Лилия Ахтамуллина
Логопедический кейс для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Учебно - методическое пособие «Логопедический кейс». Направленность. Развивать речевую активность детей с ОВЗ в процессе автоматизации и дифференциации поставленных звуков, а также ознакомления с лексическими темами.
Предпосылки. Обогащение материально- технической базы и развивающей среды группы.
Вид. Учебно - методическое пособие.
Предназначение: для детей с ограниченными возможностями здоровья 4-7 лет (для всех видов нарушений в развитии детей).
Продолжительность: октябрь 2021 г. – декабрь 2023 г.
Публикация «Логопедический кейс для дошкольников» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Актуальность.
Вопросы оказания специальной помощи детям с ОВЗ остаются актуальными для педагогической практики и в настоящее время недостаточно методических разработок в области коррекционно- развивающего обучения.
Процесс обучения детей с отклонениями в развитии имеет существенную специфику. Она проявляется в более низком уровне сложности учебного материала, в замедленном темпе обучения, меньшей плотности учебной нагрузки на ООД для воспитанников, преимущественном использовании наглядных методов обучения.
Коррекционная работа ставит своей целью исправления, присущих детям с ОВЗ недостатков, путём применения специальных педагогических средств, стимулирующих компенсаторные процессы развития. Педагогические приёмы позволяют ослабить или преодолеть дефекты ребёнка, сформировать новые положительные качества.
У детей c общим недоразвитием речи (ОНР) отмечаются трудности в словообразовании и словоизменении, лексические замены, страдает процесс накопления, отбора слов и оперирования ими в речевой действительности. Кроме того, в настоящее время растёт поколение детей, часто безразличное к речевой деятельности, демонстрирующее нелюбовь к трудным заданиям, избегающее регулярных усилий и трудностей вообще. Речевая коммуникация для таких дошкольников не является личностно значимой. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Данная методическая разработка позволит c помощью необычных пособий привлечь и удержать нестабильное внимание ребенка, что обеспечит большую эффективность занятий
Новизна материала: новизна материала заключается в комбинировании известных методик, посредством использования игрового занимательного материала дошкольников, с целью достижения желаемого результата.
Преимущество дидактического материала заключается в практическом аспекте.
Значимость для решения конкретных педагогических задач:
Практическая значимость состоит в том, что были разработаны развивающие игры с применением элементов кейс-технологии
Кейс – метод развивает :
1. Умственные, сенсорные и речевые способности.
2. Аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.
3. Формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).
4. Практические умения.
5. Социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение).
Цель: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления об окружающем мире, о его действительности по теме;
- развивать познавательный интерес, активность, совершенствовать понимание пространственных отношений;
- расширять и обогащать словарный запас по лексическим темам;
- развивать и совершенствовать грамматический строй речи;
- автоматизировать звуки в речи;
- развивать зрительный гнозис;
- учить устанавливать логические связи между предметами;
- развивать фонематический слух, анализ, синтез;
- развивать навыки связной речи;
- развивать пространственные представления, математические понятия, восприятие цвета, формы, размера.
Воспитательные:
- формировать настойчивость и целеустремлённость;
- воспитывать проявления доброжелательного отношения друг к другу;
- прививать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием.
Коррекционные:
- развивать зрительное восприятие и зрительную память;
- развивать навыки полисенсорного восприятия предметов;
- развивать моторику, воображение, мышление;
- развивать коммуникативные навыки, расширять и обогащать словарный запас детей.
Описание пособия:
Актуальность этого пособия заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данного игрового пособия облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Картинки из одной игры можно отлеплять и использовать их в других играх.
Благодаря использования игр с липучками, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной среде для детей дошкольного возраста. Пособие можно по необходимости пополнять другими играми и деталями. Детали, которые на определенном занятии оказались не нужны, удобно убирать в карманы, находящиеся в папке. Работа с данным пособием позволяет систематизировать весь наглядный материал, имеющийся у учителя – логопеда и продуктивно использовать его на занятиях.
В кейсе живёт герой «Квакуша», которая помогает в игровой и занимательной форме обучить детей пространственным отношениям и помочь им решить поставленные дидактические задачи.
Кукла участвует в ООД в самых различных ролях. Логопед может придумывать кукле особые черты характера, которые будут соответствовать его целям. Она может быть доброй или злой, ученой или необразованной и так далее. Квакуша часто «приходит» на занятия с различными заданиями, иногда она - просто гость, а дети показывают, что умеют делать.
На занятии кукла может выполнять разные функции:
1. Кукла, управляемая педагогом, обращается к детям или говорит вместе с ними.
2. Кукла, управляемая ребенком, говорит с другими детьми.
3. Педагог общается с куклой, а дети слушают и наблюдают.
4. Ребенок общается с куклой, остальные слушают.
5. Педагогом совместно с детьми разыгрываются сценки с участием нескольких кукол.
Итак, кукла может стать как участником тематического ролевого диалога, так и просто добрым помощником в проведении занятий. При этом она хвалит, помогает, жалеет, поддерживает, предлагает, провоцирует, исправляет, критикует, делает ошибки, шутит, смеется, удивляется, учится вместе с ребенком.
Куклу можно использовать для выполнения практически любых задач. Например, она с удовольствием послушает, как дети рассказывают стихи, пересказывают сказки, поучаствует в создании описательных рассказов. Она является прекрасным собеседником в диалоге, причем голос ее меняется в зависимости от обстоятельств. Куклу можно использовать также и при формировании лексико-грамматической стороны речи: например, учить выстраивать деформированную фразу (правильно ли сказала Квакуша, находить ошибки в речи персонажа, называть предметы, подбирать обобщающие слова, составлять предложения.
Дети охотно отвечают на различные вопросы куклы, многократно повторяют речевой материал, необходимый для закрепления. При озвучивании речи куклы произнесение вызываемых или автоматизируемых звуков утрируется, что, безусловно, помогает воспитанникам совершенствовать свои речевые навыки.
Очень важно то, что дети учатся говорить с разной интонацией, непроизвольно беря пример с озвучивающего Квакушу взрослого, учатся выражать свои чувства и эмоции.
Длительность одной игры составляет 10 - 20 минут.
Этапы работы:
I этап – подготовительный (октябрь - ноябрь) :
создание необходимых условий - изучение методической литературы, подбор материалов для изготовления учебно – игрового пособия, дидактических игр т. д.
II этап – формирующий (творческий) (декабрь - февраль) : изготовление учебно – игрового пособия, дидактических игр и др. пособий, составление картотеки дидактических игр из кейса.
III этап – заключительный (декабрь) : проведение диагностического наблюдения, подведение итогов, оформление итоговых материалов, подготовка к презентации.
Презентация учебно-игрового пособия «Логопедический кейс».
Ожидаемый результат:
- создание условий для учебно-игровой деятельности;
- развитие внимания, произвольности, памяти, зрительно-пространственного восприятия, речи, пространственного мышления;
- развитие познавательной и мыслительной активности;
- развитие коммуникативных навыков совместной деятельности;
- углубление знаний об окружающей действительности.
Формы работы: дидактические игры, упражнения, задания, картинки, схемы, разрезные картинки, рисунки, фото-иллюстративный материалы.
Основные достоинства:
- развивающая направленность - предназначен для решения целого комплекса задач обучения и воспитания: сенсорного, умственного, речевого, интеллектуального и т. д.
- осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей;
- доступность;
- мобильность;
- многофункциональность;
- возможность пополнения демонстрационного материала;
- участие одного ребенка, подгруппы, всей группы детей в совместной и самостоятельной деятельности;
- возможность использования пособия в различных видах игр, методах и
формах при работе с детьми;
- возможность использования родителями для развития детей.