Татьяна Корзникова
Лабораторные работы по биологии (6 класс)
▼ Скачать + Заказать документы
Лабораторная работа 1
Тема
Знакомство с цветковым растением.
Цель
Изучить внешнее строение цветкового растения.
Оборудование
1. Лупа ручная, препаровальная игла.
2. Растение пастушья сумка.
Ход работы
1. Рассмотрите цветковое растение.
2. Найдите у него корень и побег, определите их размеры и зарисуйте их форму.
3. Определите, где находятся цветки и плоды.
4. Рассмотрите цветок, отметьте его окраску и размеры.
5. Рассмотрите плоды, определите их количество.
6. Сделайте выводы.
Лабораторная работа 2
Тема
Споры папоротника.
Публикация «Лабораторные работы по биологии (6 класс)» размещена в разделах
- Биология. Конспекты уроков
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель
Ознакомиться с внешним видом спор.
Оборудование
1. Лупа ручная, микроскоп, препаровальная игла, предметное стекло.
2. Белый лист бумаги.
3. Лист папоротника со спорами.
4. Семена редиса.
Ход работы
1. Рассмотрите лист папоротника.
2. Найдите на нижней поверхности листа коричневые бугорки.
3. Потрясите слегка лист папоротника над листом бумаги. Споры высыплются.
4. Рассмотрите споры под лупой и под микроскопом. Зарисуйте их.
5. Сравните размеры спор с семенами редиса.
6. Сделайте вывод.
Лабораторная работа 3
Тема
Приготовление микропрепарата.
Цель
Научиться готовить временные микропрепараты и работать с ними.
Оборудование
1. Микроскоп.
2. Инструментарий: склянка с водой, стеклянная палочка или пипетка, препаровальная игла, предметное стекло, покровное стекло, марлевая салфетка (8x8 см, полиэтиленовая салфетка на рабочий стол (30x30 см).
Ход работы
1. Разрежьте спелый плод томата.
2. Приготовьте микропрепарат из мякоти плода.
3. Рассмотрите клетки мякоти плода томата под микроскопом.
4. Зарисуйте в тетради форму клеток.
5. После просмотра промойте стекла и приведите в порядок инструменты.
Лабораторная работа 4
Тема
Изучение клеток кожицы лука.
Цель
Изучить строение растительной клетки.
Оборудование
1. Инструментарий: лупа ручная, микроскоп, пипетка, предметное стекло, бинт.
2. Часть луковицы.
Ход работы
1. Приготовьте препарат кожицы лука. Для этого с нижней поверхности чешуи лука пинцетом отделите и снимите прозрачную кожицу.
2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках клеточную оболочку, цитоплазму, ядро и вакуоль. Рассмотрите при малом увеличении.
3. Рассмотрите клетку при большом увеличении.
4. Зарисуйте в тетради строение клетки и надпишите ее части.
Лабораторная работа 5
Тема
Изучение строения семени фасоли.
Цель
Изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.
Оборудование
1. Лупа ручная, препаровальная игла.
2. Боб фасоли с семенами.
3. Набухшие семена фасоли.
Ход работы
1. Рассмотрите плоды фасоли – бобы. Раскройте их. Рассмотрите, как прикреплены в бобе семена – фасолины.
2. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.
3. Найдите рубчик и семявход.
4. Пользуясь препаровальной иглой, снимите с семени кожуру (предварительно намочите его, чтобы семя набухло).
5. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевые корень, стебель и почку.
6. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
7. Зарисуйте семя и надпишите его части.
Лабораторная работа 7
Тема
Строение вегетативных и генеративных почек.
Цель
Изучить внутреннее строение почек.
Оборудование
1. Лупа ручная, инструментарий.
2. Годичные побеги с почками (сирень или тополь, смородина черная).
Ход работы
1. Рассмотрите на побеге боковые и верхушечные почки. Отметьте внешний вид почек: форму, размеры и окраску.
2. Отделите от побега одну почку. Разрежьте ее вдоль. Положите разрезанные части на предметное стекло.
3. Пользуясь лупой и рисунком из учебника, найдите почечные чешуи, зачаточные листья, зачаточный стебель. Определите, какую почку вы рассматриваете – вегетативную или генеративную.
4. Рассмотрите вегетативную и генеративную почки. Отметьте, чем они отличаются друг от друга.
5. Сделайте схематический рисунок строения почки и надпишите ее части.
6. Сделайте вывод, почему почку называют зачаточным побегом.
Лабораторная работа 8
Тема
Внешнее строение листа.
Цель
Изучение внешнего строения простых и сложных листьев.
Оборудование
1. Комнатные растения: пеларгония, традесканция.
2. Гербарий листьев шиповника, рябины, дуба, сирени.
Ход работы
1. Рассмотрите зеленый лист комнатного растения пеларгонии. Найдите части листа. Зарисуйте в тетради и надпишите их.
2. Рассмотрите жилки на листовой пластинке пеларгонии. Сравните их с жилками у листа традесканции. Отметьте, в чем их различия.
3. Рассмотрите в гербарии листья рябины, шиповника, дуба, сирени. Найдите среди них простые и сложные листья.
4. Запишите результаты в таблицу:
Растения с простыми листьями Растения со сложными листьями
Лабораторная работа 9
Тема
Внешнее и внутреннее строение стебля.
Цель
Изучить строение стебля.
Оборудование
1. Инструментарий.
2. Зимняя ветка тополя.
3. Комнатное растение пеларгония.
Ход работы
1. У ветки тополя (или пеларгонии) рассмотрите стебель. Найдите узлы и междоузлия.
2. У ветки тополя найдите чечевички и листовые рубцы.
3. Сделайте поперечный разрез стебля тополя. Рассмотрите его с помощью лупы. Пользуясь рисунками, найдите основные части внутреннего строения стебля.
4. Определите количество годичных колец у ветки тополя. Найдите слой камбия.
5. Сделайте продольный разрез стебля тополя. Рассмотрите его. Проверьте иглой твердость сердцевины, древесины и коры.
6. Отделите кору от древесины. Объясните, почему она так легко отделяется.
Сделайте выводы.
Лабораторная работа 10
Тема
Внешнее строение корневища и клубня.
Цель
Изучить строение подземных побегов.
Оборудование
1. Лупа ручная, препаровальная игла, семь булавок и нитка (20 см).
2. Клубень картофеля.
3. Гербарий корневищного растения (пырей).
4. Луковица лука репчатого.
Ход работы
1. Рассмотрите в гербарии пырей и его корневище. Найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.
2. Рассмотрите клубень картофеля. Найдите его глазки. По каким признакам вы их определили?
3. Рассмотрите под лупой глазки.
4. Рассмотрите разрезанную вдоль луковицу.
5. Найдите у луковицы стебель и листья. Определите, в чем отличие луковицы от корневища и клубня.
6. Докажите, что корневище, клубень и луковица – видоизмененные побеги.