Елена петрова
Литературное кафе. Внеклассное чтение в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Внеклассное чтение в начальной школе является необходимым и важным звеном в области обучения младших школьников родному языку. Знакомясь с художественной литературой, дети не просто читают, а «овладевают приёмами самостоятельности при выборе и чтении доступных книг». Цель этих занятий состоит в том, чтобы сформировать у учащихся интерес к детским книгам как источнику знаний, желание и привычку читать книги.
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Достижение этой цели зависит от решения следующих взаимосвязанных задач:
- систематически знакомить детей с широким кругом доступной для самостоятельного чтения литературы и её видами;
- формировать у них умение ориентироваться в книге и среди книг
-воспитывать стремление читать книги, задумываясь и размышляя над прочитанным;
- использовать детскую литературу для воспитания ребёнка.
Оборудование: интерактивная доска, конверты с портретами писателей (2, конверт(1,2 листа бумаги формата А4, клей, карточки 1,2,3,4,5( 2 набора)
Класс делится на 5 групп (у каждой группы свой номер). На доске прикреплены карточки от 1 до 5 .
Слайд1.
- Что такое кафе?
Кафе (от фр. Caf ; буквально — «кофе») — заведение общественного питания и отдыха, похожее на небольшой ресторан, но с ограниченным по сравнению с рестораном ассортиментом продукции, также, возможно, — с самообслуживанием.
А у нас сегодня будет Литературное кафе. В каждом кафе есть меню и у нас тоже есть необычное меню.
Слайд2. Слайд 3
1. Фото меню
Каждому столу выдаются конверты 1, конверты 2.
Задание. Высыпаем содержимое конверта №1 и собираем пазл.
- Что такое пазл?
ПАЗЛ (англ. puzzle — головоломка, игра-головоломка, которая представляет собой мозаику, выкладываемую из отдельных картонных кусочков разных очертаний путем нахождения соответствия между цветом и формой частей.
(фотографии обложек книг)
Каждый стол должен собрать пазл на листе формата бумаги А4 и приклеить.
-Что у вас получилось?
Задание. Высыпаем содержимое конверта №2 и находим автора этого произведения. Фотографию автора произведения тоже приклеить на листочек.
(фотографии писателей)
Задание. От каждого стола выходят по два человека с листочками и прикрепляют свою работу на доске рядом с номером своего столика. Они будут называть книгу, автора, главных героев.
За правильный ответ получают 1 балл. (Баллы ставим рядом с номером столика на доске)
Слайд4.
Автора какого произведения мы с вами не знаем?
Слайд5.
2. Основное меню.
Викторина по произведениям. За правильный ответ получают 1 балл.
Вопросы викторины по книге «Старик Хоттабыч» Л. Лагин
1. Что подумал Волька, когда нашел бутылку?
А) там золото
Б) там глина
В) там Хоттабыч
2. Учеником какого класса был Волька?
А) 6
Б) 5
В) 4
3. Что делал Хоттабыч, когда загадывал желание?
А)выдёргивал волос из головы
Б) выдёргивал волос из бороды
В) выдёргивал волос из бороды, головы
4. Где прятал Волька Хоттабыча, когда он заболел?
А) под столом
Б) под шкафом
В) под кроватью
5. В кого превращался старик, когда огорчался?
А) в рака
Б) в рыбу
В) в птицу
6. Как звали друга Вольки?
А) старик Хоттабыч
Б) Женя
В) Серёжа
7. За какую команду болел Хоттабыч?
А)Зубило
Б) Шайба
В) Трактор
8) Как зовут брата Хоттабыча?
А) Омар
Б) Синбад
В) Ванденталлес
9. Как звали мальчика. Которого повели в милицию?
А) Чиполлино
Б) Гога
В) Джованни
10. На каком приспособлении летали герои в последнее путешествие?
А.) ковре- самолёте,
Б) «ВК 1»
В) вертолёте
Вопросы викторины по книге «Белый пудель» А. И Куприн
1. Где путешествовали артисты?
А) В Москве
Б) В Крыму
В) в Париже
2. Кем был Мартын Лодыжкин?
А) Пианистом
Б) Акробатом
В) Шарманщиком
3. Сколько лет было мальчику Серёже?
А)12 лет
Б) 14 лет
В) 16 лет
4. Как звали белого пуделя?
А) Бим
Б) Арто
В) Артемон
5. Как называлась дача, где труппа решила в последний раз попытать удачу?
А) Белая дача
Б) Дача у моря
В) Дача «Дружба»
6. Сколько лет было маленькому капризному мальчику?
А) 10 лет
Б) 8 лет
В) 3 года
9. Что попросил мальчик после выступления артистов?
А) Чтобы они выступили ещё раз
Б) Чтобы они жили у него и выступали каждый день
В) Забрать себе белого пуделя
10. Что сделал Лодыжкин в ответ на предложение мамы мальчика?
А) Отказался продавать друга
Б) Попросил больше денег
В) Отдал собаку
11. Что случилось с пуделем утром?
А) Он исчез
Б) Он заболел
В) Он умер
12. Кто догадался о том, что случилось с пуделем?
А) Лодыжкин
Б) Серёжа
В) Лодыжкин и Серёжа
13. Кто забрал пуделя с дачи?
А) Жители посёлка
Б) Лодыжкин
В) Серёжа
Музыкальная пауза
Слайд6.
Следующее задание. Каждый стол получает по одному листочку, читает его, угадывает произведение и вслух читает отрывок. А остальные столы называют произведение и его автора. За правильный ответ получают 1 балл.
1. Тропинка шла вдоль высокого прибрежного обрыва, извиваясь в тени столетних маслин. Море иногда мелькало между деревьями, и тогда казалось, что, уходя вдаль, оно в то же время подымается вверх спокойной могучей стеной, и цвет его был еще синее, еще гуще в узорчатых прорезах, среди серебристо-зеленой листвы. В траве, в кустах кизиля и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях — повсюду заливались цикады; воздух дрожал от их звенящего, однообразного, неумолчного крика. День выдался знойный, безветренный, и накалившаяся земля жгла подошвы ног.
1. Белый пудель
2Выйдя из парка, бродячая труппа спустилась крутой, сыпучей тропинкой к морю. Здесь горы, отступив немного назад, дали место неширокой плоской полосе, покрытой ровными, обточенными прибоем камнями, о которые теперь с тихим шелестом ласково плескалось море. Саженях в двухстах от берега кувыркались в воде дельфины, показывая из нее на мгновение свои жирные, круглые спины. Вдали на горизонте, там, где голубой атлас моря окаймлялся темно-синей бархатной лентой, неподвижно стояли стройные, чуть-чуть розовые на солнце паруса рыбачьих лодок.
2 Белый пудель
3Перво дело — куплю тебе костюм: розовое трико с золотом… туфли тоже розовые, атласные… В Киеве, в Харькове или, например, скажем, в городе Одессе — там, брат, во какие цирки. Фонарей видимо-невидимо… все электричество горит… Народу, может быть, тысяч пять, а то и больше… почему я знаю? Фамилию мы тебе сочиним непременно итальянскую. Что такая за фамилия Естифеев или, скажем, Лодыжкин? Чепуха одна — нет никакого в ней воображения. А мы тебя в афише запустим — Антонио или, например, тоже хорошо — Энрико или Альфонзо…
3 Белый пудель
4 И вот в тот самый момент, когда он уже собирался подняться на поверхность, его рука вдруг нащупала на дне реки какой-то продолговатый предмет. Он схватил его и вынырнул у самого берега. В его руках была склизкая, замшелая глиняная бутылка очень странной формы. Горлышко было наглухо замазано каким-то смолистым веществом, на котором было выдавлено что-то, отдаленно напоминавшее печать.
4 Старик Хоттабыч
5. Это был совсем обычный маленький аквариум, но Волька, посмотрев на него в это беспокойное утро, всполошился недаром. Дело в том, что по сравнению со вчерашним днем в этом аквариуме произошли серьезные изменения, никак не объяснимые с точки зрения естественных наук и полные поэтому таинственного смысла: за ночь население аквариума увеличилось. Вчера было четыре рыбки, а сегодня стало пять! Появилась еще одна, новая, толстая золотая рыбка, важно шевелившая своими пышными, ярко окрашенными плавниками. Когда изумленный Волька прильнул к толстому стеклу аквариума, ему показалось, что она несколько раз хитро подмигнула ему.
5 Старик Хоттабыч
Наше литературное кафе продолжает свою работу. Читательский конкурс.
Каждый стол получает текст. Ваш стол знакомится с текстом, выбирает одного участника для выразительного чтения текста.
Остальные столы слушают, аплодируют. В этом конкурсе победит только один участник, а определять его будем по вашим бурным аплодисментам. И так начинаем.
1. Вот что, понимаешь, случилось. Постелил я, как полагается, всем постели и, между прочим, постелил в седьмом купе. А там, понимаешь, едет бородатый старичок в чудной соломенной шляпе и при нём трое парнишек – скорее всего, я так думаю, однолетки. И при них, понимаешь, ни капли багажа. То есть ну ни-ни! Будто они не в Одессу едут, а в театр или там, скажем, в кино.
Старик Хоттабыч
2. Но день выдался для них неудачный. Из одних мест их прогоняли, едва завидев издали, в других, при первых же хриплых и гнусавых звуках шарманки, досадливо и нетерпеливо махали на них с балконов руками, в третьих прислуга заявляла, что «господа еще не приехамши». На двух дачах им, правда, заплатили за представление, но очень мало. Впрочем, дедушка никакой низкой платой не гнушался. Выходя из ограды на дорогу, он с довольным видом побрякивал в кармане медяками и говорил добродушно:
Белый пудель
3. К утру «Ладога» вошла в полосу густых туманов. Она медленно продвигалась вперёд, каждые пять минут оглашая пустынные просторы мощным рёвом своей сирены. Так полагалось по законам кораблевождения. В туманную погоду корабли должны подавать звуковые сигналы, всё равно, находятся ли они на самых бойких морских дорогах или в пустыннейших местах Северного Ледовитого океана.
Старик Хоттабыч
4 .Старик и мальчик легли рядом на траве, подмостив под головы свои старые пиджаки. Над их головами шумела темная листва корявых, раскидистых дубов. Сквозь нее синело чистое голубое небо. Ручей, сбегавший с камня на камень, журчал так однообразно и так вкрадчиво, точно завораживал кого-то своим усыпительным лепетом
Белый Пудель
5. На клумбах, над пестрым ковром из разноцветных трав, возвышались диковинные яркие цветы, от которых сладко благоухал воздух. В водоемах журчала и плескалась прозрачная вода; из красивых ваз, висевших в воздухе между деревьями, спускались гирляндами вниз вьющиеся растения, а перед домом, на мраморных столбах, стояли два блестящие зеркальные шара, в которых странствующая труппа отразилась вверх ногами, в смешном, изогнутом и растянутом виде.
Белый пудель.
3 Чайное меню
Дружно чай ждут на столе
Десять кружек расписных,
И варенье, и печенье,
И стихи. для вдохновенья!
Слухи о чудодейственном растении из Китая распространились по миру довольно быстро, и сегодня невозможно представить без этого напитка ни одной трапезы. Наше кафе угощает вас чаем. Приятного чаепития.
Вот и наше Литературное кафе закрывается. В заключении я хочу спросить у вас: «Чему вас хотели научить авторы этих произведений?
Да. Дружбе, уважению, преданности.
Сегодня вы научились слышать друг друга, уважать мнение товарищей. Кафе благодарит своих внимательны читателей и дарит им маленькие сувениры.
Спасибо всем за работу. До новых встреч.