Татьяна Морозова
Лепка «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект лепка «Масленица»
Программное содержание: учить лепить куклу «масленицу», передавать форму частей, плотно их соединять, закрепить у детей умение лепить конусообразную юбку. Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
Развивать интерес к обрядовым русским праздникам.
Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Предварительная работа: беседы на тему «Масленица», разучивание народных игр, потешек, закличек.
Публикация «Лепка „Масленица“» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Масленица. ИЗО, поделки и рисование
- Масленица. Русский народный праздник
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением празднования Масленицы, пластилин, дощечки для пластилина, стеки, разноцветные кусочки ткани треугольники «платочки».
Методы и приемы: использование художественного слова, вопросы детям, рассказ воспитателя, показ поделки, рассматривание образца, объяснение порядка работы, самостоятельная деятельность детей
Ход занятия:
Воспитатель загадывает детям загадки:
Этот праздник знаешь ты,
На него печем блины.
Зиму прочь им прогоняем,
Весну красную встречаем.
Символ зимушки — зимы,
Сжечь сегодня мы должны.
Руки, ноги, голова,
Но не жалко нам тебя.
Догорай скорей дотла,
К нам тогда придет весна.
- О каком народном празднике говориться? (О Масленице)
- Сколько дней длиться масленица?
- Как называются дни масленичной недели? (Встреча, заигрыш, лакомка, разгул, тещин вечерок, заловкины посиделки, проводы).
- Что делали в этот праздник? (Ответы детей).
- Какое блюдо считается главным на Масленицу?
- Почему блины? (Они похожи на солнце, такие же горячие, румяные да золотистые)
- Давайте встанем в круг и обратимся к солнышку. (Дети идут по кругу и произносят закличку)
Ну-ка, Солнце, просыпайся,
В чисто небо выбирайся,
Будешь по небу ходить,
Песни петь и всем светить.
Солнышко, Солнышко,
выгляни в окошко,
Солнышко, Солнышко,
покажись немножко!
- Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица (показ иллюстрации). Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" — сжигают чучело, изображающее Масленицу.
Масленица, прощай!
А на тот год приезжай!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Прощай, Масленица!
Прощай, красная!
- А сейчас мы с вами постараемся сделать куклу Масленицу не из соломы, а из пластилина. Показ образца.
Из чего состоит кукла?
Что нам нужно для работы?
Объяснение порядка работы. Обращаю внимание детей, что юбку куклы можно слепить в виде круглого диска. Для этого из пластилина надо скатать шарик, а потом расплющить его между ладонями, стекой делаем надрез до середины и делаем конус (юбка готова). Голову куклы накрываем небольшим кусочком ткани, платочек, руки в виде палочки (раскатать колбаску). Соединяем детали. Украшаем юбку. В середину вставляем палочку, кукла «масленица» готова.
Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.
Пальчиковая гимнастика «Масленица»
Положи блинок в ладошку:
Угости мурлыку- кошку,
Угости щенка Трезорку,
Потом мальчика Егорку,
Дай блиночек мамочке,
Дай блиночек папочке.
(Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке. На следующие пять строчек загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов).
Вот и кончилась игра,
Куклу делать нам пора.
Самостоятельная деятельность детей. При необходимости помогать детям, у которых возникли трудности.
В конце занятия устраивается выставка работ. Дети любуются куклами. Делятся впечатлениями от работ. Воспитатель предлагает вспомнить потешки и заклички о Масленице и солнышке.