Анастасия Квашнина
Логопедические задания по лексическим темам в старшей группе. Часть 6
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Звери весной».
Словарь:
Предметный: спячка, жилище, детеныши, коряга, ельник, куст.
Глагольный: просыпаться, выходить, питаться, вылезать, фыркает, цокает, рычит, родились.
Признаков: голодный, трусливый, смелый, ловкий, быстрый, сильный, слабый, хитрый.
Развитие общей моторики
«Мишка вылез из берлоги»
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Публикация «Логопедические задания по лексическим темам в старшей группе, Часть 6» размещена в разделах
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперед, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идет.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. ( Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни,
потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на бревнышке уселся. (Дети садятся.)
Развитие мелкой моторики
«Кто живет в лесу»
Кто в лесочке живет? (переплести пальчики, имитируя лес)
Под корягой — старый крот,
За горой — лисенок,
В ельнике — лосенок.
Под кустом — лисичка,
На сосне — синичка! (загибать указательным пальцем левой руки пальцы на
правой руке, начиная с мизинца)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать. (сжимать и разжимать кулачки)
Развитие артикуляционной моторики
«Зайчик». Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы. «Сердитый волк». Нижнюю губу прикусить верхними зубами.
«Ежик фыркает». Вибрация губ.
«Белочка собирает грибы». Грибы- на короткой и длинной ножках. Открывать и закрывать рот, не опуская язык.
«Белочка цокает». Щелкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.
«Мишка слизывает мед». Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой», затем облизать верхнюю и нижнюю губы.
Развитие фонетико-фонематического восприятия.
Выдели слово. Дифференциация звуков «ш», «ж» во фразовой речи.
Воспитатель предлагает детям фразы.
• Кошка спит, а мышку видит.
• Миша скоро пойдет в школу.
• Ежик лежит под елкой.
• Женя ест мороженое.
• Бабушка вяжет дедушке шарф.
• Женя шьет кукле новую рубашку.
Дети должны выделить во фразах сначала те слова, в которых есть звук «ш», а затем «ж».
Развитие лексико-грамматического строя речи
«Назови детенышей».
У зверей родились детеныши. У кого-кто?
У лисы - …
У ежихи - …
У медведицы - …
У волчицы - …
У зайчихи - …
У белки - …
«Кто знает больше слов?» (подбираются слова-определения к диким животным).
Лиса (какая) — пушистая, рыжая,.
Заяц (какой) — трусливый,.
Медведь (какой) — косолапый,.
Ёжик - …
Белка - …
Волк - …
«Чей хвост?»
Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал их и разнёс по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты.
Вот на сосне висит серенький, пушистенький хвостик белки. Чей это хвост? (Беличий). Белка нашла свой хвост.
А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий). Дадим медведю его короткий хвост.
В чаще леса нашёлся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий).
А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий).
Развитие связной речи
«Закончи предложение».
Заяц зимой белый, а летом.
У зайца хвост короткий, а уши.
У зайца задние лапы длинные, а передние.
Заяц пушистый, а ёж.
Ёж спит днем, а охотится.
Ёж маленький, а медведь.
Белка зимой серая, а летом.
У белки хвост длинный, а у зайца.
Белка живет в дупле, а ёж в.
У лисы шерсть мягкая, а у волка.
Лиса живет в норе, а волк в.
Медведь ревет громко, а ёж фыркает …
Заяц слабый, а медведь…
Тема : «Перелетные птицы».
Словарь
Предметный: грач, жаворонок, скворец, журавль, гусь, утка, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, стриж, селезень, аист, цапля, болото, гнездо, яйца, скворечник, птенцы, корм, перелет, туловище, ноги, клюв, шея, крылья, оперение, хвост, голова, глаз, лапки, перепонки, стая.
Глагольный: летать, возвращаться, кормить, выводить, клевать, щебетать, курлыкать, заливаться, гоготать, шипеть, садиться, прыгать, ходить, пить, ловить, кружить, взлетать, чистить.
Признаков: перелетные, быстрые, проворные, голосистые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, дикие, черный, белый, крупный, мелкий, певчие, длинный, короткий, пушистый, болотные, водоплавающие.
Развитие общей моторики
Цапля серая носатая (руки к носу)
Целый день стоит, как статуя (руки на пояс, лопатки свести)
А теперь постой на правой, (руки на поясе, поднимаем правую ножку)
Если ты солдатик бравый.
Цапля серая носатая, (на двух ножках, руки к носу)
Целый день стоит, как статуя. (руки на пояс)
На одной ноге постой-ка, (руки на поясе поднимаем левую ножку)
Если ты солдатик стойкий.
Развитие мелкой моторики
Птицы весной. Дети загибают пальцы на руке, перечисляя названия перелетных птиц.
К нам весной грачи вернулись,
Жаворонки и скворцы.
Следом ласточки примчались,
Прилетели журавли.
Развитие артикуляционной моторики
Комплекс упражнений для звуков [Ш, Ж] : «Чистим верхние зубки», «Ступеньки», Вкусное варенье», «Фокус», «Чашечка».
Развитие фонетико-фонематического восприятия
Звук Ж
Уточнить произношение звука [Ж]. Обратить внимание на то, что звук [Ж] – всегда твердый. Упражнять в делении слов на слоги.
Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина.
Слова: жук, жаба, жираф, желуди, пижама, баклажан, моржи, ужи, ежи, ножи.
Подбор слов к схемам звукового анализа ЖУК, ЖАБА.
Анализ и синтез слов УЖИ, НОЖИ.
Развитие лексико-грамматического строя речи
Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени.
Что делал скворец? Осенью улетел, весной прилетел, гнездо свил, птенцов вывел, насекомых ловил, птенцов кормил, летать учил, щебетал.
Что делала цапля? Улетела, прилетела, вывела птенцов, кормила, учила летать и т. п.
«Назови ласково».
Журавль – журавушка, скворец – скворушка, голова – головка, лебедь –
лебёдушка, птенец – птенчик, шея – шейка, крыло – крылышко, гнездо –
гнездышко.
«Кто как голос подает?»
Ласточка щебечет.
Соловей заливается, свистит, щелкает.
Кукушка кукует.
Журавль курлычет.
Жаворонок звенит.
«Стая какая?»
Стая лебедей – лебединая.
Стая журавлей – журавлиная.
Стая уток – утиная.
Стая грачей – грачиная.
Стая соловьёв – соловьиная.
Развитие связной речи
Составление рассказа по серии картин «Храбрая мама».
Тема : «Книги и библиотека. Мир театра».
Словарь:
Предметный: книга, журнал, библиотекарь, полки, стеллаж, газеты, обложка, шрифт, иллюстрация, картинка, книголюб, читатель, каталог, формуляр.
Глагольный: читать, сдавать, брать, искать, записываться, смотреть, интересоваться, класть, беречь, клеить, доставать, оформлять.
Признаков: детская, взрослая, художественная, библиотечная, научная, интересная, красочная, любознательный, читающий, аккуратный, внимательный, захватывающая.
Развитие общей моторики
«Колобок»
Жили – были дед и баба
На поляне у реки
И любили очень-очень
На сметане колобки.
Попросил старик старуху :
«Испеки мне колобка».
Бабка тесто замесила
Колобка она слепила.
В печь его поставила
Там его оставила.
Вышел он румян – пригож
И на солнышко похож. (ходьба на месте).
(останавливаются)
(наклон с вытянутыми руками вперёд).
(имитация замеса теста).
(круговые движения рук).
(вытянуть прямые руки вперёд).
(руки на пояс).
(повороты туловища в стороны).
(поднять руки вверх).
Развитие мелкой моторики
«Книжки»
Мы на полочке лежим
Сказку рассказать хотим.
В руки нас быстрей возьми
И читать скорей начни:
Про колобок-румяный бок,
Про зайку,
И про теремок.
Книжек много есть на свете!
Почитать хотите, дети? руки «полочкой»
разводят руки в стороны
руки в «замок» перед собой соединяют
ладошки вместе «книжечкой»
соединить округлые пальцы вместе, воображаемый шар
ушки над головой, из пальцев двух рук сделать двух «зайчиков»
ладони «домиком» над головой
соединяют каждый палец с большим
потёрли ладошки перед собой
Развитие артикуляционной моторики
«Волк и Три поросенка»
Жили-были три поросенка. Говорить они не умели - только визжали.
Каждое утро Наф-Наф чистил зубы. («Почистим зубки» улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.).
Обходил вокруг дома. (Круговые движения языка.)
Белил потолки. («Маляр» губы в улыбке приоткрыть рот кончиком языка погладить («покрасить») нёбо.)
Строил мостики, забивал гвозди. («Грибок» улыбнуться поцокатъ языком, будто едешь на лошадке присосать широкий язык к нёбу, «цоканье».)
А его глупые братья сдували одуванчики. (Выработка плавной, длительной, непрерывной воздушной струи.)
В это время Волк решил испугать маленьких поросят - сдуть их домики из соломы и прутиков. (Упражнение на длительную струю)
Поросята испугались и побежали к брату. («Цоканье».)
А Волк решил забраться в их домик через трубу («Губы трубочкой») - и свалился в котел. («Чашечка»).
Зашипел кипяток в котле и обжег Волка. (Ш-ш-ш-ш-ш).
Выскочил Волк из котла и убежал.
Развитие фонетико-фонематического восприятия
Прогулка на велосипедах. Дифференциация звуков «с» - «ш» изолированно.
Воспитатель рассказывает: «Представьте, что вы едете на велосипеде по тропинке в лесу. Вдруг вы прокололи колесо. С каким звуком вырывается воздух из проколотого колеса? (ш-ш-ш). Вы достаете насос и начинаете качать колесо. С каким звуком выходит воздух из насоса? (с-с-с). А воздух из колеса продолжает выходить. Как? (ш-ш-ш). А мы продолжаем качать колесо насосом. Как? (с-с-с). Устали. Пришлось пешком возвращаться домой.»
Затем педагог показывает картинки насоса и колеса, а дети произносят соответствующий звук.
Развитие лексико-грамматического строя речи
«Один-много»
Одна библиотека – много …
Одна книга – много …;
Один шкаф – много …;
Одна сказка – много …;
Один стеллаж – много …;
Один писатель – много …;
Одна полка – много …;
Один читатель - много. ;
«Подбери признак»
Книга (какая) - …;
Писатель (какой) - …;
Сказка (какая) - …;
Стихотворение (какое) - …
Библиотека (какая) - …
Загадки
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться. (Книга)
Тридцать три Богатыря
К нам пришли из букваря.
Каждый ростом не велик,
А учиться всем велит.
Расскажут детям,
О всём на свете. (Буквы)
Языка не имеет, а у кого побывает - тот много знает. (Книга, газета, журнал)
Развитие связной речи. Выучить стихотворение.
Заболела эта книжка –
Разорвал ее братишка.
Я больную пожалею –
я возьму ее и склею.
«Подбери признак к предмету» (подобрать как можно больше слов - признаков) :
книга (какая) - детская,.
сказка (какая) - …
журнал (какой) - …
Подобрать родственные слова к слову книга (книжка, книжный, книголюб, книгопечатание).
Предложить ребенку выполнить по заданию взрослого действия с книгой :
-положить книгу на стол, в стол, под стол, около стола;
-достать книгу из сумки.
Затем спросить у ребенка: «Что ты сделал?» - «Я положил книгу на стол». (упражнение на понимание и употребление предлогов).
«Угадай сказку по отрывку». (Взрослый читает отрывок из сказки, а ребенок угадывает ее название.)
Тема : «Космическое путешествие».
Словарь
Предметный: Земля, Луна, Солнце, космос, планета, звезда, корабль, ракета, космонавт, спутник, комета, созвездие, станция, скафандр, отсек, невесомость, телескоп, астроном, затмение, орбита.
Глагольный: лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, стартовать,
пристыковаться, отстыковаться.
Признаков: солнечный, лунный, земной, звездный, космический, искусственный, межзвездный, межпланетный.
Развитие общей моторики
«Луна»
В небе плавает луна. (плавные покачивания влево и вправо)
В облака зашла она.
Один, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Можем мы луну достать. (руки вверх)
Шесть, семь, восемь, девять, десять — (хлопки над головой)
И пониже перевесить. (руки вниз)
Десять, девять, восемь, семь –(ходьба на месте)
Чтоб луна светила всем. (дети тихо садятся)
Развитие мелкой моторики
Раз, два, три, четыре, пять - По одному загибают пальчики на обеих руках.
В космос полетел отряд. Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх
Командир в бинокль глядит, Пальцы обеих рук соединяются с большими,
образуя «бинокль».
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, Загибают пальчики обеих рук
Большую желтую луну.
Развитие артикуляционной моторики
Комплекс упражнений для звуков [Ш, Ж] : «Чистим верхние зубки», «Ступеньки», «Вкусное варенье», «Фокус», «Чашечка».
Развитие фонетико-фонематического восприятия
Звуки С-Ш
Учить дифференцировать звуки [с] — [ш] в слогах, словах, предложениях.
Слова: шок – сок, шут – суд, мышь – мыс, каша – касса, шитый – сытый, нашить – носить, шифон – сифон, штык – стык, шайка – сайка, Машка – маска, Мишка – миска, башня - басня, кашка –каска.
Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец.
Упражнять в делении слов на слоги.
Полный анализ и синтез слов СУША, САША, СУШКА.
Развитие лексико-грамматического строя речи
Закрепить употребление предлогов К, ОТ (схема предложений). Анализ и синтез предложения. Уточнение понятия предложения.
Если предмет приближается к чему - либо, мы говорим маленькое слово «к». Когда предмет отдаляется от чего-либо, мы используем маленькое слово: «от».
Ребята, послушайте предложение и составьте схему предложения.
Ракета подлетела к Луне.
- Какой полоской обозначаем предложение? - Длинной
- Какими полосками обозначим слова в предложении? - Короткими.
- Сколько слов в предложении? - 4
- Сколько нужно взять полосок? - 4
- Назовите 1-е слово в предложении (второе, четвертое).
- Назовите «маленькое слово» - «к».
- Положите схему предлога «к» - маленькая полоска.
Аналогично проводится работа с предлогом «от».
Корабль отстыковался от станции.
Придумайте предложение с предлогами «к», «от». Составьте их схему.
Развитие связной речи
Составление рассказа по серии сюжетных картин «Космическое путешествие».
Тема : «Домашние животные. Домашние птицы».
Словарь
Предметный: собака, пёс, щенок, корова, бык, телёнок, кошка, кот, котенок, лошадь, конь, жеребенок, коза, козёл, козленок, овца, баран, ягненок, свинья, боров, поросёнок, осел, ослица, осленок, кролик, крольчиха, крольчонок, пастух, копыта, рога, вымя, туловище, грива, коровник, овчарня, конюшня, свинарник, крольчатник, будка, хлев, утка, селезень, утенок, гусь, гусыня, гусенок, петух, курица, цыпленок, индюк, индейка, индюшонок, голова, туловище, хвост, лапы, перепонки, гребешок, глаза, шпоры, оперение, бородка, хохолок, коготки.
Глагольный: доить, ухаживать, кормить, мыть, пасти, бодаться, жевать, сторожить, блеять, лаять, мяукать, мычать, ржать, хрюкать, клевать, собирать, плавать, кукарекать, крякать, гоготать, болботать, шипеть, охранять, учить, махать.
Признаков: сторожевая, охотничья, злая, рогатая, бодливая, длинношерстная, выносливая, коротконогая, лохматая, большая, маленькая, задиристый, крупный, разноцветный, воинственный, резвый, маленькая, быстрая,
шустрая.
Развитие общей моторики
Я козочка Ме-ке-ке. (дети идут по кругу)
Я гуляю на лужке
Острые рожки. (показывают «рожки»)
Тонкие ножки (топают ножками)
На самой макушке
Бархатные ушки. (показывают ушки)
Язык полотняный, (показывают язык «лопаткой»)
Хвостик конопляный (показывают рукой хвостик сзади)
Как прыгну, (подпрыгивают)
Сразу забодаю. («бодаются»)
Каждый день петушок делает зарядку, (ходьба на месте либо по группе)
Очень нравится ему все делать по порядку:
Весело шагать, (ходьба с высоким подниманием колена)
Крылья поднимать (руки вверх,
Приседать и вставать (приседания 4-6 раз,
Прыгать и скакать (10 прыжков,
Весело кричать: Ку – ка – ре – ку!
Развитие мелкой моторики
Пальцы рук растопырены; поочередно делаем «колечки» из большого и других пальчиков.
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, (Мизинцы.)
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. (Безымянные)
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Фонарики)
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю, (Сжимаем и разжимаем
кулачки)
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, (Средние)
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. (Указательные)
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю, (Сжимаем и разжимаем
кулачки).
Этот толстый поросёнок – лежебока и нахал, (Большие)
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. (Руку сжимаем в кулак,
большой палец зажимаем внутрь).
Петушок наш вдруг проснулся, (ладонь вверх, указательный палец опирается
на большой, остальные расставлены вверх)
Прямо к солнцу повернулся. (повертеть кистью руки в разные стороны)
Кукарекнул раз, два, три! (разводить и сводить указательный и большой
палец)
Ты сегодня не проспи.
Развитие артикуляционной моторики
«Кошка умывается». Повернуть голову влево — облизать верхнюю губу, повернуть голову вправо — облизать нижнюю губу.
«Корова и теленок жуют жвачку». Имитировать жевание.
«Бульдог сердится». Выдвигать вперед нижнюю челюсть, рот открыт. Прикусывать верхнюю губу нижними зубами.
«Собака рассердилась» — у нее хотят отнять косточку. Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.
«Фырканье лошади». Вибрация губ.
«Кошка лакает молоко». Высунуть «широкий» язык изо рта. Поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.
«Цыплята клюют зернышки». Вытянуть губы вперед узкой «трубочкой». Смыкать и размыкать губы.
«Индюк». Сильно надуть щеки и по возможности долго удерживать воздух в ротовой полости.
«Широкий клюв утки и селезня». Вытянуть вперед сомкнутые губы.
«Индюки «болбочут». Индюк из города идет, индюшку, за собой ведет. Быстро высовывать «широкий» язык изо рта и произносить; «Бл-бл-бл-бл-бл».
Развитие фонетико-фонематического восприятия
Звуки Д, Дь
Хлопни в ладоши, если услышишь звук (Д) в слове: дом, дым, стол, дудочка, друг, кровать, дама, коза, поросенок, дверь, дорога, домино, два, три, восемь, дрова, трава, дыра, нора.
«Какое слово короче?» прохлопать
Кош-ка, кот, ко-те-нок; Ло-шадь, конь, же-ре-бе-нок, ов-ца – яг-не-нок, со-ба-ка – ще-нок.
«Исправь ошибку». Послушайте внимательно, найдите и исправьте:
У мамы есть белокурая бочка.
Ваня взял уточку и пошел на рыбалку.
Удочка с утятами плавают в пруду.
Вечером папа рубил трава.
Плоты груши были вкусные.
Звуки Т, Ть
Есть ли звук Т в словах: таз, туча, ваза, книга, тарелка, утка, голова, петух, борода?
Повторите слоги. Какой звук первый, какой звук последний: ТА, ТО, ТУ, УТ, АТ, ИТ, ТИ
Полный анализ и синтез слов ТОМА, ВАТА.
Раздели слова на слоги: утка, утенок, индюк, индюшонок, курица, цыпленок, петух.
Развитие лексико-грамматического строя речи
«Кто как ест?»
кошка – лакает; собака – грызёт; корова – жуёт и т. д.
«Договори предложение». Употребление глаголов в единственном и множественном числе. Закрепление названий детенышей животных.
Котенок лакает, а котята. (лакают). Теленок мычит, а телята. (мычат). Щенок бежит, а щенята. (бегут). Козленок скачет, а козлята. (скачут). Поросенок ест, а поросята. (едят). Жеребенок прыгает, а жеребята. (прыгают). Ягненок жует, а ягнята. (жуют)
«Кому какая еда?»
Чем хозяин кормит коз? – травой, ветками.
Чем хозяин кормит коров? – травой, сеном.
Чем хозяин кормит лошадь? – сеном, овсом, морковью.
Чем хозяин кормит кошку? – молоком, рыбой, мясом.
Чем хозяин кормит собаку? – мясом.
Чем хозяин кормит свинью? – овощами.
«Кто как голос подает?»
Курица кудахчет.
Петух кукарекает.
Цыпленок пищит.
Утка крякает.
Индюк болбочет.
Гусь гогочет (шипит).
«Один – много»
Утка- утки –много уток
Селезень - селезни – много селезней
Гусь – гуси – много гусей
Гусыня – гусыни – много гусынь
Петух – петухи – много петухов
Индюк – индюки – много индюков
Курица – курицы – много кур
Цыпленок – цыплята – много цыплят
Утенок – утята – много утят
«Скажи ласково».
Утка – уточка, индюк – индюшок, петух – петушок, курица – курочка, хвост – хвостик, лапы – лапки, глаза – глазки, борода – бородка, когти – коготки.
«Посчитай 1, 2, 5».
Одна утка – две, пять …
Один гусь - два, пять …
Один индюк – два, пять …
Одна курица, две, пять …
Один индюшонок, два … пять.
Развитие связной речи
«Кто что делает?»
Воспитатель называет действия, свойственные данному животному, а дети его отгадывают.
Сторожит, грызёт, лает - …
Мяукает, лакает, царапается - …
Хрюкает, роет - …
Ржёт, скачет - …
Блеет, бодается - …
Мычит, жуёт - …
Отгадай загадку и выучи понравившуюся:
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает.
Нападает на клубки,
Прячет в лапках коготки. (Кошка)
Не спеша шагает с речки,
В шубе ей тепло, как в печке.
Подойдет она к избе
И зовет меня: «Бе-бе!» (Овечка)
Вместо хвостика — крючок,
Вместо носа — пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый. (Свинья)
«Подружи словечки» Составь предложения по образцу.
Утка, в, пруду, плавает. (Утка плавает в пруду)
Петух, на, селезня, задиристый, напал.
Хохлатка, цыплят, около, собирает, себя.
Детей, на, шипели, гуси, злые.
«Четвертый лишний» Ответь полным предложением.
Утка, селезень, гусь, воробей.
Гусыня, петух, индюк, соловей.
Курица, цыпленок, утенок, синица.
Тема : «Комнатные растения».
Словарь:
Предметный: растение, фиалка, фикус, бегония, алоэ, герань, корень, стебель, лист, бутон, цветок, луковица, рассада, кашпо, лейка, полив.
Глагольный: поливать, ухаживать, рыхлить, расцветать, пересаживать, любоваться.
Признаков: комнатный, цветущий, высокий, низкий, толстый, гладкий, колючий, душистый, влажный, засохший, хрупкий.
Развитие общей моторики
«На окне в горшочках»
На окне в горшочках Дети сидят на корточках,
Поднялись цветочки. медленно встают.
К солнцу потянулись. Тянутся па носочках, руки
Солнцу улыбнулись. вверх, широко в стороны
К солнышку листочки Ладони развернуть вверх.
Повернут цветочки.
Развернут бутоны, Руки соединить над головой,
В солнышке утонут. медленно развести в стороны.
Развитие мелкой моторики
«Цветы»
Раз-два-три – гладим лоб от середины к вискам,
Выросли цветы – гладим щеки сверху – вниз,
К солнцу потянулись – массажируем ушки, сверху – вниз,
Высоко, высоко – гладим щеки круговыми движениями,
Цветам тепло и хорошо – прижать ладони к щекам.
«Кактус»
На окне цветок колючий (Показать прямоугольник перед собой)
Смотрит за околицу (Сделать «бинокль» из ладошек)
Вы его не троньте лучше (Погрозить пальчиком)
Очень больно колется. (Уколоть пальчиком ладошку и сморщится)
Не подушка для иголок, (сложенные ладошки под щёчку)
И не ёжик, и не ёлка, (сложить ладошки. растопырить пальцы,
«нарисовать» ёлку перед собой)
Но не даст себя в обиду, (Отрицательный жест головой и указательным
пальчиком)
Потому что весь в иголках. (Уколоть пальчиком ладошку)
Развитие артикуляционной моторики
Упражнение на развитие физиологического дыхания «Аромат цветов»
Через нос сделать спокойный вдох, задержать дыхание и продолжительно выдохнуть произнося: «АХ!»
«ВЕТЕРОК»
Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф….
И качает наш цветок –ф-ф-ф…
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф…
И качает наш цветок – ф-ф-ф….
Развитие интонационной выразительности
Фикус кактус донимает:
- Лень, браток, тебя снедает.
Кабы не ленился,
Так давно б побрился.
Развитие фонетико-фонематического восприятия
Магазин. Упражнять детей в дифференциации звуков «р» - «л», «с» - «ш».
Оборудование. Предметные картинки, карточки с буквами «р», «л», «с», «ш».
Детям раздаются «деньги» – карточка с буквами. Каждый должен купить на свои деньги разные предметы. На деньги «с», например, можно купить предметы, в названиях которых есть звук «с». Игроки выкладывают деньги (карточку с буквой) рядом с нужным товаром (предметной картинкой). Если игрок уплатил правильно, воспитатель продает требуемый товар. Выигрывает тот, кто первым потратит правильно свои деньги.
Развитие лексико-грамматического строя речи
«Подскажи словечко».
Зелёный, в колючках,
Похож на ежа,
А цветки атласные
Белые, жёлтые, красные. (Кактус)
Пахнет стебель и цветочки,
Опушённые листочки.
Ты пораньше утром встань
И полей свою … (Герань)
Раным-рано поутру
Лейку новую беру.
Мне воды не жалко.
Пей, моя. (фиалка).
«Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Фиалка — фиалочка герань — геранька
кактус — кактусик корень — корешок (корешочек)
стебель — стебелек лист — листок (листик)
бутон — бутончик отросток — отросточек
цветок — цветочек земля — землица
вода — водичка (водица) солнце — солнышко
«Подбирай, называй, запоминай» : Закончи предложения словами-действиями.
В вазах цветы (что делают) — растут, цветут, вянут.
Из лейки цветы (что делают) —.
Удобрениями комнатные цветы (что делают) —.
Выращенные цветы ножом (что делают) —.
В букеты цветы (что делают) —.
Цветами люди (что делают) —.
Развитие связной речи
«Расскажи-ка» : Составь рассказ о любимом цветке по предложенному наглядному плану.
1. Название цветка.
2. Части цветка. (стебель, листья, лепестки.)
3. Цвет. (Стебель и листья зеленого цвета, лепестки могут быть желтого или оранжевого цвета.)
4. Запах. (Они душистые (ароматные, пахучие).