Инна Савенко
Логические игры в математическом уголке. Фотоотчет
▼ Скачать +Заказ
В наше время, когда чуть ли не ежедневно появляются новейшие творения, гаджеты, научные открытия, справиться с возрастающим потоком сведений сможет тот, кто умеет её переделывать, отсекать лишнее и постигать нужное. Логическое мастерство, понимание чисел и цифр, пространства и времени нужны человеку 21 века, чтобы быть всегда в курсе увлекательного и новаторского. Преобразовывать и использовать информацию, отличать главное, создавать логические связи помогают детям логико-математические навыки. Вырабатывать и улучшать эти навыки в дошкольном возрасте призваны математические уголки в детских садах. Цель создания математических уголков : давать толчок познавательной активности детей и стимулировать их к многообразной деятельности в сфере овладения математическими знаниями, соображениями, умениями согласно возрастным психофизиологическим особенностям. В этом нам помогают логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников: Блоки Дьенеша, игры Воскобовича и Никитиных, палочки Кюизенера.
Публикация «Логические игры в математическом уголке, Фотоотчет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Огромное значение для процесса формирования логики имеют специально разработанные упражнения и задачи. Представленные в форме игр и заданий, они привлекают детское внимание и эффективно развивают навыки логического мышления.
Одним из наиболее результативных пособий, развивающих ребенка являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком. Дьенешем для раннего развития логики и, прежде всего, для подготовки мышления к восприятию математики. Золтан Пал Дьенеш венгерский математик, психолог и педагог. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.
Для развития логических, комбинаторных, аналитических способностей детей Дьенеш разработал различные увлекательные логические игры. В своих занятиях он использовал специальные блоки, которые называл «логическими». При помощи их ребёнок мог научиться кодировке (классификации) определённой информации. Ребёнок учится разделять блоки по свойствам (цвет, размер, форма, толщина, запоминать и обобщать.
Игры Воскобовича способствуют всестороннему развитию личности. С их помощью процесс обучения чтению и счету проходит гладко и легко. В своей методике автор внимательно относится к развитию творческих способностей детей. Для выполнения предлагаемых заданий ребенку потребуется проявить креативный подход и включить воображение.
Исходя из этого, можно увидеть, что технология разработана на 3 важнейших принципах: интерес-познание-творчество.
Целями и задачами его методики является:
• способствовать развитию у ребенка заинтересованности и стремлению к познанию нового;
• развивать умение наблюдать, исследовать окружающий мир;
• развивать воображение, креативное мышление (способность посмотреть на знакомый объект совершенно другим взглядом, мыслить гибко и оригинально);
• гармоничный подход к развитию у детей эмоциональности, образного мышления и логики;
• оказать помощь в развитии математических и речевых умений;
• формировать начальные представления об окружающей действительности;
• содействовать психическому развитию;
• развивать мелкую моторику.
На первое место при создании игр Воскобович ставил интересы детей. Зная о том, как малыши любят сказки, он включил их в свои методические пособия. Читая сказку и помогая сказочным героям, дети незаметно переходят к обучению.
У детей, которые регулярно занимались играми Воскобовича, ярко выражены умения: проанализировать информацию; сравнивать; отлично справляться с ориентировкой на плоскости; считать и читать; отличать и называть геометрические фигуры; распознавать цвета; сосредотачивать внимание на протяжении длительного периода.
Развивающие игры Никитина объединяют один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей. Методика развития Никитиных помогает разобраться в вопросе, который так часто можно услышать от молодых родителей – как вызвать у ребенка желание заниматься? Все очень просто. Достаточно создать такие условия развития, которые опережают этот процесс.
Да, это игры, но игры необычные. Главное отличие игр Никитина состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.
В большинстве своем игры представлены в виде многофункциональных головоломок, предоставляющих простор для творчества. Их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра имеет набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей конструктора-механика и т. д.
«Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» и «Кирпичики» - самые известные «интеллектуальные игры» Никитиных. Но есть и другие: “Таблица сотни”, “Таблица Пифагора”, “Дроби”, “План и карта”, “Часы”, “Термометр”, “Узелки” и др. – то, что можно скорее назвать не играми, а игровыми пособиями, создающими “развивающую среду” для ребенка.
Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несёт в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Знакомство с математикой, ее понятиями осуществляется с помощью пособий в играх, весело и ненавязчиво, не разрушая естественной жизни детей. Занимательность маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.
Логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о количестве, но и о форме, величине, размере, о соотношениях. Математическое мышление – это, прежде всего, умение сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения.
Посредством палочек Кюизенера происходит формирование элементарных математических представлений, умственное развитие ребенка, развитие его познавательных способностей. Этот дидактический материал, разработан бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными числами, счетными палочками. Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Они необходимы для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений