Альбина Попова
Литературная гостиная «Любимые стихи и сказки С. Я. Маршака»
Цель: расширение знаний детей о С. Я. Маршаке и его произведениях в процессе восприятия художественной литературы.
Задачи: воспитывать интерес к детской литературе и чтению; вовлечь детей в творческую деятельность на мероприятии; добиваться выразительного чтения произведений С. Я. Маршака
Публикация «Литературная гостиная „Любимые стихи и сказки С, Я, Маршака“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Предварительная работа: чтение произведений С. Я. Маршака, заучивание стихотворений, подготовка рисунков и книг к выставке по произведениям, посещение библиотеки «Путешествие по сказкам С. Я. Маршака».
Ход занятия:
Воспитатель:
Говорят, они беззвучно, понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней (Книга).
Дети походят к книжному уголку.
Воспитатель: Сегодня у нас в книжном уголке книги советского писателя, поэта драматурга Самуила Яковлевича Маршака. Посмотрите, на полке выставлены его произведения. Мы с удовольствием откроем и почитаем полюбившиеся нам стихи, загадки, рассказы, и сказки.
Воспитатель: Я беру первую книгу с полки, посмотрите внимательно на обложку, как догадались, какие произведения С. Я Маршака прячутся здесь?
Дети: «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке».
Воспитатель: Чем же эти сказки отличаются друг от друга?
Дети: Глупый мышонок, капризничал! Вот его кошка и съела!
Воспитатель: А, много у капризного мышонка было няней? Давайте вспомним! А сейчас мы узнаем кто самый из вас внимательный слушатель? Чьи это слова:
Забирайся под крыло, там и тихо, и тепло (курица);
Повернись на правый бок, дам овса тебе мешок (лошадь);
Баю-баюшки-баю, Две морковки подарю (свинья);
Спи мышонок до утра, дам тебе я комара (лягушка);
После дождичка в саду, червяка тебе найду (утка);
Спи мышонок замолчи, дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи (мышка мать).
Воспитатель: А, с умным мышонком, что с ним произошло в сказке?
Дети: Он обхитрил кошку, хорька, ежей, сову, и убежал от них, вернулся домой.
Воспитатель: Сказки С. Я Маршака Вам понравились? Очень поучительные!
Воспитатель: А, еще С. Я Маршак писал стихи! Знаете, сочинять стихи он начал очень рано, когда еще даже не умел писать, первое свое стихотворение он сочинил в 4 года, когда вырос пошел в школу, и его самым любимым уроком был урок литературы.
Стихотворение «Мяч»
Ребенок:
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскач,
Желтый, красный, голубой не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал, ты скакал и звонко топал,
Ты 15 раз подряд прыгал в угол и назад,
А потом ты покатился и назад не возвратился.
Покатился в огород, докатился до ворот,
Подкатился под ворота, добежал до поворота,
Там попал под колесо, хлопнул, лопнул – вот и все!
Воспитатель: Дети посмотрите вот на эту книгу! Что нарисовано на обложке?
Как называется это произведение?
Дети: «Детки в клетке».
Ребенок:
Рано, рано мы встаем,
Громко сторожа зовем,
Сторож, сторож, поскорей,
Выходи кормить зверей,
За обедом, за обедом,
Не болтаем мы с соседом,
Забываем обо всем,
И жуем, жуем, жуем!
Ребенок:
Где обедал воробей?
В зоопарке у зверей,
Пообедал я сперва за решёткой у льва,
Подкрепился у лисицы, у моржа попил водицы,
Ел морковку у слона, с журавлем поел пшена,
Погостил у носорога, отрубей поел немного,
Побывал я на перу у хвостатых кенгуру,
Был на праздничном обеде у мохнатого медведя,
А зубастый крокодил, чуть меня не проглотил.
Ребенок:
«Багаж»
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
И маленькую собачонку. ….
Ребенок:
Два кота
Жили были два кота,
Восемь лапок, два хвоста,
Подрались между собой серые коты,
Поднялись у них трубой серые хвосты,
Бились днем и ночью,
Прочь летели клочья,
И остались от котов,
Только кончики хвостов.
Ребенок:
Уснули, телята, уснули цыплята,
Не слышно веселых скворчат из гнезда.
Один только мальчик по имени Ванька,
По прозвищу Встанька – не спит никогда.
У Ваньки, у Встаньки – несчастные няньки:
Начнут они Ваньку укладывать спать,
А Ванька не хочет – приляжет и вскочит,
Уляжется снова и встанет опять!
Воспитатель: Стихи С. Я Маршака знают все их читали ваши мамы и папы, бабушки и деды, когда были детьми!
Я читаю вам отрывки, а вы отгадываете героя, из какого произведения он пришел?
В гости он пришёл ко мне, с толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке.
Ленинградский почтальон, «Почта»
Перчатки надевал на ноги он.
На голове была сковорода!
Садился он в отцепленный вагон И ехал в нём неведомо куда!
Рассеянный с улицы Бассейной., «Вот какой рассеянный»
Она отправилась в Житомир,
Взяла с собой огромнейший багаж. Но по пути собачку потеряла,
И очень сильно горевала.
Дама, «Багаж»
Воспитатель: А, теперь посмотрите на рисунки наших детей, это отгадки на ваши загадки. (Просмотр рисунков мои любимые герои из произведений
С. Я. Маршака.)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что С. Я Маршак писал для детей загадки?
Давайте мы их послушаем и постараемся отгадать!
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу. (Очки)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду
Покуда он идет. (Дождь)
Держусь я только на ходу,
А если встану упаду. (Велосипед)
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А, ночью - под кроватью. (Сапоги)
В Полотняной стране,
По реке Простыне,
Плывет пароход,
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Его весной и летом,
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки,
Сорвали все рубашки,
Но в зимние метели,
В меха его одели (Дерево).
Воспитатель: После окончания школы С. Я Маршак некоторое время учился в Англии в университете, а потом вернулся в Россию, зато там он увлекся переводу стихов английских поэтов на русский язык.
Благодаря С. Я Маршак мы с вами знаем многие английские песенки (Робин-Бобин, Шалтай-Болтай, вышли мыши, перчатки).
Ребенок:
Робин-Бобин
Кое-как, подкрепился на тощак,
Съел теленка утром рано,
Двух овечек и барана,
Съел корову целиком,
И прилавок с мясником.
А потом и говорит,
У меня живот болит.
Ребенок:
Вышли мыши
Вышли мыши как-то раз,
Поглядеть который час,
- Раз, два, три, четыре
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мыши вон.
Ребенок:
Шалтай-Болтай
Сидел на стене,
Шалтай-Болтай свалился во сне,
Вся королевская конница,
Вся королевская рать,
Не может Шалтая,
Не может Болтая,
Шалтая-Болтая, Шалтая-Болтая, Шалтая-Болтая собрать.
Воспитатель: С. Я Маршак какое-то время жил в городе Краснодаре, там он создал один из первых в России детских театров, и начал писать для него пьесы! (Кошкин дом, Теремок, двенадцать месяцев).
Воспитатель: Послушайте, мы прочитаем вам отрывок из сказки Теремок», встречу лисы и волка.
Серый волк в густом лесу,
Встретил рыжую лесу.
- Лисавета, здравствуй.
- Как дела, зубастый?
- Ничего идут дела.
Голова еще цела.
Где ты был?
- На рынке,
Что купил?
- Свининки
- Сколько взяли?
- Шерсти клок,
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
- Кто отгрыз?
- Собаки!
- Сыт ли, милый куманек?
- Еле ноги уволок!
Воспитатель: Сегодня мы вспомнили и прочитали много известных и знакомых произведений поэта и писателя С. Я. Маршака. Прошу ответить на такие вопросы:
- какие цветы нужно было найти в лесу зимой в сказке «12 месяцев»? (Подснежники.)
- что надел на голову человек рассеянный? (Сковороду.)
- кто из животных приходил укачивать глупого мышонка? (Утка, лошадь, жаба, курица, щука, свинка, кошка.)
- что сдавала дама в багаж? (Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.)
Воспитатель: Ну вот и закончился наш литературный праздник, посвященный творчеству детского писателя С. Я Маршак. Какие из его произведений вам больше всего понравились, запомнились? Почему?
Помните ребята «книгу читать - скуки не знать!»
Кто много читает, тот много знает!
Ведущий: А, теперь вы еще раз посмотреть нашу выставку, на которой представлены книги С. Я Маршака и ваши рисунки по его стихам и сказкам.