Слизова Кристина
Квест-игра «Экологический дозор»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В этих условиях большое значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека. Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования. (Ягодин Г. А.)
Публикация «Квест-игра „Экологический дозор“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Экологические квесты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое образование – это сложный и длительный социально-педагогический процесс. Он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли учащихся, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Всё это направлено на формирование социально активной жизненной позиции учащихся – потребности заботливо относиться к окружающей среде.
В преддверии Года экологии мы должны внести свой вклад в дело сохранения красоты и чистоты родного края.
Актуальнее и эффективнее это делать при помощи игры. Игра как учебно-воспитательная деятельность является средством социализации ребенка, дает возможность моделировать разные ситуации, является средством самореализации и коммуникации.
Квест – это один из жанров приключенческой игры, требующий от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. С педагогической точки зрения - это активная игровая форма обучения, так как в ней одновременно задействованы интеллект, творческое воображение учащихся.
Актуальность выбранной темы неоспорима, так как экологическое состояние нашей с вами планеты становится все более тяжелым год от года, и ни один человек уже не может быть отстранен от этой проблемы.
Цель:
Привлечение внимания обучающихся к проблемам окружающей среды и нахождения возможных путей их решения.
Основные задачи:
- Развивать познавательную, творческую и физическую активности.
- Формировать экологическое мышление, грамотность и культуру.
- Воспитывать экологически целесообразное поведение как показатель духовного развития личности; необходимость сознательного отношения к окружающему миру.
Наглядный материал и оборудование
Для проведения квест-игры «Экологический дозор» потребуется:
- карточки со словами для составления девизов команд (Приложение 1);
Оформление каждого этапа игры согласно заданной тематике с использованием ИКТ.
1. Этап «Вода» представляет собой имитацию водоема в который попали нефтепродукты;
2. Этап «Лес» предполагает наличие деревьев, кустарников и имитацию свалки мусора;
3. Этап «Воздух» предполагает наличие макета здания с печным отоплением, с целью имитации завода.
Карточки с изображением оборудования, применяемого для решения экологической проблемы (Бановые ограждения, фильтр, насос, знак свалка запрещена, контейнер для мусора, высадка деревьев, звуковое оповещение, воздушный фильтр, противогаз) (Приложение 2).
Карточки с изображением навигационных ребусов для жеребьевки (Приложение 3).
Конверты с обозначением этапов игры для частей плаката «Берегите природу». (Приложение 4).
Поощрительные значки (Приложение 5)
Ход игры:
1. Ведущий:
Сегодня я предлагаю вам принять участие в увлекательной квест-игре «Экологический дозор». Вы сможете показать не только свои творческие и физические умения, но и знания в области экологической культуры.
В ходе игры, мы совершим небольшое путешествие по современным экологическим проблемам, а в конце игры станем экспертами в их решении. Для этого вам необходимо разделиться на две команды, выбрать капитана и придумать название для своей команды. Как только команды готовы, приступаем к игре!
Первое, что вам предстоит, это составить девиз и поприветствовать команду соперника. Далее капитаны команд зададут маршрут вашего путешествия. Маршрут состоит из трех этапов «Вода», «Лес» и «Воздух». По прибытии на этап, команда получает легенду и задание. Выполнив задание, команде предлагается нарисовать эмблему, привлекающую внимание к данной проблеме.
По завершении этапа команда награждается «экспертным значком», который свидетельствует о правильности выполнения задания и ребус, в котором зашифрован следующий этап.
После третьего этапа команды встречаются для определения победителя. Побеждает та команда, которая соберет все три «экспертных значка».
2. Приветствие команд.
Ведущий:
Сейчас вы получите карточки со словами, из этих слов нужно составить девиз для своей команды.
Внимание! Лишних слов нет, вам необходимо использовать все полученные слова!
(«Мы не хотим стоять в стороне. Мы за порядок на нашей земле!»; «Береги свою планету. Ведь другой на свете нету!»).
Ведущий:
Вот теперь вы являетесь полноценными командами, у которых есть название, капитан и девиз! Давайте представимся друг другу, и поприветствуем команду соперника!
3. Жеребьевка.
Ведущий:
Наша игра предполагает движение по заданному маршруту. А зададут этот маршрут капитаны команд. Их задача вытянуть карточку, на которой изображен первый пункт, куда должна прибыть команда для выполнения задания.
4. Этапы игры, легенды и задания.
1. Этап «Вода».
Легенда: «На нашем водоеме произошла техногенная катастрофа, перевернулся танкер с нефтью».
Задание:
Объяснить, как последовательно использовать предложенное оборудование для ликвидации катастрофы. (Боновые ограждения, насос, фильтр).
Нарисовать эмблему привлекающую внимание к данной проблеме.
2.1 Этап «Лес»
Легенда: «В нашем лесу обнаружена незаконная свалка».
Задание:
Объяснить, как последовательно использовать предложенное оборудование для ликвидации данной экологической проблемы. (Контейнер для мусора, знак свалка запрещена, высадка деревьев).
Нарисовать эмблему привлекающую внимание к данной проблеме.
3.1. Этап «Воздух»
Легенда: «Мы находимся на территории завода, на котором только что произошел выброс в воздух ядохимикатов».
Задание:
Объяснить, как последовательно использовать предложенное оборудование для ликвидации данной экологической проблемы. (Звуковое оповещение, противогаз, воздушный фильтр)
Нарисовать эмблему привлекающую внимание к данной проблеме.
4.1. Этап «Знатоков песен о природе»
Выигрывает та команда, которая последняя споет песню о природе
5. Подведение итогов
Подведение итогов игры, выставка эмблем, посвященных экологическим проблемам, определение команды победителя.
Заключение
В наше время проблема экологического воспитания стала выходить на первый план, ей стали уделять все больше внимания. Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
В работе с обучающимися по экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь творческого подхода, умственной и физической активности. При использовании игр, в которых модулируется ситуация и происходит чередование видов деятельности, ребята более внимательны и имеют возможность в полной мере реализовать свой потенциал.
Квест способствует развитию и формированию правильного отношения к окружающей природе, развитию экологического мировоззрения.