Оксана Проскурина
Литературно-музыкальная композиция по творчеству А. С. Пушкина в подготовительной группе комбинированной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: автоматизировать поставленные звуки на материале произведений А. С. Пушкина.
Задачи: - закрепить знания детей о творчестве А. С. Пушкина;
- упражнять в умении давать полные ответы;
- упражнять в умении выразительно рассказывать и показывать отрывки из сказок;
- развивать творческие и актерские способности.
- привлекать родителей к коррекционному процессу.
- воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование: костюмы: кота, мышонка, царевны-лебеди, Шамаханской царицы, золотой рыбки, деда, баОбки, королевича Елисея и месяца, удочка, пруд.
Публикация «Литературно-музыкальная композиция по творчеству А, С, Пушкина в подготовительной группе комбинированной направленности» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературная деятельность
- Подготовительная группа
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Пушкин. Литературные гостиные, конкурсы чтецов
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Образовательные области: речевое, художественно-эстетическое и познавательное развитие.
Зал украшен рисунками и портретом А. С. Пушкина.
Дети входят в зал под отрывок из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» садятся на стульчики.
Логопед: Здравствуйте ребята и дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки. Красавица зима радует всех детей, восхищает незабываемыми пейзажами художников, композиторов, поэтов.
1-й ребенок прочтет стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
В центр зала выходит ребенок-мышонок, который ловит рыбу у пруда.
Кот: Здравствуй, мышонок!
Мышонок: Здравствуй, кот!
Кот: Что ты делаешь?
Мышонок: Я рыбку золотую ловлю.
Кот: Зачем тебе золотая рыбка?
Мышонок: Желания мои исполнять.
Кот: А откуда ты знаешь о золотой рыбке?
Мышонок: Я сказку прочитал Александра Сергеевича Пушкина.
Кот: А в нашем пруду нет золотой рыбки, только караси и плотва плавают.
Мышонок: Вот-вот! Обманывает ваш Пушкин и ребят и мышат.
Кот: Так ведь это сказка. Ребята, чем сказка отличается от жизни? (ответы детей)
(Мышонок начинает плакать)
Кот: Не горюй, Степка! Скажи-ка лучше, что ты хотел попросить у золотой рыбки?
Мышонок говорит, зажимая пальцы: Я бы хотел больше узнать об Александре Сергеевиче Пушкине - это раз! Побывать в лукоморье - это два! Послушать его сказки - это три! Поучаствовать в конкурсах - это четыре!
Логопед: Мышонок, к сожалению, рыбки золотой в жизни нет, но мы все вместе исполним твои желания. Правда? (да)
Логопед: Сергеевич Пушкин очень любил рисовать, рисовал он много и красиво. Рисовал в альбоме и на страницах своих книг. Он писал книгу. И сразу рисовал, как выглядят герои. Наш зал украшен его рисунками (звучит отрывок из оперы Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане» дети и взрослые рассматривают рисунки).
Логопед: Александр Сергеевич Пушкин хорошо знал иностранные языки, как и все воспитанные и образованные молодые люди. Французский язык он знал также хорошо, как русский. Немецкий, латинский, английский и еще несколько языков, на которых мог читать. А кто из вас знает несколько иностранных языков?
Логопед: Как Александр Сергеевич Пушкин умел танцевать и играть на музыкальных инструментах, я вам рассказать не могу, но знаю, что по сказкам Пушкина композитор Римский - Корсаков написал 3 оперы. Одну из них мы сейчас и послушаем. (звучит фрагмент из оперы «Золотой петушок»)
Мышонок! Ты узнал что-то новой о великом русском поэте? Первое желание мышонка мы исполнили.
Логопед: А теперь мышонок мы приглашаем тебя с ребятами в Лукоморье.
Все дети группы встают полукругом и по цепочке читают отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Логопед: Пришло время исполнить третье желание нашего мышонка и отправиться в путешествие по сказкам Александра Сергеевича Пушкина
1. «Сказка о рыбаке и рыбке»
(музыка «шествие из оперы «Золотой петушок»)
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо:
"Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю
Не посмел я взять с неё выкуп;
Так пустил её в синее море".
Старика старуха забранила:
"Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось".
Вот пошёл он к синему морю;
Видит - море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка и спросила;
"Чего тебе надобно, старче?"
Ей с поклоном старик отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не даёт старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось".
Отвечает золотая рыбка:
"Не печалься, ступай себе с богом.
Будет вам новое корыто".
2. «Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»
(музыка «Царевна –лебедь»)
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает —
Диво б дивное хотел
Перенесть я в мой удел».
«А какое ж это диво?»
— Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Князю лебедь отвечает:
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай»
3. «Сказка о золотом петушке»
(восточная мелодия)
Царь скликает третью рать
И ведет ее к востоку, —
Сам не зная, быть ли проку.
Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
«Что за чудо?» — мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатёр.
.
Вдруг шатёр
Распахнулся. и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела…
4. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
от слов "Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
до слов
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай».
Логопед: Спасибо нашим замечательным актерам за талантливое исполнение таких замечательных отрывков из сказок Александра Сергеевича Пушкина.
Приглашаю взрослых и детей принять участие в конкурсе – викторине.
1. Героем какой сказки является царь Дадoн?
2. Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке?.
3. В кого превращался князь Гвидон в сказке о царе Салтане?
4. Кто подарил царю Дадону золотого петушка?
5. За какую плату согласился работать Балда у попа?
6. Что сделал старик, поймав золотую рыбку?
7. Кто помог королевичу Елисею отыскать царевну-невесту?
8. С кем наперегонки бегал бесёнок вокруг моря из «Сказки о попе и работнике его Балде»?
9. Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка?
10. Как звали предводителя 33 богатырей из сказки Пушкина о царе Салтане?
11. Как назвался остров, аa котором построил новый дворец князь Гвидон,?
12. Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из пушкинской сказки?
Логопед: Заканчивается наш литературно-музыкальный праздник посвященный творчеству Александра Сергеевича Пушкин. Он самый знаменитый, самый известный, самый талантливый русский поэт. В нашей группе тоже есть поэт Данилова Арина и сейчас предлагаю послушать стихотворение, которое Арина сочинила сама.
2-й ребенок
О любви
Я буду по тебе скучать.
Ты, как солнце яркое сияешь.
Ты, как часть моя
И вот сказал, что я люблю тебя.
Ты, как музыкант.
Ты, как поэт несчастный
И пусть в Тебе Душа поет.
В дорогу дальнюю нас зовет.