мария саклакова
Литературная викторина
▼ Скачать + Заказать документы
Литературная викторина
Цели:
• Способствовать созданию единого образовательного пространства.
• Раскрыть роль сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии ребёнка.
• Обобщить знания детей о сказках, воспитывать доброжелательность, умение работать в команде, совершенствовать коммуникативные функции речи, активизировать творческий потенциал детей и взрослых.
• Показать навыки детей, формы и методы работы со сказкой.
• Создать положительный эмоциональный настрой всех участников.
• Дальнейшее развитие интереса к сказкам и к чтению.
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Чтение, детская литература
- Темочки
• Развитие связной речи, речевого слуха, общих речевых навыков, просодической стороны речи, творческих способностей, выразительности движений, жестов, мимики.
• Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению.
Предварительная работа:
Анализ и обобщение литературы по теме, консультирование родителей, выставки книг и рисунков по теме, чтение детям сказок, совместный просмотр мультфильмов и беседы по ним, составление вопросов к викторине, заучивание отрывков из сказок.
Дети входят под музыку «Улыбка» и рассаживаются на стульчики.
— Ребята, улыбнитесь друг другу, посмотрите, как от наших улыбок стало
светлее.
- Дорогие ребята! Вот вы уже и выросли. Скоро настанет пора идти в школу.
Сегодня у нас интересная и необычная игра-викторина, на которой вам пригодятся ваши знания и умения.
Сейчас мы поиграем в интересную игру «КВН»!
Узнаем, какая команда самая дружная, самая находчивая, сообразительная.
Давайте поприветствуем наше жюри, которое будет оценивать конкурсы.
Введение в тему
Сказка ложь, да в ней намек… Знаменитое высказывание. И правда, ведь сказку смело можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Она прививает детям уважение к старшим, доброту, завещает быть смелым и достойным, учит нас буквально с пеленок. В сказках заложена вся мудрость и воля народа, в них кроется огромный смысл.
Игра «КВН»
Звучит музыка «В гостях у сказки».
—
Разминка «Кто больше?»(1 балла).
— (Вопрос первой команде)
Назовите русские народные сказки.
—(Вопрос второй команде)
Назовите авторов сказок.
— (Вопрос первой команде)
По какому признаку различаются сказки? (Авторские и народные)
— (Вопрос второй команде)
Какие бывают сказки?
(волшебные, бытовые, о животных).
— (Вопрос первой команде)
Какими словами начинаются сказки?
— (Вопрос второй команде)
Как сказки заканчиваются?
(Ответы детей).
— 1 Конкурс
О какой сказке идёт речь?
Команда «Умная сова»
1. В дом хозяева вошли — беспорядок там нашли.
2. Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ.
3. Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей.
4. Помогла нам яблонька, помогла нам печка…
5. Нам не страшен серый волк.
6. Сяду на пенёк, съем пирожок.
7. Колотил, колотил по тарелке носом.
8. Ловись, рыбка, большая и маленькая.
9. Выгляни в окошко, дам тебе горошка.
10. И сбежали от грязнули и чулки и башмаки.
Команда «Кот учёный»
1. Приходите, тараканы, я вас чаем угощу.
2. А для чего на свете мёд? Для того чтобы я его ел.
3. Свет мой, зеркальце, скажи…
4. Не пей из копытца, козлёночком станешь.
5. Ещё пуще злится злая старуха…
6. Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…
7. Он ударил в медный таз и вскричал: «Карабарас!»
8. Дёрни за верёвочку, дверь и откроется.
9. Спокойствие, только спокойствие.
10. Не ходите, дети в Африку гулять.
2 Конкурс «Живые картинки»
— Показать и отгадать сказку.
Команды по очереди изображают сказку без слов, с помощью мимики,
движений и жестов. («Репка», «Три поросёнка», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят»).
3 Конкурс «Сказочный сундук»
— В сундуке много лет хранились сказки, но от времени названия некоторых сказок стало трудно прочитать. Исправьте меня, если я ошибусь.
1. 1. «Царевна — индюшка».
2. 2. «По-собачьему велению».
3. 3. «Сивка- будка».
4. 4. «Иван-царевич и зелёный змей».
5. 5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка».
6. 6. «Петушок— золотой пастушок».
7. 7. «У смеха глаза велики».
8. 8. «Лапша из топора».
Музыкальная пауза
— Сейчас мы приглашаем всех отдохнуть.
Звучит песня из к/ф «Буратино»
Команды выходят, встают в круг и выполняют импровизированные танцевальные движения.
5 Конкурс «Отгадай и назови сказку» (1 балла).
-— Сказки просят: «А сейчас, вы, друзья, узнайте нас!»
(Короб с загадками и иллюстрациями к сказкам).
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Русская народная сказка «По щучьему велению»).
2. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом,
Кем же были эти
Маленькие дети?
(Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»).
3. Эта девочка-малышка
В белой лилии спала.
Её ночью злая жаба
К себе в болото унесла.
(Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка»).
4. Скажи ты нашей тётке,
Мы круглые сиротки,
Изба у нас без крыши,
А пол прогрызли мыши.
(С. Я. Маршак «Кошкин дом»).
5. В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Ш. Перро «Красная Шапочка»).
6. Мы себе построим дом,
Будем жить славно в нём!
Не боимся волка мы
Мы втроём и мы сильны!
(английская народная сказка «Три поросёнка»).
7. А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести её хотят,
Перенять гонца велят.
(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»).
8. Но однажды корнеплод
Все тянули — градом пот.
Мышь мала, но всё ж она
Вырвать овощ помогла.
(Русская народная сказка «Репка»).
6 конкурс Нарисуй Буратино
По 5 человек с каждой команды (рисуют Буратино простым карандашом)
По 5 человек с каждой команды (Раскрашивают Буратино)
7 Конкурс «Назови героя сказки» (3 балла).
— Думай, смекай, на вопрос быстро отвечай!
— Кто из героев сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок).
— Назовите героиню сказки, которая выросла на огороде? (Репка).
— Какой герой очень любил обувь и его за это прозвали? (Кот в сапогах).
— Какая героиня сказки получила своё имя благодаря головному убору?
(Красная Шапочка).
— Какой серый зверь обидел нечётное количество маленьких детишек?
(Волк).
— Назовите имя трудолюбивой девочки, которой помогла добрая фея?
(Золушка).
— Кто та маленькая девочка, которую из беды выручила ласточка?
(Дюймовочка).
— Какой герой сказки лечит детей, лечит птичек и зверей?
(Айболит).
— Назовите имя девочки, которая хитростью заставила медведя отнести её из леса домой? (Маша).
— От кого в сказке убежала вся посуда? (от Федоры).
— Кто родился в Италии? Он не просто мальчик-лук, а надёжный, верный друг
(Чиполлино).
— Кто мальчишку с длинным носом из полена смастерил? (папа Карло).
— Кому служил серый волк? (Ивану-царевичу).
— Как зовут друга Малыша, который живёт на крыше (Карлсон).
Конкурс «Пословицы и Поговорки»
Бывает свинка золотая щетинка, да в сказках.
Быль за сказкой не угонится.
Быль не сказка: из нее слова не выкинешь.
Всякая прибаутка в сказке хороша.
Всякой сказке бывает конец.
Девичьи сны да бабьи сказки.
Жил был царь Тофута — и сказка вся тута.
Жил был царь, у царя псарь, да не было пса — и сказка вся.
Каков ни есть, а хочет есть. Сесть на пенек да съесть пирожок (из сказки).
Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.
Красна сказка складом, а песня-ладом.
Кто съел пирог? — Не я. — А кому дать еще? — Мне (из сказки).
Либо дело делать, либо сказки сказывать.
Мал бывал — сказки слушал; вырос велик — сам стал сказывать, да не слушают.
На сказках, что на салазках.
Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка-людям указка.
Не дочитав сказки, не кидай указки!
Пошла душа по рукам — у черта будет (из присказки).
Рассказывай сказки! Говори, я слушать стану!
Сказка — ложь, а песня — правда.
Сказки-не салазки: не сядешь да не поедешь.
Сказка не сказка, а присказка.
Сказка-складка, а песня-быль.
Сказка-складка: послушать сладко.
Сказка складом, песня ладом красна.
Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
Скоро сказка складывается, да не скоро дело делается.
Спать я не сплю и дремать не дремлю, а думаю я думу (из сказки).
Хороша сказка, да последняя.
Хорошо сказывать сказку про римский огурец (из Крылова).
Это присказка, а сказка будет впереди.
Слово жюри.
Награждение.