люсечка Шенкель
Лексико-грамматическое занятие на тему «Рыбы» для старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Старшая компенсирующая группа для детей с ОНР
Занятие : Лексико-грамматическое занятие.
Тема: «Рыбы».
Цели:
1. Расширять и активизировать словарь по теме «Рыбы».
2. Учить образовывать и употреблять сущ. в род. падеже ед. и мн. ч.
3. Продолжать учить согласовывать числит. с сущ. в роде и падеже.
4. Продолжать учить составлять сложноподчинённые предложения с союзным с ловом ПОТОМУ ЧТО.
5. Развивать навык словообразования и словоизменения.
6. Развивать мелкую моторику.
Публикация «Лексико-грамматическое занятие на тему „Рыбы“ для старшего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
7. Развивать целостное восприятие предмета.
Оборудование:
кукла Емеля, ведро, щука, предметные картинки рыб с магнитами, удочка, «река»,
картинка хищной и мирной рыбы, картинки рыб с мальками, 2 таза с «икрой»,
недорисованные картинки, маркеры.
Методические приемы:
сюрпризный момент, помощь, поощрение, указание, дидактические игры, объяснение, рассматривание картинок, вопросы.
Предварительная работа:
знакомство со словарём и рассматривание картинок рыб, знакомство с внешним видом, образом жизни, питанием рыб, чтение русской народной сказки «По щучьему велению».
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Дети стоят в кругу, приветствуют друг друга ласковым именем.
- Ребята, к нам на занятие пришел Емеля, он ходил на реку за водой и поймал рыбу, но не знает, как она называется и ничего не знает о рыбах, давайте поможем ему.
- Как называется рыба, которую поймал Емеля? (щука).
- Каких рыб вы еще знаете, назовите их (сом, карась, лещ, осетр, ерш, окунь).
- Ребята, а где живут рыбы? (в море, в океане, в пруду, в озере, в реке).
- А сегодня мы поговорим о рыбах, которые живут в реке.
- Как называются рыбы, которые живут в реке (речные).
- Мы с вами пойдем на рыбалку. Как называются люди, которые рыбу ловят? (рыболовы).
- Давайте пойдем на рыбалку, и мы с вами станем кем? (рыболовами).
II. Основная часть.
1. Д/ игра «На рыбалке» - согласование числительных с существительным в роде и падеже.
- Давайте по очереди будем ловить рыбу и говорить, кого вы поймали и сколько.
(Я поймал 2 карася, 5 ершей, 3 щуки, 1 осётра, 4 леща, 5 окуней).
- Ребята, вы много рыб поймали, они все разные: по внешнему виду, по питанию.
- Если рыбы едят мелких рыб, лягушек, водоплавающих птиц, то это какие рыбы? (хищные).
- Если рыбы едят личинок насекомых, водоросли, они не на кого не нападают
их можно назвать мирными.
2. Д/ игра «Кто кого боится и почему?» - употребление сущ. в род. падеже, составление сложноподчинённого предложения с союзным словом ПОТОМУ ЧТО.
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Кто кого боится и почему»
(Логопед раздаёт картинки).
- Посмотрите внимательно и разделитесь на две группы (хищные и мирные).
- Вы какие рыбы? (хищные).
- А вы какие рыбы? (мирные).
- Ваня, как называется твоя рыба? (лещ).
- Кого боится лещ? (лещ боится сома).
- Гера, у тебя сом, почему лещ боится сома? (потому что сом может съесть леща).
3. Пальчиковая гимнастика «Икра».
- Ребята, откуда берутся рыбы в реке? (рыбы появляются из икринок).
- Посмотрите, сколько здесь икры, из которой скоро появятся мальки.
- Давайте поможем малькам появиться на свет. (
- Посмотрите, чудеса, Набирают в ладони крупу и показывают.
Вот – икра, и вот – икра. Показывают крупу в одной ладони, затем в другой.
И в ладошке правой, Высыпают крупу из одной ладони, затем из другой.
И в ладошке левой.
Скоро будут здесь мальки, Перебирают крупу пальчиками.
А потом - рыбёшки. Растирают крупу между ладонями.
- А теперь давайте по очереди найдем по картинке и выпустим мальков рыб в реку.
4. Д/ игра «Кто появился в реке?» - употребление сущ. в род. п.
- Мальков какой рыбы ты выпустил в реку? (Я выпустил в реку мальков. .)
5. Д/игра «Дорисуй, чего не хватает» - употребление сущ. в род. п. и развитие мелкой моторики.
- Емеля принес конверт. Садитесь, дети за столы, посмотрим, что в конверте.
А в конверте недорисованные картинки. Обведите картинки по точкам и скажите:
- Какая у тебя рыба? Чего нет у твоей рыбы?
(Это щука. У щуки нет зубов). А теперь дорисуйте недостающую часть.
III. Итог.
- Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Я думаю, что Емеля теперь, как и вы, много знает о рыбах. Давайте пригласим Емелю на наше следующее занятие и расскажем ему и об аквариумных рыбках. (дети дарят Емеле картинки).