась рубашка,
Вылезает тихонько из норки,
Поднимается медленно в горку,
«Эй! — кричу я, — давай, черепашка,
Поиграем с тобою в пятнашки!»
Еле шепчет она мне в ответ:
«У меня, извините, обед!»
Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.
МУРАВЕЙ
Стоит на горе домишко,
Ползет туда муравьишко,
Он тащит соломинки, щепки,
Чтоб дом получился крепким.
Вокруг суетятся братишки —
Старательные муравьишки,
Несут в муравейник они червячка,
Букашку, жучка, паучка.
Кто строит, кто кормит детишек —
Крошечных муравьишек.
Вот так — целый день в работе,
В трудах, беспокойстве, заботе.
Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.
ВОВОЧКА
Лисички на полянке,
Опята на пеньке,
Шагает мимо Вовочка
С корзинкою в руке.
Вот тонкие осинки,
Под ними подосиновики,
А где же самый главный?
В беретике на ножке.
Растет чудесный белый гриб
Под елкой у дорожки.
Дети шагают по кругу.
ГРОЗА
Встало солнышко с утра,
И ушли мы со двора,
Мы топтали на полянке
Тонконогие поганки,
Землянику собирали,
Веселились и играли.
Вдруг все небо потемнело,
Что-то страшно загремело,
Смотрим мы во все глаза —
Начинается гроза!
То ли прятаться под дубом,
То ли прочь бежать отсюда,
Но гроза отгрохотала,
Поплыла и с глаз пропала.
Завтра мы пойдем опять
На полянку поиграть.
Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.
ПТИЧКА
Три яйца в гнезде у птицы.
Как пичужке не гордиться?
Заботливая мамочка
Весь день на них сидит.
Нельзя ни на минутку
Оставить здесь малюток.
Ведь хитрый кот Василий
За гнездышком следит.
Шуршат в подвале мыши.
Василий их не слышит.
Зовет его хозяйка,
Кот ухом не ведет.
Но если вдруг Иринка
Покажет хворостинку,
Мяукнет кот Василий,
На печку спать пойдет.
Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.
Список литературы:
1. Аксанова Т. Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР. СПБ. :»ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009.
2. Алябнева Е. А, Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Методическое пособие. М. :»ТС СФЕРА».
3. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением: Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. - СПб. :»ДЕТСТВО-ПРЕСС».
4. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика : Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 031800 –Логопедия;032000 –Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная).-СПб. :»Петербург –XXI «,1997.
5. Волкова Г. А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией (Методические разработки к проведению коррекционных занятий). - СПб: РГПУ им. Герцена, издательство «Сайма»,1993.
6 Воронова А. Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения. М.»ТС СФЕРА»,2006.
7. Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. СПБ. :»ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005.
8. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. М. :»ТС СФЕРА»2007.
9. Кныш В. А. ,Комар И. И. ,Лобан Е. Б., Дудак Ю. В. Логоритмические минутки. Тематические занятия для детей. Минск: АВЕРСЭВ»,2009.
10. Новиковская О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. Практическое пособие для педагогов и родителей. - СПб. :»Корона- принт»,2005.
11. Овчинникова Т. С. Логоритмические распевки. СПб. :»КАРО»,2009.
12. Таран Р. Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. СПБ. :» ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.