наталия захарова
Лепка как средство формирования навыков мелкой моторики рук детей раннего возраста в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика- это способность выполнять точные и мелкие движения пальцами и кистями рук в результате скоординированных действий основных систем: костной, мышечной и нервной.
Область мелкой моторики содержит огромное количество различных движений: от самых простых жестов (захват игрушки, до очень сложных движений (рисовать, раскрашивать, писать). И неоспорим тот факт, что развивать ее нужно с раннего возраста. Чем увереннее движение детской руки, тем сложнее движения, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее, и поэтому успешное развитие мелкой моторики важно для формирования полноценной речи и интеллекта детей.
Публикация «Лепка как средство формирования навыков мелкой моторики рук детей раннего возраста в ДОО» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Темочки
Для формирования мелкой моторики рук детей раннего возраста целесообразно и эффективно применять не только пальчиковую гимнастику, сенсорные действия, но и лепку, т. к. лепка развивает зрительное восприятие, память и способствует развитию образного мышления. Благодаря лепке формируется эстетический вкус, развивается чувство прекрасного.
Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей –на кончиках их пальцев».
В соответствии ФГОС ДО образовательное учреждение должно обеспечить психическое развитие детей в различных видах деятельности. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и, по мере необходимости, изменяет.
Основным инструментом в лепке является рука (вернее, две руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой и карандашом. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного освоения. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:
- повышают сенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
- развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
- синхронизируют работу обеих рук;
- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
- при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Одной из специфических черт лепки является ее тесная связь с игрой. Фигурки, выполненные в объеме, сами по себе стимулируют детей к игровым действиям с ними. Построение НОД в игровой форме углубляет у детей интерес к лепке, способствует общению и взаимодействию со взрослыми и другими детьми. В ходе занятий по лепке дети знакомятся с предметами и явлениями окружающего мира, обучаются родному языку, знакомятся с произведениями художественной литературы, наблюдают за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур всегда творческий процесс. Так, простой комок глины маленькому ребенку в процессе лепки представляется мячом, солнцем, яблоком. А согнутый глиняный столбик – веткой, хоботом, змеей, дорогой. Занятия лепкой позволяют детям обогащать свой сенсорный опыт, познавая свойства материала, из которого они лепят.
Лепка позволяет развивать в детях различные качества, такие как умственная активность, творчество, художественный вкус и многие другие. Все эти качества служат хорошей основой для формирования в последующем социально-активной личности ребенка.
Формированию мелкой моторики рук должно уделяться серьезное внимание с раннего возраста, т. к. именно в этот период уровень интеллектуального развития очень сильно связан с уровнем развития двигательной активности. Помогая ребенку научиться координировать движения рук, соизмерять движения, мы развиваем его мозг. Именно внешняя стимуляция мозга помогает мозговой активности и росту клеток организма.
Литература
1. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст]/Н. А. Бернштейн. - М., 1966. – 349 с.
2. Грибовская, А. А, Халезова-Зацепина, Н. Б. Лепка в детском саду, Конспекты занятий для детей 2-7 лет [Текст]/ А. А Грибовская, Н. Б. Халезова-Зацепина. М: ТЦ Сфера, 2013. – 80 с.
3. Дашивец, И. В. Развитие мелкой моторики младших дошкольников при введении ФГОС [Текст]/И. В. Дашивец // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы III междунар. науч. –практ. конф. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С. 94–97.
4. Доронова, Т. Н., Якобсон, С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. [Текст]/Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон. – М. : Просвещение 1992. – 143 с.
5. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. [Текст]/М. М. Кольцова. – М., 1973. - 132 с.
6. Сакулина, Н. П., Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Пособие для воспитателей. [Текст] / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова М. : Издательство «Просвещение», 1973. – 224 с.