НАТАЛЬЯ КРАВЕЦ
Лексическая работа по теме: «Птицы и насекомые осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить с особенностями перелетных и зимующих птиц, с поведением насекомых осенью.
• сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
• классифицировать птиц на зимующих и перелётных, на основе установления связи между характером корма и возможностью
Публикация «Лексическая работа по теме: „Птицы и насекомые осенью“» размещена в разделах
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Осень. Материалы для воспитателей
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
• задуматься о бережном отношении к природе, о необходимости правильного поведения по отношению к птицам, о желании помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц совместно с родителями)
• Систематизировать представление детей о птицах (их внешний вид, среда обитания и т. д., их разнообразии; учить делить птиц на перелётных и зимующих.
• Активизировать словарь (перелётные, зимущие, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, длинноногие, длиннохвостые, прилет, отлет). Знакомство детей с понятиями: «лететь «клином», «стайкой».
• Продолжать формировать умение создавать поделки из разнообразного материала.
• назвать перелётных птиц : название, части тела, питание
• описать особенности внешнего вида и поведения птиц
• сформулировать предложение, используя предметный, глагольный, словарь признаков по лексической теме
Сформировать представление детей о перелетных птицах (чем питаются, почему улетают, ввести в словарь названия перелетных птиц : ласточки, стрижи, соловьи, и. т. д.
Развивать умение называть части тела, чем покрыто тело птиц и т. дПредметный словарь: насекомые, оса, пчела, шмель, жук, муравей, кузнечик, муха, комар, гусеница, бабочка, личинка, кокон, стрекоза,
плавунец, крыло, жало, лапка, усики, рой, улей, гнездо, муравейник, яйца, сачок, тля, роса, жук-дровосек, жук-водомер.
Глагольный словарь: летать, ползать, шевелить, строить, собирать,жалить, жужжать, кусать, прыгать,
пищать, стрекотать, ловить.
Словарь признаков: летающий, полосатый, рогатый, маленький,
вредный, полезный, красивый
Словарь: зимующие птицы : воробей, сорока, синица, дятел, голубь, снегирь, сова. Перелетные птицы : журавль, цапля, ласточка, дикие утки, лебедь, соловей. Насекомые : пчела, кузнечик, шмель, оса, бабочка, стрекоза,божья коровка, муравей, муха, таракан. Перо- перья –перышко. Клюв, крылья, туловище, голова, ноги. Летят клином, стаей, вереницей.
Стихотворения
Наступила осень, пожелтел наш сад,
Листья на березе золотом горят.
Не слыхать веселых песен соловья,
Улетели птицы в теплые края.
---
Перед отлетом
Лопаты не при деле —
Работы нет в саду.
И рано поредели
Дубы в этом году.
Скворечники — пустые,
В них больше нет скворчат,
Скворечники пустые
Среди ветвей торчат.
И понимает каждый,
Что теплым дням конец.
К нам в сад летит скворец.
Скворец! Смотрите, вот он!
Ему пора на юг,
А он перед отлетом
Домой вернулся вдруг.
К нам прилетела птица
Проститься.
Агния Барто
---
Загадки о насекомых
Не птица, а с крыльями.
Над цветами летает,
Медок собирает (пчела).
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза
Называем ее (стрекоза)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь (жук)
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом (муравей)
Она легка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок (бабочка)
Всех жуков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки,
Черненькие точки (божья коровка)
Загадки о птицах
Вертушке на месте никак не сидится.
Всё хвастает синим своим сюртучком.
И шапочкой чёрной гордится.
(синица)
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
/Кукушка/
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
/Ласточка/
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту. /Аист/
Логорит. упражнение «Насекомые над лугом».
Жу-жу-жу — жужжит пчела, —
Я лечу издалека.
Зу-зу-зу — комар пищит,
Укусить скорей спешит.
Уф-уф-уф, как паровоз,
Шмель пыхтит, — пыльцу повез,
Жук гудит: гу-жу, гу-жу
Я любого разбужу.
Потешки о насекомых
Птичка-птичка,
Вот тебе водичка,
Вот тебе крошки
На моей ладошке.
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели три тетери,
Наклевались, улетели.
Кукушка, кукушка,
Серое брюшко,
Прокукуй мне: ку, ку –
Сколько лет жить на веку.
Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко!
Твои детки на лугу
Гнут черемуху в дугу,
Тебя ожидают,
Зайчиков гоняют!
Дарики-дарики!
Злые комарики!
Вились, кружились,
Да в ушко вцепились!
Пчёлы гудят –
В поле летят.
С поля идут –
Медок несут.
Рекомендации для родителей
1. Предложите ребенку назвать как можно больше перелетных птиц :
Ласточка, стриж, жаворонок, соловей, кукушка, аист, журавль, скворец, дикая утка, грач и т. д.
- Почему они называются перелетными? (Потому что осенью они улетают в теплые края)
2. С целью активизации глагольного словаря ребенка, поиграйте с ним в игру
«Как птица подает голос» :
Ласточка – щебечет
Грач кричит «гра»
Соловей – заливается
Кукушка - кукует
Журавль – курлычет
Жаворонок – звенит
3. Поиграем в игру «Один – много». Закрепляем умение образовывать существительные множественного числа:
ласточка – ласточки
жаворонок – жаворонки
кукушка – кукушки
журавль – журавли
грач – грачи
стриж - стрижи
соловей - соловьи
аист - аисты
цапля - цапли
утка - утки
скворец - скворцы
4. Учите ребенка описывать перелетных птиц по плану :
1) Кто это (Это ласточка)
2) Какая это птица (Ласточка – перелетная птица)
3) Внешний вид (У ласточки черная спинка, грудка белая; у нее короткий клюв, крылья длинные, хвост раздвоен и похож на рогатку)
4) Чем питается (Ласточка – «воздушная» птичка, она питается насекомыми в воздухе, даже пьет на лету)
5) Где зимует? (Ласточка зимует на юге)
6) Как выращивает птенцов. (Ласточка вьет гнездо высоко на деревьях или в горах. Ласточка откладывает 4 – 6 яиц и по очереди с самцом высиживают кладку в течение 15 дней)