Наталья Петренко
Лечебно-физическая культура в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
ЛФК в детском саду
Гармоничное физическое развитие в детском возрасте обеспечивается активным образом жизни и ранним приобщением ребенка к спорту. Это является одной из задач специалистов дошкольных образовательных учреждений.
Безусловно, заниматься с ребенком лечебной гимнастикой нужно и дома, и в специализированных медицинских учреждениях. Однако исследования показывают, что наибольший эффект достигается именно тренировками в условиях детского сада.
Темочки:
- Физическое развитие, спорт
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Основные причины, побуждающие к внедрению лечебной физкультуры в дошкольные образовательные учреждения:
• Увеличение числа детей с врожденной патологией разных органов и систем;
• Ухудшение экологических условий, негативно сказывающихся на способности детского организма к адаптации;
• Малоподвижный образ жизни ребенка, предпочтение игр на электронных устройствах;
• Высокая загруженность родителей на работе, недостаток времени на занятия с детьми;
• Низкая доступность медицинской помощи – удаленность поликлиник и стационаров, строгий график работы, большие очереди.
Таким образом, детский сад оказывается наиболее доступным местом, где малыши могут регулярно тренироваться и укреплять здоровье.
Цели и задачи лечебной гимнастики в учреждении ДОУ
Первоочередная цель внедрения программы занятий ЛФК в детсадах : лечение и профилактика болезней опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной систем, общее укрепление здоровья ребенка.
Задачи программы:
• Регуляция работы сердца, легких, нервной системы, нормализация тонуса сосудов;
• Укрепление мышечного каркаса;
• Выработка и закрепление правильного стереотипа движений;
• Общеукрепляющее влияние на детский организм;
• Повышение выносливости;
• Улучшение чувства равновесия, координации движений;
• Воспитание в детях адекватного отношения к физкультуре, здоровому образу жизни.
Обратите внимание!
Исследования показывают, что регулярные занятия спортом помогают бороться с гиперактивностью, делают детей усидчивыми, менее агрессивными, так как направляют избыток энергии в полезное русло.
Особенности проведения занятий в ДОУ
Занятия лечебной гимнастикой в ДОУ рекомендуется проводить не менее 2 раз в неделю. Продолжительность тренировок для малышей до 5 лет составляет 20-25 минут, для 5-7-летних детей – 30-35 минут. Занятие состоит из 3 частей:
1. Вводная – 5-7 мин. Организация детей перед тренировкой – беседы о здоровье и пользе ЛФК, короткие игровые или танцевальные упражнения.
2. Основная – 15-20 мин. Выполнение комплекса упражнений, направленных на укрепление различных органов и систем, включая гимнастические элементы со спортивными снарядами.
3. Заключительная – 3 мин. Плавное возвращение детей к состоянию покоя – малоподвижные игры, дыхательная гимнастика, самомассаж ступней.
Кроме комплексных занятий ЛФК дважды в неделю, нужно ежедневно поддерживать двигательную активность детей на высоком уровне: проводить физкультминутки, пальчиковую гимнастику, подвижные игры на свежем воздухе и в помещении.
При планировании тренировок – как взрослых, так и детских – учитываются следующие рекомендации:
1. Наращивать нагрузки нужно постепенно, увеличивая число повторений и общее количество упражнений.
2. Задания подбираются в соответствии с возрастом и физическим состоянием ребенка.
3. Занятия должны проводиться регулярно, равномерно распределяться в течение недели.
4. Каждое упражнение повторяется несколько раз для выработки правильных динамических стереотипов.
5. Сложные элементы нужно чередовать с относительно простыми, с упражнениями на расслабление.
6. Каждые 2-3 недели гимнастический комплекс желательно корректировать, обновлять упражнения.
7. Важно контролировать состояние детей во время занятий. Если кто-то из малышей не справляется с нагрузками, значит комплекс для него стоит облегчить. Не нужно заставлять дошкольников заниматься на пределе своих физических возможностей – это вызовет срыв компенсации.
Формы занятий
Поскольку заставить ребенка заниматься спортом бывает непросто, инструкторы в детских садах придумывают необычные и интересные формы тренировок.
Дети до 5 лет
Чтобы заинтересовать малыша тренировками, проводить их лучше всего в игровой форме, параллельно рассказывая какую-нибудь увлекательную историю, сказку. Например, выполняя упражнения, дети могут представлять себе, что они собирают грибы и ягоды, плывут по морю, летают, расправив крылья, прыгают, как зайчики.
Для детей определенный интерес представляют занятия с использованием спортинвентаря – мячей, обручей, фитболов, гимнастических ковриков. Для профилактики плоскостопия малышам 2-3 лет полезно ходить в носочках по массажным коврикам, ребристым дорожкам. Детям 4-5 лет рекомендуют катать ступнями шарики, ходить на носочках и пятках.
Веселей тренировки проходят под музыку, которая создает бодрый настрой и улучшает настроение.
До 5-7 лет
Детям старшего дошкольного возраста уже доступны более сложные гимнастические элементы, занятия на канате, на шведской стенке. В тренировки можно включать соревновательный элемент, проводить эстафеты, командные игры. Обязательны бег, приседания, растяжка, простые акробатические упражнения.
В старших группах очень популярна танцевальная гимнастика. Упражнения выполняются синхронно, под музыку, в ритме танца.
Полезны детям и занятия в бассейне. Не только плавание, но и аквааэробика, игры с мячом.
Примерный комплекс ЛФК в детском саду
В этом разделе вы можете ознакомиться с примерной программой тренировок для детей дошкольного возраста. Все задания выполняются по 5-7 раз.
Упражнения для малышей до 2-3 лет:
1. Руки вытянуть над головой, ноги расставить по ширине плеч. Выполнять наклоны, не меняя положения рук.
2. Руки на поясе, ступни на ширине плеч. Делать приседания, имитируя сбор грибов, цветов и т. п.
3. Из прежней исходной позиции выполнять прыжки вверх.
4. Лечь на спину, приступить к упражнению «Велосипед», имитируя ногами нажатие на педали.
5. Из положения лежа на спине с вытянутыми вдоль туловища руками и прямыми ногами перевернуться на живот, а затем вернуться в начальную позицию.
Задания для детей 4-5 лет:
1. Встать прямо, руки положить на талию, ступни на ширине плеч. Поворачиваться корпусом вправо и влево, одновременно разводя руки в стороны.
2. Из прежнего начального положения высоко подпрыгивать и одновременно поворачиваться вокруг собственной оси.
3. В положении стоя взять гимнастический мяч, руки с мячом держать внизу. Выполнять приседания, в то же время вытягивая мяч вперед.
4. Перехватить мяч одной рукой. Протягивать руки перед собой и перекладывать мяч из одной ладони в другую.
5. Сесть на пол «по-турецки», наклоняться вперед, вытягивая руки перед собой и хлопая ими по полу.
Гимнастика для дошкольников 6-7 лет:
1. Ноги расставить на ширину плеч, руки опустить вдоль корпуса. Наклоняться вперед, поочередно пытаясь схватить руками пятку то правой, то левой ступни.
2. Руки протянуть перед грудью. Поочередно поднимать согнутую в колене то правую, то левую ногу, в то же время разводя в стороны прямые руки.
3. Встать лицом к стене, положить на нее ладони вытянутых рук. Наклоняться вперед, перебирая ладонями по стене, и выпрямляться тем же способом.
4. Не отходя от стены, поставить руки на талию. Поочередно поднимать правую и левую ноги, касаясь стены подошвой стопы.
5. Повернуться к стене спиной, приблизившись к ней вплотную, развести руки в стороны, коснувшись ладонями стены. Сводить прямые руки перед грудью, чтобы они перекрещивались наподобие ножниц. Вверху должна оказываться то правая, то левая рука – по очереди.
Совет!
Нужно следить за тем, чтобы дети подходили к занятиям не формально, а старались правильно выполнить каждый элемент: следили за осанкой, дыханием, положением рук и ног.
Видео – ЛФК в детском саду вместе с родителями
Медицинский контроль
Врачебный контроль проводится для выявления положительной динамики в состоянии малыша и оценки адекватности физических нагрузок. Он осуществляется несколько раз в течение года. Виды врачебного контроля:
1. Предварительный. Обычно проводится в сентябре, чтобы оценить исходный уровень спортивной подготовки и физического развития ребенка.
2. Периодический. Выполняется несколько раз в течение года, чтобы установить, правильно ли подобраны нагрузки и есть ли необходимость вводить в программу занятий дополнительные элементы.
3. Итоговый. Как правило, проводится в мае-июне. Позволяет определить эффективность занятий, наличие положительного влияния ЛФК, темпы физического развития.
Особенности!
Не во всех детсадах в штате присутствует педиатр. В таком случае промежуточные осмотры может проводить медицинская сестра ДОУ.
Врачебный контроль предполагает оценку следующих параметров:
• Осанка, подвижность позвоночника;
• Сила мышц спины, живота, конечностей;
• Координация движений, удержание равновесия;
• Наличие / отсутствие плоскостопия (с помощью плантографии);
• Состояние сердечно-сосудистой системы – пульс, артериальное давление, наличие аритмии;
• Уровень физической выносливости;
• Гармоничность физического развития, прибавку в росте и в весе;
• Состояние эмоциональной сферы.
Преимущества лечебной физкультуры
ЛФК имеет ряд преимуществ перед другими лечебно-профилактическими мероприятиями :
• Общедоступность, она практически не нуждается в финансовых вложениях;
• Подходит как здоровым малышам, так и детям с патологией различных органов и систем;
• Не имеет противопоказаний кроме острого периода инфекционной болезни;
• Простота выполнения, не требует специальных навыков;
• Оказывает комплексное воздействие на организм;
• Влияет не только на физическое развитие, но и на психоэмоциональную сферу;
• Гимнастический комплекс можно в любой момент изменить в соответствии с нуждами конкретного ребенка.
Видео – Игры с мячом. Детские игры. Педагогическое мероприятие в детском саду
Традиционно лечебная физкультура воспринимается как один из элементов закаливания, который способствует адаптации к условиям окружающей среды. В детском возрасте она особенно важна, поскольку в этот период происходит активный рост и формирование всех систем организма.
Таким образом, ЛФК – своего рода инвестиция в будущее. Если человек с детства приучится к спорту, будет гармонично развит, крепок и вынослив – все это поможет ему избежать проблем со здоровьем в старшем возрасте.