Татьяна Бабенко
LEGO — технология и конструирование как один из методов развития логико-математического и алгоритмического мышления в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из эффективных методов развития логико-математического и алгоритмического мышления является LEGO– технология и конструирование.
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). Конструирование из конструкторов LEGO является одним из видов конструирования.
Темочки:
- Конструирование. Конспекты
- Конструирование. Методические разработки
- Лего, LEGO. Математика, игры, занятия по ФЭМП
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одним из путей реализации задачи, поставленной ФГОС ДО, представляется в одном из практических видов деятельности – детском конструировании. Здесь идет всестороннее развитие личности ребенка и является универсальным средством, через которое воспитатели в детских садах имеют возможность решать самые разнообразные задачи (развития мышления, в том числе и алгоритмического, и речи; формирования нравственных качеств; задачи развития детского творчества, поскольку конструирование, каким бы оно не было, всегда направленно на создание готового продукта и т. д.) и, конечно, игре, как специфического для дошкольников вида деятельности.
В настоящее время особое внимание уделяют детскому конструированию. В современных программах по дошкольному воспитанию конструктивная деятельность рассматривается как одна из ведущих.
Задачи конструктивной деятельности :
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Обучать приемам работы с различными материалами: бумага, природный, строительный и др.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.
• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Организуя конструктивную деятельность через интеграцию образовательных областей, которая позволяет сделать развитие способностей и умений детей дошкольного возраста более успешным, дошкольники приобретают такие личностные качества как:
- дисциплинированность (мешая другим, мешаешь сам себе);
- целеустремленность (начатое должно быть завершено);
- самостоятельность (каждый старается сделать свою фигурку сам);
- активность (работать с желанием, предлагать свои идеи, проявлять знания);
- любознательность (нужно спрашивать о том, что интересно);
- ответственность и воспитанность.
В процессе конструктивной деятельности совершенствуются умения, навыки, умственное и эстетическое развитие ребенка. Происходит активное развитие речи, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Работа с мелкими частями конструктора позволяет дошкольниками быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Конструктивная деятельность активизирует мыслительные процессы ребенка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, формирует изобретательность, самостоятельность, инициативность, стремление к поиску нового и оригинального, волевые качества, уточняет и углубляет представления об окружающем мире.
Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.
Под конструктивным творчеством детей дошкольного возраста мы понимаем:
- создание субъективно нового (значимого для ребенка, прежде всего) продукта (постройка);
- создание (придумывание, к известному, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (конструировании, разных вариантов изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т. п. ;
- применение усвоенных ранее способов соединения деталей или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы на основе овладения различными вариантами соединения деталей, использования различных деталей конструктора и т. д.);
- проявление инициативы во всем.
Формы организации детского конструирования :
- по образцу (фотографии и рисунки);
- по модели (в качестве образца предъявляют модель, в которой есть лишь очертание отдельных элементов, например, конструкции обклеенные бумагой, а детали скрыты);
- по условиям (детям предлагаются условия, которым должна соответствовать постройка);
- по простейшим чертежам и схемам;
- по замыслу (в этом случае ребенок сам решает, как и что он будет строить). Необходимо помнить, что этот вид обучения является следствием овладения детьми конструированием по образцу и условиям.
- по теме (воспитателем дается одна тема для всех детей и близка к конструированию по замыслу с той лишь разницей, когда замысел ограничивается темой).
Продумывание историй, которые могут произойти с постройкой – следующий этап, который связан с игровой деятельностью. Воспитатели сохраняют условия для детской постройки в течение нескольких дней. За это время дети могут совершенствовать свои конструкции, обыгрывать в различных сюжетах.
Следует здесь обратить внимание, в настоящее время по наблюдениям педагогов и психологов выросло число детей, у которых выражены трудности в общении со сверстниками, снижен уровень развития образного мышления. Это говорит о том, что снижается уровень развития игровой деятельности. Поэтому каждый педагог должен понимать и осознавать связь игровой деятельности с другими видами и последовательно выстаивать образовательный процесс, с опорой на дидактические принципы и зону ближайшего развития детей. Так при предложении создать постройку по схеме для одного ребенка зона ближайшего развития будет определяться тем, что воспитатель изменит масштаб схемы, и он справится с заданием. А для другого ребенка, требуется заменить схему образцом. По мнению многих исследователей именно в конструировании или строительных играх как нельзя лучше раскрываются возможности всестороннего развития личности ребенка.