Екатерина Смирнова
Лексический материал «Защитники Отечества»
Цели: уточнить знания детей об армии, их представления о родах ВОЙСК; воспитывать уважение к защитникам нашей Родины образовывать
существительные множественного числа и согласование их с
прилагательными; составлять предложения с предлогами, закрепить словарь по данной теме.
Примерный словарь:
Существительные:
Публикация «Лексический материал „Защитники Отечества“» размещена в разделах
Солдат, родина, снайпер, офицер, ракетчик, танкист, десантник, полководец, ракета, танк, летчик, пограничник, герой, парашют, бомба, отвага, противник,подводник, зенитчик, пехотинец, доброволец, предатель пехота, артиллерист моряк.
Глаголы:
Воевать, защищать, драться, ранить, перевязать, вылечить, победить, сражаться, восстанавливать, сопротивляться.
Прилагательные:
Храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, трусливый, доблестный, военный.
Словарь наречий: дружно осторожно, тихо, быстро трудно, легко, холодно, страшно, впереди, позади, медленно, далеко, близко, низко, высоко, вверх, вниз, жарко.
Словоизменение, словообразование:
1. Образование существительных единственного и мн. числа в Им. и Р. п. (солдат – солдаты - много солдат).
2. Образование притяжательных местоимений и согласование их с существительными (офицерская форма).
3. Образование прилагательных от существительных (сила – сильный).
4. Формирование навыка словообразования. Как называется человек,
который. летает на вертолете — вертолетчик; ездит на танке —. служит в пехоте —. прыгает с парашютом —. служит на подводной лодке —.
Формирование грамматических форм:
1. Согласование существительных с прилагательным в роде, числе (отважный солдат).
2. Согласование существительного с числительным «Сосчитай до пяти» : (два танкиста. каска, раненый). усложнение: Один легкий танк, два легких танка. пять легких танков. Одна подводная лодка.
3. Падежные конструкции: образование формы Р. Д. ТВ. Пр. п. (на, в, с,. у). (Дидактическая игра «Составь предложение» Выставить пары картинок. Дети составляют предложения с предлогами.
Моряк — корабль. (Моряк служит на корабле.) Пограничник — собака.
Артиллерист — пушка.
Ракета — небо. Танкист — танк. Десантник — парашют. Пехотинцы — поле.).
4. Подбор глаголов к существительным:. Что делают:
летчик —. , вертолетчик —. , танкист —. , парашютист —. , подводник —. , снайпер., сапер —. , пограничник —.
Развитие связной речи:
1. Составление предложений по опорным словам (пограничник,граница, служит,на).
2. Составление сложносочиненного предложения с союзом «А» (солдат служит на земле, а моряк на море).
3. Составление распространенного предложения с однородными членами: Продолжи предложения. : В армии служит много. (десантников, солдат, офицеров.). Наши защитники умеют. (воевать, сражаться.).
4. Составление рассказа- описания по опорной схеме, по образцу, по вопросам.
5. Составление рассказа по серии сюжетных картин.
6. Пересказ рассказа с опорой на одну сюжетную картину, по цепочке.
Тексты для пересказа.
«Это суворовец — будущий командир. Он смелый, храбрый, отважный. Однажды он спас тонущую девочку. Про него прочитал в книге Юра. И тоже захотел стать суворовцем. Но папа сказал: «Чтобы стать суворовцем, надо быть сильным и ловким». Мама сказала: «Чтобы стать суворовцем, надо учиться на "пять,». А бабушка прибавила: «Чтобы стать суворовцем, надо мне помогать».
Вопросы: «Какой суворовец?» (Смелый, храбрый, отважный.) Почему? Предложите ребенку рассказать, глядя на картинки, как суворовец спас девочку. Помогите ему начать рассказ: «Однажды.» Объясните ребенку, что «смелый, храбрый, отважный» — разные слова, но они близки по смыслу. Предложите ребенку подбирать слова, близкие по смыслу.
Смелый —. (отважный, храбрый). Большой —. (огромный). Трудный—. (тяжелый). Солдат—. (боец, воин). Смельчак —. (храбрец).
Друг —. (приятель, товарищ). Опасно —. (страшно). Грустно—. (печально, невесело). Бежать—. (мчаться, нестись).
История про солдата»
«Шел по улице солдат. По незнакомой улице незнакомого города
незнакомой страны. Сюда пришла большая беда — землетрясение. Люди погибли под развалинами домов. Многих не смогли разыскать. Тем, кто
остался в живых, нужны новые дома. Позвали нашего солдата. Пришел он на помощь. Развалины помог расчистить. Людей пострадавших спасти. Новое жилье построить, дороги, мосты. Он всегда спешит на помощь к друзьям» (по С. Баруздину).
Вопросы: Кому солдат пришел на помощь? Почему солдат пришел на помощь? Как помог солдат? Предложите ребенку подобрать к выделенным словам синонимы. Беда- несчастье, горе. Друг – товарищ, приятель. Предложите ребенку объяснить значение сложного слова «землетрясение» и привести примеры других сложных слов (самолет, вездеход)
«Образуй новое слово» .
Ход игры: предложите ребенку образовывать слова по образцу. Лексический материал: сила — сильный, храбрость—. (храбрый, смелость —. (смелый, быстрота —. (быстрый, ловкость —.
(ловкий, находчивость —. (находчивый, ум —. (умный). Храбрый— храбрец, удалый— удалец, умелый— умелец. Летать — летчик, заправлять — заправщик, грузить — грузчик. Быстрый — быстро, смелый — смело, храбрый — храбро, отважный — отважно, легкий — легко.
Отгадать загадку и объяснить, что помогло ее отгадать.
Не трактор, а с гусеницами, Не крепость, а с башней, Не ружье, а с дулом. (Танк)
Он знаком ребятам всем, И с орлом он носит шлем, За спиной его винтовка,
Марширует очень ловко. (Солдат, военный, воин)
Ползет черепаха — Стальная рубаха, Враг в овраг,
Черепаха— куда враг. (Танк.)