Ульяна Демидова
Логопедическое занятие по лексической теме «Светлый праздник — Пасха»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №21 «Малышок» г. Новоалтайска Алтайского края
Логопедическое занятие по лексической теме
«Светлый праздник - Пасха»
Разработчик: учитель-логопед Демидова У. В.
Цель: Формирование лексико - грамматических средств языка по лексической теме «Пасха»
Задачи:
Коррекционно-образовательная задача:
Публикация «Логопедическое занятие по лексической теме „Светлый праздник — Пасха“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• познакомить с историей возникновения христианского праздника «Пасха»
• актуализировать и закрепить словарь по лексической теме;
• научить образовывать существительные множественного числа;
• упражнять в навыке согласования глаголов и прилагательных с существительными в единственном и множественном числе родительном, винительном и предложном падежах;
• совершенствовать навык словообразования существительных в уменьшительно-ласкательную форму.
Коррекционно-развивающая задача:
• развивать мышление, воображение, внимание.
• развивать речевое дыхание.
• развивать артикуляционную и мелкую моторику.
• развивать графо-моторные навыки.
Коррекционно - воспитательная задача:
• Воспитывать уважительное отношение и патриотические чувства к традициям и культуре своего народа.
Ход НОД
Логопед :
Ребята, как вы думаете, о каком празднике мы сегодня будем говорить? Какой светлый праздник мы скоро будем отмечать?
(Ответы детей)
Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, радость, победа Добра над Злом. Бог так возлюбил людей, что пришёл в мир для их спасения. Он принял на себя все плохие поступки (грехи) людей. Но злые люди не хотели, чтобы Христос спас людей. Они схватили Его и убили. Но Христос победил смерть, он воскрес из мёртвых. Поэтому все люди радуются в этот день и поздравляют друг друга словами : «Христос Воскрес!» А им отвечают «Воистину Воскрес!». Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она – начало весны и пробуждения природы.
Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов, Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа, Великая Суббота (день печали, и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью. Начиная с Чистого Четверга, мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.
«Почему мы красим яйца?» А почему именно красное яйцо является символом Пасхи?
(Ответы детей)
Логопед - Красный цвет – это цвет радости. И ещё это цвет крови, которой Христос освятил жизнь.
Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.
Логопед. Возьмем в руки наши шарики-каштаны и представим, что это пасхальное яичко.
Прокачу яичко по своим ладоням
Вспомним мы сегодня праздник наш исконный.
Будем печь мы куличи, булочки и пироги.
Будем красить мы яички от курочки - домашней птички.
Сядем дружною семьей –
Встретим Пасху мы с тобой.
Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.
- Кто, вылупляется из яйца? (ответы детей).
На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Как вы думаете, что это за еда? (Ответы детей). Она включает в себя пасху из творога, куличи и крашеные яйца.
Логопед.
Поиграем мы немножко.
Ветер залетел в окошко.
Ароматы куличей
К нам летят из всей печей (медленный вдох носом - выдох ртом)
К вербе нашей подлетал-
все пушинки растрепал (сдуваем с носа ватку)
А яички расписные,
разноцветные такие-
По столу все покатились,
покатились – на разбились (дуем на яйца-киндеры)
Логопед. А сейчас, при помощи нашего язычка мы покажем, что происходит на праздник светлой Пасхи.
(артикуляционная гимнастика)
• Зазвонили колокола (упр. «Часики»)
• Смотрим на красивые маковки церквей (упр. «Качели»)
• Мнем тесто (упр. «Покусай язычок»)
• Дуем на горячий кулич (упр. «Холодный ветер»)
• Сладкая глазурь (упр. «Вкусное варенье»)
• Посыпка из орешков (упр. «Орешки»)
• Улыбаемся и удивляемся такой красоте (упр. «Улыбка- трубочка»)
Логопед. Ребята, сейчас поиграем. Нужно как можно больше подобрать слов-определений, отвечающих на вопрос, какой это предмет. Д/И «Кто больше назовет слов» словарь: яйцо, кулич, свеча, церковь, верба, пасха, колокол.
(Ответы детей.)
Логопед. А сейчас назовем ласково предметы, связанные с Пасхой.
Д/И «Назови ласково»
Словарь: яйцо-яичко, кулич-куличик, свеча-свечка, церковь-церковка, верба-вербочка, колокол-колокольчик.
Логопед. Хотелось бы, чтобы на праздник было всего много. Поиграем в игру «Один-много». Словарь: яйцо, кулич, свеча, церковь, верба, колокол.
Яйцо- яйца-яиц; кулич-куличи-куличей; свеча-свечи-свечей; церковь-церкви-церквей; верба-вербы-верб; колокол-колокола- колоколов.
Ответы детей.
Логопед. Скоро с семьей вы сядете за пасхальный стол и все воочию увидите.
Как можно будет об этом сказать? Например, я вижу вербу, колокола и. т. д.
Логопед. Рассказываем полным ответом, используя словарь: яйцо, кулич, свеча, церковь, верба, колокол.
(Ответы детей.)
Логопед. Дети, когда вы будете вспоминать об этом празднике или рассказывать кому-то мы будем как говорить?
(Ответы детей)
Логопед. Я бы сказала так: «Я вспоминаю о церкви, о свечах, колоколах». А вы?
(Ответы детей)
Логопед.
Встанем дружно мы на ножки-
разомнемся мы немножко.
К солнцу дружно потянитесь,
К травушке скорей нагнитесь.
Ты к соседу повернись-
Крепче за руки возьмись.
В зайцев превратились дружно-
И попрыгать всем нам нужно!
Логопед. А сейчас мы с вами к празднику Светлой пасхи сделаем подарки для наших родных и близких.
(детям предлагаются раскраски-половинки)
Итог. О каком празднике мы сегодня с вами говорили? Что вы узнали нового и интересного для вас?