Светлана Бородавка
Проект «Изучаем космос»
▼ Скачать + Заказать документы
«Изучаем космос»
(Детский проект)
Вид проекта : кратковременный, групповой.
Участники проекта : дети младшей реабилитационной группы, воспитатели.
Время реализации проекта : конец марта-апрель 2016 года.
Тип проекта :
-обучающий;
-исследовательский;
- игровой;
Аннотация проекта :
1. Обоснование актуальности.
Публикация «Проект „Изучаем космос“» размещена в разделах
Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи – от психологических до познавательных. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты. Готовясь к путешествию, дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное отличие - нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда.
2. Проблема:
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
3. Цель:
- создать условия для формирования знаний детей об окружающем мире, о космосе;
- способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- дать знания о празднике - День Космонавтики; о планетах Солнечной системы, их названии и расположении; о первом космонавте; о значении для людей;
- уточнить и расширить знания детей о космосе;
- вызвать у детей интерес к науке астрономии;
- продолжать обучать активности, коллективизму.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к людям, работа которых связана с освоением космоса; дисциплинированность, любознательность;
- способствовать формированию коммуникативных навыков; любви к родной стране, чувства гордости успехами нашей Родины в области освоения космоса;
- создавать условия для формирования коллективизма, взаимопомощи.
Развивающие:
- развивать любознательность, воображение, мышление, речь, память, внимание;
- активизировать словарный запас по теме "Космос";
- реализовать знания, впечатления детей через продукты собственного творчества (рисование, аппликация, конструирование) .
4. Принципы обучения:
- отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний;
- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
5. Этапы реализации проекта :
Подготовительный (сбор информации по проблеме) .
Содержание:
1. Подбор методической и художественной литературе по данной теме.
2. Подбор и изготовление материала для осуществления продуктивной деятельности.
3. Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о космосе.
4. Разработка систем занятий, бесед по теме, воспитательно-образовательного процесса, дидактических игр, продуктивной деятельности, использование художественной литературы.
Срок: апрель 2016 год.
Основной:
Практический этап – реализация и презентация проекта.
Перспективное планирование проектной деятельности :
Суббота 2. 04. 2016
Содержание совместной деятельности педагогов с детьми:
- «Звёздная фантазия» (рисование в самостоятельной деятельности) ;
-чтение «Как солнце и луна друг к другу в гости ходили» (албанская сказка);
- беседа:«Планеты Солнечной системы»;
-рассматривание плаката «Планеты солнечной системы».
- игры со строительным материалом «Строим космодром»;
- рисование «Загадочный мир космоса»;
-сюжетно-ролевая игра: «Космонавты».
- дидактическая игра «Дверная скважина».
Воскресенье 3.04.2016
Содержание совместной деятельности педагогов с детьми:
- выставка книг, энциклопедий о космосе. Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций по теме. Беседы. Высказывания, суждения, обмен мнениями.
- разучивание считалки «Астрономическая».
-слушание песни «Знаете, каким он парнем был».А. Пахмутовой.
-использование в занятиях (на протяжении 2 недель) физкультминуток на тему «Космос» : «Полетим на ракете», «Чтобы в космос полететь», «Мы летим к другим планетам», «Подготовка к полёту», «Ракета».
-пальчиковая игра «Луноход».
Понедельник 4. 04. 2016
Содержание совместной деятельности педагогов с детьми:
- беседа «Первооткрыватели космоса»;
- сюжетно - ролевая игра «Исследователи новой планеты».
-конструирование «Наш космодром».
-чтение отрывка из произведения Н. Носова «Незнайка на луне».
-рассматривание альбома «Первые космонавты».
-рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Космос».
- дидактические игры «Знаки зодиака», «Выложи из геометрических фигур».
- игры со строительным материалом «Строим космодром».
-изготовление атрибутов для игры космос.
Вторник 5. 04. 2016
Содержание совместной деятельности педагогов с детьми:
- отгадывание загадок о космосе.
- дидактические игры «Найди лишнее», «Разведчики».
- «Ручной труд» : работа с бросовым материалом «Зелёные человечки»; изготовление масок «Смешные инопланетяне».
- слушание песни «Планеты солнечной системы».
Среда 6. 04. 2016
Содержание совместной деятельности педагогов с детьми:
- игры-эстафеты «Собери ракету из модулей», «Займи место в ракете», «Пройди через тоннель».
-пальчиковая гимнастика «Мы ладони вместе сложим».
- слушание музыкальных произведений о космосе.
- дидактическая игра «Подбери рифму».
Четверг 7. 04. 2016
Содержание совместной деятельности педагогов с детьми:
- беседа «Есть ли жизнь на планетах»;
- рассматривание энциклопедии «Космос», обсуждение иллюстраций.
-аппликация «Спутники в звёздах».
- Рассказы и стихи о планетах, о космосе.
- игра-эстафета «Что понадобится космонавту».
Пятница 8. 04. 2016
Содержание совместной деятельности педагогов с детьми:
-беседа о космосе «Загадочный космос»
- опыты «Как Земля вращается вокруг Солнца», «Почему Луна такая разная».
- Конкурс "Ловкий карандашик" - раскраски о космосе.
- Загадывание загадок о космосе, придумывание новых загадок детьми.
Суббота 9. 04. 2016
Содержание совместной деятельности педагогов с детьми:
-Беседа «Кто помогал освоить космос?»
- Конструирование» :
из деревянного конструктора: "Космодром".
- Слушание песен о космосе.
-сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие».
-опыты: «Как происходит смена дня и ночи».
Воскресенье 10. 02. 2016
Содержание совместной деятельности педагогов с детьми:
-составление рассказов на тему «Наша планета земля».
-составление космического словаря «Объяснялки».
-лепка в самостоятельной деятельности : «Вот они какие, люди неземные».
Понедельник 11. 04. 2016
Спортивный досуг: «Полёт в космос».
Выставка совместного творчества «Этот загадочный космос руками детей».
Вторник 12.04.2016
Содержание совместной деятельности педагогов с детьми:
-беседа «Из истории возникновения ракеты».
-досуг «Мы – будущие космонавты»
6. Результат
1. Повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей по теме «Космос».
2. Позитивные изменения в поведении детей.
3. Обобщение и распространение опыта.
4. Осознание уникальности нашей планеты и важность её изучения.
5. Обогащение словарного запаса у воспитанников.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Физминутка.
На луне жил звездочёт — («Смотрят» в телескоп)
Он планетам вёл учё т: (Показывать в небо рукой)
Меркурий — раз, (Описать круг руками)
Венера-два, (Хлопок)
Три — земля, четыре — Марс, (Присесть)
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, (Наклон вправо-влево)
Семь — Уран, восемь — Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)
Девять — дальше всех — Плутон, (Прыжок)
Кто не видит — выйди вон! (Развести руки в стороны)
Физминутка:
Под медленную музыку дети имитируют движения космонавтов в открытом космосе.
В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
Физминутка: «Ракета»
А сейчас мы с вами дети
Улетаем на ракете (маршируют на месте).
На носочки поднимись,
А потом руки вниз.
1,2 - (стойка на носках, руки вверх, соединив ладошки)
3,4 – (основная стойка)
Вот летит ракета ввысь!
Физминутка: «Чтобы в космос полететь».
Чтобы в космос полететь
Надо многое уметь.
Быть здоровым не лениться,
В школе хорошо учиться.
И зарядку каждый день
Будем делать, нам не лень!
Влево,вправо повернуться
И опять назад вернуться.
Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.
А потом всё тише,тише
Походить и сесть опять.
Физкультминутка: «Мы летим к другим планетам»
Мы летим к другим планетам
Объявляем обо всем (Поднимаем руки).
Весь игрушечный народ
С нами просится в полет. (шагают и хлопают).
Даже плюшевый медведь
Хочет к звездам полететь. (руки на пояс и качаются с ноги на ногу).
И с Большой Медведицей,
В синем небе встретиться (шагают).
Физминутка:-разминка "Подготовка к полету"
Начинается проверка скафандра. Удобно ли на голове сидит шлем? (Повороты, наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые вращения головы.) Космонавт может двигаться в космосе с помощью устройства, помещенного в ранце у него на спине. Проверяем, насколько крепко держится за спиной ранец. (Круговые движения, поднятие и опускание плеч.) Хорошо ли застегнуты многочисленные молнии и пряжки? (Повороты и наклоны корпуса вправо, влево, вперед, назад, круговые движения туловища, наклоны к стопам ног.) Плотно ли прилегают перчатки к рукам? (Вращательные движения кистями рук, вытянутыми вперед на уровне груди, переменные и одновременные махи руками, поднимание рук вверх перед собой с поочередным сгибанием и разгибанием кистей, через стороны опускать вниз, также поочередно сгибая и разгибая кисти рук.) Как работает радио, не барахлит? (Полуприседания, прыжки на двух ногах на месте.) Сапоги не жмут? (Ходьба по кругу на носках, пятках, внешних и внутренних стопах, с носка, боковой галоп вправо, влево, шаг гуськом.) В порядке ли «отопительная система» скафандра? Легко ли в нем дышится? (Вдох — руки вверх, выдох — руки вниз).
Космическая физминутка.
Музыкальное сопровождение: музыка группы Спэйс (Space)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потянуться – руки вверх).
А внизу леса, поля –
(Наклониться).
Расстилается земля.
(Руки развести в стороны).
Затем ребенок изображает, как ходят на Луне, т. е. ноги на ширине плеч и медленно прыгает вбок.
Пальчиковая гимнастика:
Мы ладони вместе сложим, чтоб ракета получилась.
На ракету дуй сильнее, чтобы в путь она пустилась.
Вот летит ракета влево – ярко звезды там сияют,
Глазки тоже не ленятся – в путь ракету провожают.
Впереди по курсу месяц, отправляемся туда.
За ракетой следом глазки, нам не трудно, ерунда.
Справа видим мы ракету, в ней друзья наши летят.
Мы летим за ними следом. И обратно, в детский сад
Космонавты, выходите, руки, ноги разомните.
Раз – поднялись, потянулись, два – нагнулись, разогнулись.
Над макушкой три хлопка, а потом и два прыжка.
Вдох и выдох, вдох и выдох – подышали глубоко,
Сели тихо и легко.
Пальчиковая гимнастика "Луноход".
Посмотрите, луноход
По Луне легко идет.
Он шагает очень важно,
В нем сидит герой отважный.
Дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук, переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.
Дидактические игры:
«Дверная скважина»
Цель: Развивать зрительную память и пространственное мышление.
Ход игры: Для игры приготовить яркую, небольшую картинку и лист бумаги по площади вчетверо больше картинки. В середине листа вырезать отверстие круглой формы. Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладёт перед детьми (4-5 чел.). Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Игроки рассказывают, что нарисовано на картинке. В заключении картинка открывается.
«Звук потерялся»
Цель: Развивать внимание, фонетический слух.
Ход игры: Воспитатель называет заранее подобранные слова, в которых пропущен какой – то звук. Дети должны сказать, какой звук пропущен, и как будет правильно звучать слово.
«Что изменилось?»
Цель: Тренировать наблюдательность, развивать зрительную память.
Ход игры: Выбирается группа из 6-9 человек. Дети становятся в шеренгу по росту. Выбирается водящий, он становится перед детьми и старается запомнить внешний вид детей. На это отводится 1-2 минуты. После водящий выходит в другую комнату. По указанию воспитателя дети вносят изменения в свой внешний вид. Водящий старается назвать, те изменения, которые заметил.
«Разведчики»
Цель: Развивать у детей наблюдательность, коммуникативность, организаторские способности.
Ход игры: Выбирается разведчик и командир отряда. В группе хаотично расставлены стулья. Разведчик прокладывает маршрут между стульями. Командир наблюдает. Его задача провести отряд по проложенному маршруту без ошибки. После игры дети обсуждают правильность действия командира и допущенные ошибки.
Стихи о космосе и космонавтах для детей.
Юрий Гагарин
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Автор: В. Степанов
День космонавтики.
Взлетел в ракете русский парень,
Всю землю видел с высоты.
Был первым в космосе Гагарин…
Каким по счету будешь ты?
Автор: В. Орлов
* * *
Ладонью, заслонясь от света,
Сидит мальчишка.
Тишина.
И вдруг волшебное:
— Ракета достигла станции Луна.
И оторвавшись от тетрадок,
Сказал с достоинством:
— Порядок. —
Как будто так и быть должно.
Должно быть так,
А не иначе.
И удивительного нет,
Что это нами,
Нами начат
Штурм неразгаданных планет.
Его за скупость не корите:
Мальчишка сдержан потому,
Что продолжение открытий
Эпоха вверила ему!
Автор: Л. Татьяничева
Возвращение.
Закончился космический полет,
Корабль спустился в заданном районе,
И вот уж целиной пилот идет,
Чтоб снова землю взять в свои ладони.
И в космосе он думал лишь о ней,
Из-за нее летал в такие дали —
И лишь о ней все двести долгих дней
Писал в своем космическом журнале!
Автор: В. Орлов
Созвездия.
Звезды, звезды, с давних пор
Приковали вы навеки
Человека жадный взор.
И в звериной шкуре сидя
Возле красного костра,
Неотрывно в купол синий
Мог глядеть он до утра.
И глядел в молчанье долгом
Человек в простор ночной —
То со страхом,
То с восторгом,
То с неясною мечтой.
И тогда с мечтою вместе
Сказка зрела на устах:
О загадочных созвездьях,
О неведомых мирах.
С той поры живут на небе,
Как в ночном краю чудес, —
Водолей,
Стрелец и Лебедь,
Лев, Пегас и Геркулес.
Автор: Ю. Синицын
* * *
Есть в небе звездочка одна,
Какая — не скажу,
Но каждый вечер из окна
Я на нее гляжу.
Она мерцает ярко так!
А в море где-нибудь
Сейчас, наверное, моряк
По ней сверяет путь.
Автор: Г. Кружков
* * *
— Что там за родственник Луны,
Племянник или внучек,
Мелькает между тучек?
— Да это спутник!
— Вот те раз!
— Он спутник каждого из нас
И в целом — всей Земли.
Руками спутник сотворен,
А после на ракете
Доставлен в дали эти.
Автор: Ю. Яковлев
Космические загадки с ответами.
Цепочка загадок для детей.
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … (телескоп)
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя … (астроном)
Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная … (Луна)
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая … (Ракета)
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски … (Космонавт)
Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете — На орбите как назло
Появилось … (НЛО)
НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый … (Гуманоид)
Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость… (Света)
Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам — тепло, хвосты -… (Кометам)
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора — Это черная … (Дыра)
В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный … (Звездолёт)
Звездолет — стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные … (Галактики).
В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый –
Знаю, то - не круг, а шар,
Сильно раскаленный. (Солнце)
Ночью с Солнцем я меняюсь
И на небе зажигаюсь.
Сыплю мягкими лучами,
Словно серебром.
Полной быть могу ночами,
А могу - серпом. (Луна)
Ночью посмотри в оконце –
В небе высоко зажигаемся,
как солнца, Очень далеко. (Звезды)
В телескоп скорей взгляните
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет. (Юпитер)
Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один,
Очень важный господин. (Сатурн)
В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара (Венера)
Это красная планета
По соседству с нами.
Он зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что ни говори, -
Лед не сверху, а внутри. (Марс)
Вот планетам младший брат,
По размеру маловат.
К солнышку всех ближе он,
Потому и раскален. (Меркурий)
В космосе с хвостом летаю,
Пыль вселенной подметаю.
Как метла, мой длинный хвост
Проведет уборку звезд. (Комета)
Эти звездочки, как искры,
Падают и гаснут быстро.
Зажигают среди ночи
В небе звездный дождик,
Словно эти огонечки
Рисовал художник. (Метеориты)
Я лечу вокруг Земли,
Отражаю вниз сигнал,
Чтобы зрители могли
Принимать телеканал. (Спутник)
Космонавты, крепко сели?
Скоро в космос выхожу!
Вкруг Земли на карусели
По орбите закружу. (Ракета, космический корабль)
Он в скафандре, со страховкой
Вышел на орбиту.
Кораблю поправил ловко
Кабель перебитый. (Космонавт, астронавт)
В космосе нет сковородки
И кастрюли тоже нет.
Тут и каша, и селедка,
И борщи, и винегрет –
Расфасованы, как крем!
Космонавтом буду.
Из чего-то я поем,
Вовсе без посуды. (Из тюбиков)
В космосе всегда мороз,
Лета не бывает.
Космонавт, проверив трос,
Что-то надевает.
Та одежда припасет
И тепло, и кислород. (Скафандр)
Есть окошко в корабле -
"Челенджере", "Мире".
Но не то, что на Земле -
В доме и в квартире,
В форме круга то окно,
Очень прочное оно. (Иллюминатор)