татьяна фомина
Логические блоки Дьенеша как игровой и развивающий материал
▼ Скачать + Заказать документы
В нашей группе с начала учебного года (2022-2023) используем логические блоки Дьенеша, как игрового и развивающего материала. С постепенным усложнением материала и игровых заданий. Вся работа планировалась в игровой форме. (СЛАЙД 2) Было проведено знакомство детей с блоками, их основными свойствами, кодовыми карточками и символами, картинками-схемами. Прежде чем приступить к целенаправленным играм и упражнениям, ребятам была предоставлена возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Они использовали их по своему усмотрению в разных видах деятельности. Наблюдая за детьми, делали выводы о степени мыслительной деятельности каждого ребёнка, находили ту «ступень», с которой следует начинать движение вперёд. Следует отметить, что малознакомый материал вызвал у детей неподдельный интерес и восторг, вызванный возможностью выполнять много разнообразных предметных действий, казалось бы, с небольшим количеством геометрических фигур.
Публикация «Логические блоки Дьенеша как игровой и развивающий материал» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
СЛАЙД 3,4 Мы постепенно осваиваем дидактические игры с использованием блоков Дьенеша : «Что изменилось», «Продолжи ряд», «Найди не такую», «Второй ряд», «Клад», «Засели в домики», (СЛАЙД 5) «Игра с одним, двумя обручами», СЛАЙД 6 и т. д. Знакомство с играми, как и со всеми 4 свойствами логических блоков, проходило с учетом увеличения уровня сложности изучаемого материала и индивидуальным подходом к каждому ребенку. При этом у детей нашей группы не возникло особых проблем с оперированием сразу четырьмя свойствами фигур и использованием кодовых карточек. СЛАЙД 7. В работе с детьми использовали опорные карточки-символы, которые помогают сориентироваться при выполнении задания, СЛАЙД 8 ,правильно построить свой ответ и подробно описать результат действий. Пользуясь карточками, дети называют «имя» каждого блока. СЛАЙД 9 В словаре детей появились такие определения: «Это красный, большой, круглый, толстый». Особо занимательными оказались для нас плоскостные картинки: альбом «Лепим нелепицы». СЛАЙД 10 Дети с удовольствием складывают картинки, используя зашифрованные схемы. Также блоки Дьенеша мы применяли в дидактических играх во время совместной деятельности например СЛАЙД11
Дидактическая игра «Угощение для медвежат»
Задачи: Развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые». Развивать умение читать кодовое обозначение блоков.
Материал : 9 изображений медвежат, блоки Дьенеша.
Ход игры: Давайте угостим медвежат или зайчат. На стол Карточки с символами кладем стопкой
Ребенок вынимает из стопки любую карточку
Находит «печенье» с таким же свойством и т. д.)
2 вариант Задачи: Развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые»
Материал : 9 изображений медвежат, блоки Дьенеша.
Ход игры: В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы.
Давайте угостим медвежат. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой (цветом, величиной, толщиной). Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое).
Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.
, Так же блоки мы используем и в сюжетно-ролевых играх (Например, играя в «Магазин», СЛАЙД12 дети обозначают деньги блоками, а цены на товарах — их символическими свойствами. Ребята заходят в отдел игрушек. У каждого покупателя есть только 3 «денежки» (фигуры). При покупке должно выполняться важное условие: приобрести можно только такую игрушку, которая заключает в себе хотя бы один параметр блока (например, жёлтый или круглый и т. п.). Далее игра усложняется: предмет выбирается уже по двум признакам (к примеру, большая и круглая игрушка). Кроме отдела игрушек, СЛАЙД 13в игру можно включить отдел «Овощи-фрукты». Другими вариантами сюжетно-ролевых игр, где уместно использовать набор Дьенеша, могут быть «Почта» и «Поезд» : с помощью блоков обозначается адрес на конверте, посылке, соответствие билета и места.)
так же используем и в Подвижной игре СЛАЙД 14 Например «Кошки-мышки» Каждой «мышке» (несколько детей) воспитатель дает блок Дьенеша. А у кота Васьки - жетончик с символическим изображением признаков блоков Дьенеша. Мышки водят хоровод со словами: СЛАЙД 15
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот
И разгонит хоровод.
СЛАЙД 15 На последней фразе котНачинае ловить мышей А жетон — это информация о том, каких именно «мышей» намерен поймать кот (у которых такая же символика). Остальным Васька не страшен: его могут дразнить, смеяться над ним. Когда кот поймает нужную мышь, она занимает его место, и игра возобновляется.
Кот ловит только мышей с такой же символикой, как у него
По мере взросления детей правила усложняются, Например Коту можно дать несколько жетонов,на последней фразе он очень быстро выбирает любой из своих жетонов и начинает ловить «мышей».
Логические блоки являются универсальным дидактическим материалом, позволяющим успешно реализовывать задачи познавательного развития, и в первую очередь развития математических способностей дошкольников.