Людмила Наумова
Литературная гостиная «Стихи и сказки С. Я. Маршака»
Литературная гостиная
Тема: «Стихи и сказки С. Я. Маршака»
Цель: Погружение младшего школьника в мир художественной литературы нравственно-эстетическое преображение читателя школьника.
Задачи: 1) Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное.
Публикация «Литературная гостиная „Стихи и сказки С, Я, Маршака“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
2) Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений.
3) Формировать нравственные представления, суждения, оценки, осмысление мотивов, поступков героев.
4) Обогащать чувственный опыт ребенка
5) Формировать потребность в постоянном чтении книг.
6) Формировать слушательскую культуру: учить внимательно и заинтересованно слушать выступления других детей.
7) Вызвать эмоциональный отклик на хорошо знакомые сказки, рассказы, басни, стихи.
Коррекционные цели: формировать бинокулярное и стереоскопическое зрение, способствовать активизации, стимуляции и укреплению зрительных функций, активизировать ассоциативное мышление.
Словарная работа: народная сказка, авторская сказка, рассказ, басня, имена героев произведений.
План
Организационный момент.
Основная часть.
1) Угадай героя
2) Английские песенки
a) Артикуляционная Гимнастика (Улыбка, заборчик, слоник, качели, индюк)
b) Чистоговорка «Шалтай-болтай»
c) «Пересеченные контуры
d) Чтение фрагмента
3) Глазодвигательная гимнастика
4) Пьесы
5) Загадки
6) Подвижная игра
7) 4-ый лишний
8) Итог. «Пожелание друзьям»
9) Мультфильм
10) Награждение победителей
Предварительная работа: Чтение произведений С. Я. Маршака, рассматривание иллюстраций его книг, просмотр мультфильмов.
Дома с родителями дети готовят одно стихотворение поэта для выступления (ЧТЕЦЫ).
Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы открываем нашу литературную гостиную.
Литературная гостиная – это место, где собираются люди, которые любят книги, любят читать, и которым есть, что обсудить.
Тема нашей сегодняшней, первой, встречи – творчество Самуила Яковлевича Маршака.
СЛАЙД 2
С. Я. Маршак, известный детский писатель, родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже (осенью ему исполнилось бы 130 лет). Его отец, Яков Миронович, работал мастером на мыловаренном заводе. Мать — Евгения Борисовна была домо-хозяйкой. Сочинять стихи он начал очень рано, когда еще даже не умел писать. Первое свое стихотворение он сочинил в четыре года.
СЛАЙД 3
В восемь лет он пошёл в школу. Ему очень нравилось учиться. Его любимым уроком был урок литературы (урок, на котором изучает творчество разных поэтов и писателей).
СЛАЙД 4
1 ЧТЕЦ
Основная часть.
1) Угадай героя
СЛАЙД 5, 6, 7, 8, 9
- Книги С. Я. Маршака знают все. Их читали ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, когда были детьми. А насколько хорошо знаете их вы, давайте посмотрим.
Послушаете, про кого идет речь?
1. В гости он пришёл ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке…
Ленинградский почтальон, «Почта»
2. Перчатки надевал на ноги он.
На голове была сковорода!
Садился он в отцепленный вагон
И ехал в нём неведомо куда!
«Вот какой рассеянный»
3. Я – глупый мышонок я очень наивен.
Я – кошка, мне случай
представился дивный.
Ведь надо же знать зоологию, братцы,
Мы, кошки, мышатами любим питаться
"Сказка о глупом мышонке"
4. Она отправилась в Житомир,
Взяла с собой огромнейший багаж.
Но по пути собачку потеряла,
И очень сильно горевала.
Дама «Багаж»
5. Люди спрашивают:
Кто это у вас?
А девочка говорит:
- Это моя дочка.
Люди спрашивают:
- Почему у вашей дочки серые щёчки?
А девочка говорит:
- Она давно не мылась
«Усатый полосатый»
2) Английские песенки
После окончания школы Маршак уехал в Англию и учился в университете. Там он увлекся переводами стихов английских поэтов на русский язык. Благодаря Маршаку мы с вами знаем многие английские песенки. Послушаем одну из них.
СЛАЙД 10
2 ЧТЕЦ
- Вышли мыши как-то раз
Поглядеть, который час.
- Раз, Два, Три, Четыре
Мыши дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон
Убежали мышки вон.
СЛАЙД 11
– А какие еще английские песенки Маршака вы знаете?
Шалтай – Болтай
a) Артикуляционная Гимнастика (Улыбка, заборчик, слоник, качели, индюк)
b) Чистоговорка «Шалтай-болтай»
Шалтай – Болтай сидел на стене.
Шалтай-Болтай свалился во сне
Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может Шалтая, не может Болтая
Шалтая –Болтая, Болтая-Шалтая
Шалтая-Болтая собрать!
3 ЧТЕЦ
СЛАЙД 12
c) «Пересеченные контуры
– Кто из животных упоминается в стихотворении Маршака «Дом, который построил Джек»? (синица, кот, пёс, корова, петух)
– Давайте вспомним, чем заканчивается это стихотворение. Я буду читать, а вы мне помогайте.
ЧТЕНИЕ ФРАГМЕНТА
«Дом, который построил Джек?»
3) Глазодвигательная гимнастика
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Мир огромный - удивись.
Взгляд направим ближе, дальше
Тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедимся мы сейчас!
4) Пьесы
СЛАЙД 13
В 1920 году (33 года, живя в Екатеринодаре, Маршак создает один из первых в России детских театров и пишет для него пьесы.
Двенадцать месяцев, Кошкин дом, Петрушка, Сказка про козла, Сказка про лентяя, Теремок.
– Ему так понравилось сочинять для детей, что он выпустил свои первые стихотворные детские книги («Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»).
СЛАЙД 14
4 ЧТЕЦ
5) Загадки
СЛАЙД 15
– А еще мало кто знает, что Маршак сочинял для детей загадки. А вы любите загадки?
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу. (Очки)
Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать! (Утюг)
Из темницы сто сестер
Выпускают на простор,
Осторожно их берут,
Головой о стенку трут,
Чиркнут ловко раз и два –
Загорится голова. (Спички)
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели. (Дерево)
Я твой товарищ, капитан.
Когда разгневан океан
И ты скитаешься во мгле
На одиноком корабле, -
Зажги фонарь во тьме ночной
И посоветуйся со мной:
Я закачаюсь, задрожу –
И путь на север укажу. (Компас)
5 ЧТЕЦ
6) Подвижная игра
"Вышли мыши как-то раз"
6 ЧТЕЦ
7) 4-ый лишний
– Вижу, что творчество Маршака никого из вас не оставило равнодушным. Но так ли хорошо вы знаете его стихи? Сейчас проверим.
СЛАЙД 16, 17, 18, 19
- Что дама не сдавала в багаж?
1. Диван 2. Чемодан 3. Портфель 4. Картина
- Какая няня не приходила к глупому мышонку?
1. Утка 2. Жаба 3. Лошадь 4. Корова
- У кого не обедал воробей в зоопарке у зверей?
1. У льва 2. У лисицы 3. У слона 4. У зайца
- Чем не угощала девочка котёнка?
1. Редиской 2. Салом 3. Шоколадкой 4. Кашкой
7 ЧТЕЦ
8) Итог. «Пожелание друзьям»
СЛАЙД 20
С. Я. Маршака. Поэт был убежден, что хорошие книги могут сделать людей добрее, храбрее, умнее, трудолюбивее, терпеливее, могут утешить и развеселить. Самуил Яковлевич написал в 1958 году стихотворение «Пожелание друзьям», оно написано и для вас, детей XXI века:
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будем ум у Вас,
А сердце умным будет
9) Мультфильм
Просмотр мультфильма “Кошкин дом”