Марина Косенкова
Логические блоки Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Овладев логическими операциями, дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий которые обеспечивают развитие логического мышления. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.
Публикация «Логические блоки Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
При использовании логических блоков Дьенеша решаются следующие задачи:
1. Формирование основных приемов логического мышления : сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование
2. Развитие умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, обосновывать свои суждения
3. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
4. Развитие знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного решения учебных задач.
5. Развитие познавательных процессов, мыслительных операций.
6. Воспитание самостоятельности, инициативности, настойчивости в достижении цели.
7. Развитие у детей умения рассуждать, доказывать, развитие познавательных интересов, творческого воображения
8. Воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
Система работы с дошкольниками по использованию блоков Дьенеша включает в себя следующие направления:
Диагностика развития логического мышления
Составление перспективного планирования
Создание развивающей среды
Использование дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша в НОД и режимных моментах
Использование блоков Дьенеша в самостоятельной деятельности
Взаимодействие с родителями
В работе используются следующие наглядные пособия:
Набор блоков Дьенеша
Комплект «Давайте вместе поиграем»
Альбомы для детей 2-4 лет
Маленькие логики
Маленькие логики - 2
Лепим нелепицы
Блоки Дьенеша для малышей
Альбомы для детей 5-7 лет
Спасатели при ходят на помощь
Праздник в стране блоков
Поиск затонувшего клада
Различные схемы, модели
Альбомы «Удивляйка»
Методы и приемы:
Словесный (объяснение, рассказ)
Наглядный (показ, демонстрация, схемы)
Практический (совместный показ и рассказ педагога с детьми, игра)
Все игры и игровые упражнения с логическими блоками можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:
для развития умения выявлять и абстрагировать свойства;
для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
для развития действий классификации и обобщения;
для развития способности к логическим действиям и операциям.
Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы (логические, не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Если ребёнок не справляется с постановленной задачей самостоятельно, значит необходимо упростить задачу, и так до тех пор, пока ребёнок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперёд.
Формы работы с родителями
Анкетирование
Консультации, родительские собрания, мастер - классы
Совместные познавательные игры детей и родителей
Бюллетени для родителей
Таким образом, система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша способствует более успешному формированию у детей основных приемов логического мышления