татьяна маркова
Лексические темы октября
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатели рекомендуют.
Лексические темы Октября.
Планирование образовательной и коррекционной деятельности в старшей группе «ФИАЛКА» .Каждая неделя месяца посвящена изучению какой-либо лексической темы.
В целях уточнения и активизации знаний по теме, родителям рекомендуется дома закреплять материал, изучаемый в детском саду.
Тема: "Времена года. Осень"
1. Родителям рекомендуется:
• вспомнить с ребенком, какое сейчас время года, назвать осенние месяцы по порядку;
• обратить внимание ребенка на то, какие изменения произошли в живой и неживой природе;
Публикация «Лексические темы октября» размещена в разделах
• сравнить природу ранней и поздней осенью;
• рассказать о том, что происходит с деревьями осенью, как звери и птицы готовятся к зиме;
• вспомнить названия перелетных птиц, почему они так называются;
• перечислить как можно больше признаков осени;
• рассказать о труде людей на полях осенью.
2. Дидактическое упражнение "Увидели - не увидели".
Заполни таблицу. Нарисуй предметы. Составь предложения по образцу: "Дети увидели три листочка, а не заметили пять листочков".
3. Прочитать стихотворения, обсудить, одно из них выучить по выбору. Спросить у ребенка, какие чувства вызывают у него эти стихи.
Осень
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят.
Видно тоже в Африку улететь хотят.
(И. Токмакова)
Осень
Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла.
(А. Плещеев)
4. Подобрать как можно больше признаков к слову осень: осень (какая) — золотая, дождливая. .
5. «Подбери предметы к признакам».
Осенний — день,. .
Осенняя — погода,.
Осеннее — небо,. .
Осенние — дожди,. .
6. Дидактическая игра «Правильно — неправильно» (понимание причинно-следственных связей).
Я взял зонт, потому что пошел дождь.
Пошел дождь потому, что я взял зонт.
Птицы улетели на юг, потому что наступила осень.
Осень наступила потому, что птицы улетели на юг.
7. Упражнение "Оденем Таню".
Пришла осень, похолодало, Таня собралась пойти погулять в парк, но она не знает, как ей одеться. Помоги Тане. Обведи в куржок только осеннюю одежду, обувь и головной убор. Какая одежда, обувь и головные уборы не подходят для осени? Почему?
8. Объяснить ребенку значение словосочетаний: «моросит дождь», «серые тучи», «желтеют листья», «исчезают цветы», «наступила осень», «ранняя (поздняя) осень».
9. Составить сравнительный рассказ о лете и осени с опорой на картинки:
Тема: "Овощи"
1. Родителям рекомендуется:
• рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, перец, свеклу, лук, тыкву, фасоль, редис, горох;
• объяснить, что все это можно назвать одним словом - "овощи";
• обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;
• по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, как их сажают, как ухаживают и как собирают урожай;
• вспомнить, что готовят из овощей. Совместно с ребенком приготовить любое овощное блюдо.
2. Дидактическая игра "Веселый счет". согласование сущетсвительных и числительными.
• Одна редиска, две редиски, три редиски, четыре редиски, пять редисок.
3. Выучить пальчиковую гимнастику "Овощи" :
Вырос у нас чесночок, на каждое название овоща подушечкамиипальцев
Перец, томат, кабачок, на обеих руках касаться поверхности стола,
Тыква, капуста, картошка, начиная с больших пальцев
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали, ритмично сжимать и разжимать пальцы
Ими друзей угощали, протянуть вперед раскрытые ладони
Квасили, ели, солили, загибать пальцы на обеих руках, начиная с больших
С дачи домой увозили. на каждое действие
Прощай на год, 4 хлопка в ладоши
Наш друг - огород!
4. Погрузи в машину (соедини линиями) только овощи:
5. Дидактическое упражнение "Какой сок?" (образование относительных прилагательных). Соедини линиями овощи со стаканом, в котором находится выжатый из него сок. Назови, какой сок из капусты? моркови? свеклы? помидора?
6. Дидактическая игра "Большой - маленький" (образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов) : огурец - огурчик, помидор - помидорчик, свекла - свеколка, морковь - морковочка,. и т. д.
7. Дидактическая игра "Подбери слово" (согласование существительных с прилагательными). Подобрать как можно больше слов-определений к названиям овощей:Морковь (какая) - оранжевая, длинная, хрустящая, вкусная, полезная.
Помидор (какой) - круглый, красный, сочный, мягкий, вкусный, полезный. Огурец (какой) -. Капуста (какая) -. Лук (какой) -.
8. Составить описательный рассказ об овощах по плану:
• Что это?
• Это овощ или фрукт?
• Где растет (на грядке или в земле?
• Какой по цвету?
• Какой по форме?
• Какой на вкус?
• Какой на ощупь?Что можно из него приготовить?
Тема: "Фрукты"
1. Родителям рекомендуется:
• рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом - "фрукты";
• обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус;
• по возможности показать и рассказать ребенку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);
• рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов.
2. Рассмотреть фрукты на иллюстрациях в книгах, журналах.
3. Дидактическая игра "Веселый счет" (согласование существительных и прилагательных с числительными).
4. Дидактическая игра "Большой - маленький" (образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
5. Подобрать родственные слова: яблоко - яблочко, яблоня, яблочный; вишня - вишенка, вишневый; лимон - лимончик, лимонный. И т. д.
6. Дидактическая игра "Узнай фрукт на вкус, по запаху" (используются натуральные фрукты).
7. Дидактическое упражнение "Какой компот?" (образование относительных прилагательных) :
8. Рассмотри картинку-загадку. Какие фрукты тут спрятались?
9. Составь рассказ о своих любимых фруктах по схеме:
Тема: "Лес. Грибы"
1. Родителям рекомендуется:
• во время совместной прогулки в парке, в лесу показать ребенку лиственные и хвойные деревья - березу, клен, платан, каштан, ель, сосну, кипарис, осину, рябину, дуб и внимательно рассмотреть, какие у этих деревьев стволы, ветки, листья, плоды;
• научить различать и называть эти деревья и их части;
• обратить внимание ребенка на изменение окраски листьев у лиственных деревьев осенью и на то, что хвойные деревья остаются зелеными;
• закрепить в словаре понятия "лиственные" и "хвойные" деревья;
2. Родителям рекомендуется:
• пойти с ребенком в лес за грибами и показать ему съедобные грибы: белые, маслята, опята, лисички, подберезовики, подосиновики, сыроежки и несъедобные: поганки, мухоморы;
• рассмотреть с ребенком ножку и шляпку гриба, обратить вниманеи на строение и окраскушляпки;
• рассказать ребенку, где растут грибы, указать особые приметы этих мест;
• вместе с ребенком почистите грибы и расскажите о том, что грибы можно жарить, солить, мариновать, варить;
• рассмотреть вместе с ребенком картинки с изображением съедобных и ядовитых грибов, повторить несколько раз названия грибов, чтобы ребенок узнавал и называл не мене 7-ми видов.
3. Пересчет деревьев (согласование существительных с числительными) : один дуб, два дуба, три дуба, четыре дуба, пять дубов; одна липа, две липы, три липы, четыре липы, пять лип; одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев.
4. Подобрать родственные слова: ель — елка, елочка, еловый, ельник; гриб - грибочек, грибной, грибник, грибница.
5. Дидактическая игра «Назови — какой» (образование относительных прилагательных) :
Лес (какой) — еловый, сосновый, кедровый. .
Шишка (какая) — еловая. .
Иголки (какие) — сосновые. .
Гриб (какой) - съедобный, большой, вкусный,.
6. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Посмотри на изображенныем предметы и назови лишний в каждом ряду.
7. Составить предложения из слов.
Заяц, елка, сидеть, под.
Белка, сидеть, сосна, на.
Гриб, расти, ели, между.
8. Выучить и отгадать загадку.
Ее всегда в лесу найдешь, пойдем гулять —
и встретим.
Стоит, колючая, как еж, зимою в платье летнем.
А к нам придет на Новый год — ребята будут
рады,
Хлопот веселых полон рот, готовят ей наряды.
(Елка).
9. Дидактическое упражнение «С какого дерева лист?»
• Лист с клёна. Какой лист? – Кленовый.
• Лист с берёзы. Какой лист? Берёзовый.
Лист с осины. Какой лист? - Осиновый.
• Лист с тополя. Какой лист? Тополиный.
Лист с каштана. Какой лист? - Каштановый.
• Лист с платана. Какой лист? - Платановый.
10. Упражнение «С какого дерева плод?» : расскажи, какой плод нашел каждый из лесных обитателей под деревом. Соедини линией каждый плод с деревом, на котором они вырос и расскажи, что где растет. Пример: «Ежик нашел желуди. Желуди растут на дубе».
Составь предложение по образцу: «Ежик бежал, бежал и до дуба добежал»
11. Дидактическое упражнение "Ежик-грибник" (употребление предлогов) : Рассмотри картинку. Найди и обведи в кружок все грибы. Расскажи, где ежик сушил грибы (следите за правильным употреблением предлогов в речи ребенка). Пример: "Ежик сушил грибы под столом".
12. Выучить пальчиковую гимнастику:
«Пальчики в лесу»
Этот пальчик в лес пошел, поочередно загибать пальцы правой, а затем левой руки,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и растолстел.
13. Выучить физминутку:
«На поляне дуб зеленый…»
На поляне дуб зеленый поднимают руки и раздвигают пальцы в стороны
Потянулся к небу кроной. тянутся на носочках
Он на ветках среди леса качают поднятыми руками из стороны в сторону
Щедро желуди развесил.
А внизу грибы растут, наклоняются вниз, разводят руками
Их так много нынче тут! выпрямляются, разводят руки в стороны,
Не ленись и не стесняйся, делают поворот вправо-влево
За грибами наклоняйся! делают наклоны вперед,
касаясь пола пальцами