Алия Кдралиева
Логопедический проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мы, играя, изучаем,
говорим и понимаем»
Выполнила учитель-логопед
А. И. Кдралиева
2017
Содержание:
Раздел I Информационная часть
1. Паспорт проекта…. стр 3
Раздел II Содержательная часть
1. Аннотация проекта… стр 3
2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект….стр 3
3. Цели и задачи проекта…стр 4
Публикация «Логопедический проект „Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем“» размещена в разделах
4. Новизна проекта и практическая значимость…стр 5
5. Ожидаемый результат…стр 5
6. Эффективность данных результатов…стр 5
7. Участники проекта… стр 5
8. Продолжительность проекта… стр 6
9. Этапы работы… стр 6
10. План-схема проекта…стр 6
11. Список литературы…стр 8
Паспорт проекта
Название проекта «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем». «Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы»
Тип проекта –долгосрочный.
Аннотация проекта
Данный проект направлен на оказание коррекционной развивающей логопедической помощи детям по средствам использования игровых методов. Проект рассчитан на детей 6-7 лет, посещающих логопедическую группу в дошкольном учреждении.
Проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем» носит открытый характер: изучив традиционные и нетрадиционные формы логопедической работы, опираясь на материально-техническое оснащение логопедического кабинета, на начало 2017 года мною запланирована работа по использованию и разработке игровых методов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи.
Актуальность
«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». А. С. Макаренко
С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается.
Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой и на помощь приходит игра, и становится важным направлением коррекционной работы.
Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.
На моей пока ещё недолгой логопедической практике я встретила немало детей с чувством ущемлённости от сознания своего дефекта. Ребёнок иначе относится к себе, к коллективу, к оценкам окружающих.
Работая с использованием игровых приёмов, можно сделать некоторые выводы об их значении в развитии детей с нарушениями речи.
1. Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
4. Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.
5. Помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико-интонационных) компонентов речи.
6. Игры развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Задача учителя- логопеда совместно с родителями убедить ребёнка в том, что речь можно исправить, можно помочь ребёнку стать таким как все. Важно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными, как урок, а должны стать интересной игрой.
«Для ребят дошкольного возраста - игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания».
Крупская Н. К.
Заниматься на логопедических занятиях, играя, весело и интересно. В результате возникающего интереса к играм, поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу становятся для ребёнка увлекательными заданиями.
Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.
Применение игровых методов на логопедических занятиях, интересно, познавательно и увлекательно детям. Они притягивают внимание, которого мы порой не можем добиться при работе с детьми.
Все эти факты послужили разработке данного проекта. Нам необходимо разработать новые игровые подходы, средства в логопедической работе, увлекая детей, их родителей и педагогов.
Цель
Создание и организация условий для использования игровых методов на логопедических занятиях для повышения эффективности работы учителя-логопеда, а также эффективности игровых технологий, как средства развития мотивации и повышения познавательного интереса воспитанников на логопедических занятиях.
Задачи
1. Познакомиться с традиционными и нетрадиционными игровыми методами.
2. Использовать современные игровые технологии в процессе обучения на логопедических занятиях.
3. Совершенствовать предметно-развивающую среду.
4. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям.
5. Систематизировать знания педагогов в использовании игровых методов на занятиях.
6. Распространить опыт работы через активные формы работы: интернет-ресурсы, СМИ.
Новизна
Новизна проекта заключается в том, что в нём представлены новые подходы в игровых методах коррекционной работы.
Практическая значимость
Практическая значимость проекта состоит в том, что содержащиеся в нём выводы обеспечат качественно новый подход к работе с детьми как по коррекции речевых нарушений, так и в разных областях воспитательно-образовательного процесса в целом.
Ожидаемый результат
1. Использование игровых методов в коррекционной работе будет способствовать повышению мотивации и успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах воздействия игры в речевом развитии детей.
3. Создание богатой копилки игровых материалов для коррекционной работы.
4. Презентация проекта в форме развлечения.
Эффективность данных результатов
- положительная динамика речевого развития (снижение количества детей, нуждающихся в логопедической помощи) ;
- выработка устойчивой мотивации детей к речевой самореализации;
- положительная оценка деятельности ДО в «глазах» родителей;
- приобретение и использование знаний по вопросам игровых методов в речевом развитии детей;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.
Участники проекта
Участники проекта : дети подготовительной логопедической группы, родители, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель.
Продолжительность
Продолжительность: 01.09.2017-30.05.2018 г.
Этапы работы
1. Определение темы. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
2. Составление плана-схемы проекта
3. Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями
4. Обсуждение проекта с воспитателем, музыкальным руководителем
5. Сбор информации, литературы, дополнительного материала
6. Разработка игровых комплексов для разных направлений логопедической помощи.
План-схема
работы с детьми, родителями и педагогами по реализации проекта
Направления Сроки Участники реализации
Подготовительный
Беседа с родителями «Знакомство с проектом» сентябрь Учитель-логопед
Изучение методической литературы, подбор игр и игровых методов октябрь Учитель-логопед
Анкетирование родителей «Любимые игры моего ребёнка» октябрь Учитель-логопед
Консультация для педагогов «Роль игры в воспитательно-образовательном процессе» ноябрь Учитель-логопед
Практический
Сочинение стишков совместно с детьми про «ёжика» для использования массажных мячей в развитии мелкой моторики. декабрь Учитель-логопед
Корректировка и проведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий по внесению игрового характера в каждое направление логопедической помощи январь Учитель-логопед,
воспитатели, муз. рук-ль
Совместное с детьми и родителями создание дидактических игрушек: лягушки, перчатки, язык (артикуляционная гимнастика и использованием биоэнергопластики) январь Учитель-логопед
Занятие-развлечение «Наши игры» февраль Учитель-логопед,
Воспитатели,
Муз. рук-ль
Совместное с детьми придумывание и изготовление игровых материалов для занятий дыхательной, артикуляционной, а также постановки звуков Февраль Учитель-логопед
Организация специальных игр и упражнений по развитию умения употреблять предлоги в речи (дидактическая игра «Собака в доме») Март Учитель-логопед
Создание памятки для родителей «Поучай, играя» март Учитель-логопед
3. Заключительный
Оформление фото-выставки для педагогов и родителей «Вот так мы занимаемся, играем, развиваемся» апрель Учитель-логопед
Презентация-развлечение «Мы играя, не скучаем, ещё лучше понимаем» Апрель Учитель-логопед
Подведение итогов реализации проекта на педсовете май Учитель-логопед
Отчёт о реализации проекта на общем родительском собрании Май Учитель-логопед
Список литературы
1 Н. В. Нищева Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток и пальчиковой гимнастики. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. — 64 с
2 Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. — 112 с.
3 Нищева Н. В. «Играйка различайка» — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
4 Нищева Н. В. Артикуляционная гимнастика. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011