Елена Хазова
Логопедическое пособие по подготовке к обучению грамоте «Сказочник и Звуковички»
▼ Скачать + Заказать документы
Практика коррекционной логопедической работы показывает, что наибольшей эффективности в усвоении знаний детьми можно добиться при использовании различных игр и игровых пособий. Поэтому возникла идея создания пособия «Сказочник и Звуковички». Данное пособие используется мною в работе по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитие речи (II и III уровня). Оно позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, так как наглядный материал ими усваивается лучше вербального. Данное пособие могут использовать логопеды и педагоги в своей непосредственно образовательной деятельности.
Публикация «Логопедическое пособие по подготовке к обучению грамоте „Сказочник и Звуковички“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2014
Цели:
1. Формирование полноценной звуковой стороны речи :
а) воспитание чётких артикуляционных навыков,
б) закрепление правильного звукопроизношения,
в) развитие фонематического восприятия,
г) воспроизведение слоговой структуры.
2. Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов.
3. Овладение элементами грамоты.
4. Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников.
Пособие «Сказочник и Звуковички» состоит из демонстрационного и раздаточного материала. Демонстрационный материал представлен в виде объёмной куклы - сказочника Речевичка и объёмных человечков - Звуковичков, обозначающих звуки, которые по форме и цвету соответствуют общепринятым (сапожки у человечков красного, синего, зелёного цвета; человечки в шапочках и без; с колокольчиком в руке и без него).
Раздаточный материал представлен в виде кружочков – моделей звуков, выполненных из цветного картона синего, зелёного и красного цвета с деталями (нос, глаза и рот, показывающий положение губ и языка при произнесении гласного звука); домиков из картона - моделей слов. Гласные звуки любят красный цвет домика, согласные мягкие — зеленый, согласные твердые — синий.
Звуковички выступают моделью характеристики звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Опираясь на изображение Звуковичков детям легче дать полную характеристику заданного звука. Например, звук [ Р ] (согласный твёрдый, звонкий) – это Звуковичок в синих сапожках и с колокольчиком в руке, а звук [ К‘] (согласный мягкий, глухой) – это уже Звуковичок в зелёных сапожках и шапочке. Звонкость обозначается наличием колокольчика в руке у Звуковичка, а глухость - наличием на голове шапочки; твёрдость звука - синим цветом сапожек, мягкость – зелёным. Абстрактные понятия обретают материальную форму, это помогает детям в создании конкретного образа при усвоении абстрактных терминов.
В коррекционную работу введён персонаж – старичок Речевичок, который приходит в гости к детям и путешествует с ними по сказочной стране звуков.
Данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано на всех этапах работы по изучению звуков с детьми дошкольного возраста.
Вот некоторые из них:
Игра 1. «Услышишь — подними».
Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Ход игры. Педагог произносит ряд звуков, а ребенок, услышав заданный звук, поднимает модель звука.
Игра 2. «В каком домике живет звук?».
Цели: развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры. Перед детьми выставлены несколько ранее изученных моделей звуков. Ребенок выбирает необходимого Звуковичка, правильно произносит звук. Затем «заселяет» Звуковичка в домик (в красном домике «живут» гласные звуки; в синем - согласные твердые; в зеленом - согласные мягкие). За каждое правильно выполненное задание ребенок получает фишку.
Игра 3. «Вспомни - назови».
Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание.
Ход игры. Педагог выставляет ранее изученную модель звука в виде Звуковичка. Детям предлагается вспомнить слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы).
Игра 4. «Где спрятался звук?».
Цели: развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры. В домике педагог выставляет модель звука. Дети дают характеристику этому звуку : гласный /согласный, твердый / мягкий, звонкий / глухой. На столе перед детьми разложены предметные картинки. Детям нужно выбрать картинки, в названиях которых есть заданный звук. Побеждает тот, кто больше найдет картинок.
Игра 5. «Найди место звука в слове».
Цели: развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры. Перед детьми выставлена ранее изученная модель звука в виде Звуковичка (заданный звук). Педагог произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них. Для этого необходимо выбрать правильно цвет домика и поместить в нужное окошечко домика модель звука (начало слова – в первое окошечко, середина слова – во второе, конец слова – в третье).
Игра 6. «Найди свою картинку».
Цель: дифференцировать звуки в словах.
Ход игры. Педагог раскладывает перед детьми картинки. Детей делят на 2 команды. Одна группа подбирает картинки, например, на звук [ С], другая - на звук [ З]. Затем каждая команда выставляет Звуковичка к выбранному ряду картинок. Обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои звуки и слова с заданным звуком. Данную игру можно проводить на дифференциацию свистящих – шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых звуков.
Игра 7. «Раздели слово».
Цели: развивать навыки фонематического анализа и синтеза, формировать умение делить слово на слоги.
Ход игры. На наборное полотно дети выставляют модели звуков -Звуковичков в соответствии с заданным словом и делят его на слоги.
Игра 8. «Загадайка».
Цели: развивать навыки фонематического анализа и синтеза, расширять словарь прилагательных.
Ход игры. Педагог загадывает птицу, называя её признаки. Ребенок должен отыскать картинку с изображением загаданной птицы и на наборном полотне из моделей звуков составить схему к угаданному слову.
И многие другие игры.
Практика показывает, что дети проявляют стойкий интерес к играм с моделями – звуками и хорошо усваивают материал, проработанный с их помощью.