Светлана Владимировна
Летняя сказка о зиме
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи в старшей группе.
«Летняя сказка о зиме»
Цель. Закреплять представления о временах года. Продолжать учить составлять распространённые предложения по сюжетным картинкам. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными. Обогащать лексику родственными словами. Упражнять в делении слов на слоги. Развивать наблюдательность, внимание, память.
Публикация «Летняя сказка о зиме» размещена в разделах
Материал. Фланелеграф. Декорации летнего леса. Картинки с летними и зимними сюжетами, с изображениями предметов (для игры «Прошагай слова»). Картинка «Ежи» из пособия «Дикие животные». Флажки с изображениями «весёлого» и «сонного» солнца – на каждого ребёнка. Пособие «Многозначные слова». Куклы бибабо (ёж, лиса).
Ход занятия.
Логопед. Сегодня мы побываем в сказке. Чтобы в неё попасть, нужно отгадать загадки: Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
Купаться приглашаю.
И любите за это
Вы все меня, я … (Лето.)
Дел у меня немало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома –
Зовут меня … (Зима.)
(Подводит детей к фланелеграфу, на котором выставлены картинки с летними и зимними сюжетами.)
Что такое! Все картинки перепутались! Разложите их по временам года. (Дети выполняют задание, объясняя свой выбор.)
Логопед. Какое время года изображено на этих картинках? (Лето.) Давайте отправимся в летнюю сказку.
Ой, кто это шевелится под кустом? (Достаёт ежа – куклу бибабо.) Да ведь это ёжик! Здравствуй, ёжик!
Ёж (за него говорит ведущий). Здравствуйте! Очень рад вас видеть. Мне так скучно одному, давайте поиграем.
Проводится разминка «Ёж».
Вот свернулся ёж в клубок,
Может, ёжик, ты продрог?
(Дети садятся на корточки, обхватывают колени руками.)
Солнца луч ежа коснулся –
Ёжик сладко потянулся!
(Поднимают руки вверх, потягиваются.)
Хитрый ёжик, хитрый ёж,
На клубочек он похож.
(Вытягивают руки перед собой, сжимают кулаки, делают ими вращательные движения.)
На спине иголки
Очень – очень колки.
(Несколько раз сжимают и разжимают кулаки.)
Ёж по тропке побежал,
нам колючки показал.
(Руки сгибают в локтях, соединяют пальцы в щепоть.)
А колючки тоже
На ежа похожи.
(Поднимают руки над головой, делают вращательные движения кистями.)
На ежа мы поглядим
Молочка ему дадим,
(Ладони складывают черпачком.)
Но не тронем колкие
На спине иголки мы.
Ёж (смотрит на сюжетные картинки). Что это такое?
Логопед. Дети разложили картинки, на которых нарисованы лето и зима.
Ёж. Зима! Что это такое? После лета приходит осень – время, когда надо ложиться в теплую норку спать. Просыпаюсь я весной. А что происходит, пока я сплю, я не знаю.
Логопед. Мы расскажем тебе о зиме. Ты ёжик будешь составлять предложения о лете, а дети – о зиме. Договорились?
Ёж. Летом земля покрыта зелёной травой. А зимой? (Зимой земля покрыта белым снегом.)
Летом на деревьях растут листья. А зимой? (Зимой деревья стоят без листьев, на их ветках лежит снег.)
Летом вода в реках и озёрах тёплая, в них можно купаться. А зимой? (Зимой реки и озёра замерзают, покрываются льдом.)
Логопед. Ёжик, теперь ты знаешь, что происходит зимой?
Ёж. Какие вы молодцы, умеете составлять такие длинные предложения. Я многое узнал от вас о зиме. Интересно, что вы делаете в это холодное время года на прогулке?
Проводится разминка «Зимой».
Дети идут по кругу и в соответствии с текстом выполняют движения.
Логопед. Мы зимой в снежки играем,
По сугробам мы шагаем,
И на лыжах мы бежим,
На коньках по льду скользим.
Ёж. А зимой солнце светит? Какое оно, зимнее солнце? (Бледное, холодное.)
Проводится игра «Зима – лето». Ведущий зачитывает предложения. Если в них говорится о лете, дети поднимают флажки с «весёлым» солнцем и улыбаются, если о зиме – поднимают флажки с «сонным» солнцем и хмурятся.
Логопед. Дима пошёл на речку купаться. Весело стрекочут кузнечики. Дети на поляне лепят снеговика. Маша и Марат взяли санки и побежали кататься с большой горы. Прошёл дождь, и над рекой появилась радуга. Морозно на улице, дует холодный ветер.
Ёж. Вы так много знаете о временах года! А вот обо мне, еже, что вам известно?
Логопед. Дети знают много загадок о ежах.
Дети. Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки – ни одной.
В клубок свернётся,
А взять не даётся.
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
По тропинке идёт.
Лес на спинке несёт.
Проводится ритмическое упражнение «Ёжик и барабан».
Дети хором произносят текст и выполняют движения по показу ведущего.
С барабаном ходит ё жик:
Бум-бум-бум!
Целый день играет ё жик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами:
Бум-бум-бум!
Ёжик в сад забрё л случайно:
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он:
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули:
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули:
Бум-бум-бум! (Г. Виеру.)
Логопед. А ещё дети знают много стихов про ежей.
Дети. На заре в лесу спросонок
Умывается ежонок.
Мать-ежиха таз берёт,
Мордочку ежонку трёт.
Только спину, только спину
не потрёшь родному сыну.
Ходит по траве лесной
Он с немытою спиной.
Вот как, посудите сами,
Дело обстоит с ежами.
Хорошо, ребята, всё ж,
Что никто из нас не ёж! (Г. Виеру.)
В траве живой колючий мяч
Щетинится и ёжится.
- Ну, покажись, дружок, не прячь
Свою смешную рожицу!
Но ёжик фыркает, бормочет –
Со мной знакомиться не хочет. (Г. Сапгир.)
Ёж оценивает чёткость и выразительность чтения.
Логопед. (показывает лису – куклу бибабо). Ёжик, к нам пришла лиса, она хочет побеседовать с тобой.
Двое детей надевают игрушки на руки и инсценируют диалог Л. Воронковой «Лисица и ёж».
Лиса. Всем ты, ёж, и хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.
Ёж. А что, лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
Лиса. Да не то чтобы некрасивый.
Ёж. А может, я с колючками неуклюжий?
Лиса. Да не то чтобы неуклюжий.
Ёж. Ну так какой же я с колючками?
Лиса. Да какой-то ты с ними… несъедобный.
Логопед. Да, острые иголки ежа не всем нравятся. Подумайте, дети, какие предметы, кроме игл на шкурке ежа, мы называем эти словом? Какие ещё бывают иголки?
Показывает картинку из пособия «Многозначные слова». Дети называют изображённые на ней предметы.
Логопед. Верно, есть иголки у ёлки и кактуса, швейные иглы, медицинские.
Все они называются одним словом – «иголки», но обозначают разные предметы. А чем все иголки похожи? (Они тонкие и острые.) Что-то ты, ёжик, опять загрустил?
Ёж. Вам, дети, хорошо, с вами рядом мамы, папы, бабушки, воспитатели, а я совсем один.
Логопед. Не грусти, лучше посмотри на эту картинку. (Выставляет на мольберт сюжетную картину «Ежи».)
Ёж (рассматривает картинку, радуется). Это папа, мама, это мои братья и сёстры!
Логопед. Какая дружная у тебя семья! Как мы назовём папу этого семейства? (Ёж.) А ласково? (Ёжик.) Как назовём маму? (Ежиха.) А маму с папой? (Ежи.) А деток? (Ежата.) Сколько слов мы назвали! Во всех этих словах есть общая часть – «ёж». Такие слова называют родственными.
Ёж. Спасибо, дети! Вы помогли мне найти свою семью. Давайте ещё поиграем.
Под ёлкой в траве вы листок поднимите, картинку найдите, её рассмотрите. Самое длинное и самое короткое слово назовите.
Проводится игра «Прошагай слова» (деление слов на слоги).
Каждый ребёнок получает по картинке, произносит слово по слогам и делает соответствующее количество шагов.
Амина, назови своё слово. (Дом.) Сколько шагов ты прошла? (Один шаг.) Почему ты сделала один шаг? (В слове «дом» один слог.)
У кого самые длинные слова? А самые короткие?
Логопед. Ну что, ёжик, справились дети с твоим заданием?
Ёж. Молодцы! Отлично справились! А мне пора уходить. До свидания!
Дети. До свидания, ёжик, приходи к нам ещё.
По впечатлениям от занятия детям можно предложить выполнить рисунок или аппликацию на тему «Колючие ежи».