Майина Асварова
Квест-игра по экологии для детей подготовительной группы «Путешествие со Знайкой»
Квест-игра по экологии для детей подготовительной группы
«Путешествие со Знайкой»
Цели:
Повышение экологической культуры детей, воспитание культуры природолюбия. Формирование учебной мотивации в ходе деятельности по прохождению КВЕСТА.
Задачи:
формировать знания детей о способах охраны окружающей среды;
Публикация «Квест-игра по экологии для детей подготовительной группы „Путешествие со Знайкой“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Подготовительная группа
- Экологические квесты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
активизировать словарный запас;
развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения;
расширять и обогащать знания о природе, её явлениях, правилах поведения в ней;
воспитывать бережное отношение к природе, её ресурсам, животному и растительному миру;
доставить детям радость, удовольствие от выполнения совместных заданий, согласовывать свои действия для достижения общей цели.
Оборудование:
5 конвертов (каждое с ключом - заданием);
Запись «сообщение от Земли»;
Различные предметы для игры «Собери рюкзак»;
Картинки с лекарственными растениями;
Маски шапочки: растение, растительноядное животное, хищник;
3 контейнера с опознавательными знаками: бумага, пластик, батарейки;
Ватман, кисточки, акварель. ;
подарок детям (медали – «Юные экологи»).
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций экологического содержания, беседы с детьми.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте с ними поздороваемся. Как вы думаете, какое у них настроение. А давайте им подарим на весь день свои улыбки и хорошее настроение.
Воспитатель:
Есть на земле огромный дом,
под крышей голубой
Живут в нем солнце,
дождь и гром,
лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
и все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
всегда ты будешь в нем.
Землею – матушкой родной,
зовется этот дом! (обращается к детям)
Воспитатель: что вы считаете своим домом?
(Ответы детей)
Воспитатель: Нашим домом называют не только Землю, но и её природу! А что такое
природа?
(Солнечное тепло, ягоды, вода, животные, грибы, воздух, деревья, цветы– это природа).Воспитатель:
Все, что нас окружает, не созданное руками человека называется природа.
Кто-то стучится в дверь.
В гости к ребятам приходит Знайка.
Знайка: здравствуйте, ребята! Я принес вам важное сообщение.
Звучит сообщение: «Внимание! Внимание! Говорит Земля! Планета в опасности! Гибнут животные, исчезают растения, загрязняются реки, моря и озера. Беда пришла на нашу Землю. Вы, жители планеты, должны любить и беречь ее – дом, в котором мы живем!»
Воспитатель: слышите, какое тревожное сообщение? Я думаю, мы должны помочь нашей планете. Чтобы не только сберечь, но и приумножить природные богатства, надо много знать о природе и любить ее. Все это подвластно науке экология.
Воспитатель: Знайка, скажи, что нам сделать, чтобы помочь Земле?
Знайка: Ребята, сегодня с вами мы отправимся спасать одного из помощников Земли, его похитил злой колдун. Выполнив правильно все задания – мы узнаем, где колдун его спрятал. Добраться до пункта назначения нам помогут ключики (ключики в виде геометрических фигур, которые приготовили для вас мои друзья из Цветочного города.
Воспитатель: каким будет наше решение? Вы готовы помочь нашей Земле?
Но для начала, я хочу проверить все ли вы знаете о том, как правильно надо вести себя в природе.
(Вопрос-ответ) (как вариант выбрать картинку с правилами поведения в природе и объяснить)
Д/и «Назови экологический знак»
· Можно ли, разорять птичьи гнёзда?
· Можно ли, разорять муравейники?
· Можно забирать из леса домой животных?
· Можно рвать полевые цветы?
· Можно ловить бабочек и стрекоз?
· Как себя нужно вести в лесу, можно ли кричать?
· Можно разводить костры в лесу без взрослых?
(ответы детей)
Теперь отправляемся в путь.
(В группе разложены 5 конвертов с заданиями, на конвертах изображены сказочные герои и силуэты геометрических фигур. С обратной стороны конверта буквы: э, ко, ло, ги, я, в конвертах лежат геометрические фигуры: ромб, шестиугольник, трапеция, параллелограмм, прямоугольник).
Воспитатель: чтобы получить первый ключ, вам необходимо отгадать загадку:
Все в Цветочном городишке
Знают этого мальчишку.
Коротышку и зазнайку,
Беззаботного …
Дети: Незнайку.
Воспитатель: правильно, ребята. Первое задание от Незнайки.
(дети находят конверт с заданием)
Д / И «Собери рюкзак»
Игра на классификацию предметов по назначению (необходимые в походе)
Оборудование: предметы, которые нужны/не нужны в походе (ружье, топор, сачок, магнитофон, спички, велосипед)
Воспитатель: читает задание
(дети называют и показывают, что с собой не стоит брать, то что нужно в походе - укладывают в рюкзак)
Воспитатель: Молодцы ребята, вот вы и готовы к походу. Посмотрите, в конверте есть фигура, как она называется?
Дети: ромб.
Воспитатель: Первый ключ у нас. Нас ждет второе задание. От кого оно?
Этот очень-очень важный.
Он с касторкою отважно
На болезнь бросается,
Всех лечить старается.
(Дети находят конверт с треугольником от доктора Пилюлькина).
Д/и «Зеленая аптека»
Воспитатель: Дети, чем вас лечит мама, когда вы заболеваете?
Дети: Мама дает таблетки, микстуры и отвар лекарственных трав.
Воспитатель: Какие вы знаете лекарственные травы? Их еще называют «зеленой аптекой». Почему? (ответы детей)
А теперь отвечаем на вопросы викторины:
- Трава, которую и слепой знает. (крапива)
- Лекарственное растение, которое используется при головной боли, глазных заболеваниях, я еще на его цветках можно гадать. (ромашка)
- Если это растение приложить к ранке, она быстро заживет. (подорожник)
- Лекарственное растение, которое хорошо и в свежем и в сушеном виде. (малина, шиповник)
- В этой ягоде много витамина С, а куст, на котором она растет колючий. (шиповник)
Воспитатель: Задание выполнено, а у нас следующий ключик – это?
(Из конверта достается шестиугольник).
Дети: шестиугольник
Воспитатель: Второй ключ найден. Следующее задание …
Этот парень очень славный
Друг Незнайки самый главный.
Они, бывают, ссорятся,
Но дружба не расстроится.
Дети: Гунька.
(Дети приносят конверт от Гуньки).
Задание от Гуньки– игра «Живые цепочки»
Д/И «Живые цепочки»
(расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальности, о цепях питания)
Дети делятся на команды (по 3 ребенка в каждой). Дети надевают маски (шапочки): один ребенок – растения, второй – растительноядного животного, третий – хищника.
Воспитатель: по команде «Цепочка стройся!» вы должны построиться так, чтобы образовалась цепочка: растение, растительноядное животное, хищник. Затем каждый должен будет представиться и объяснить, почему он занял то или иное место в цепочке. (дети выполняют задание)
Воспитатель: Задание выполнено, а у нас следующий ключик – это?
Дети: трапеция.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте немного поиграем.
Физкультминутка:
Вот Земля, наш общий дом. («рисуют» руками круг)
Много есть соседей в нём.
И пушистые козлята, (показывают рожки)
И весёлые котята, (прыжки)
И извилистые речки, (изобразить сложенными ладонями речку)
И кудрявые овечки. (крутят кудряшки)
Травка, птички и цветы,
И, конечно, я и ты. (показывают на себя и детей)
В этом славном доме нужно (руки друг другу на плечи)
Жить со всеми очень дружно.
Никого не обижать, (хлопки)
Всех соседей уважать.
Воспитатель: Пора нам узнать, кто же следующий нам приготовил задание.
Воспитатель: мы продолжаем наш поход и следующее задание…
Эти двое малышей
Механики отличные.
Все могут сделать и быстрей,
И лучше заграничного. (Дети: Винтик и Шпунтик)
(Воспитатель читает задание от Винтика и Шпунтика)
Ежели, бумажки, и фантики ты бросаешь,
Ты планету засоряешь
Должен помнить ты, он, я –
Фантиком погубим муравья.
Хоть они красивы и легки,
Могут умереть от них жуки.
Правильно, друзья, поступит тот,
Кто свой фантик в урну отнесет.
Команда получает контейнеры со специальными знаками для сбора мусора и должны не просто собрать мусор, но еще и рассортировать его согласно знакам на мешках (бумага, пластик, батарейки). Задача игроков как можно больше мусора собрать в мешки.
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо потрудились и правильно справились с заданием. Теперь у нас четвертый ключ, какой? Прямоугольник.
Слушаем следующее задание от жителя Цветочного города, кто же он?
Этот — мастер рисовать
Красками и кистью.
Может он нарисовать
И портрет, и листья. (Дети:Тюбик)
(Воспитатель читает задание от Тюбика)
Тюбик: Леса, луга, реки, озера – это наш общий дом, а животные и растения – наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Ко всему, что движется, и растет нужно относится бережно. Помни простые правила поведения в природе: береги лягушек, жаб, головастиков, не лови бабочек, стрекоз, жуков, они тоже нужны природе, не разоряй в лесу муравейники, муравьи – санитары леса, не ломай веток на деревьях. Давайте ребята нарисуем нашу природу – небо, леса и озера, зверей и птиц, насекомых и цветы.
(Дети рисуют один коллективный рисунок природы на ватмане.)
Воспитатель: И снова вы выполнили задание прекрасно, и значит, подсказка – помощник у нас в руках – это фигура?
Дети: Параллелограмм.
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь вспомните все задания, по очереди, разложите конверты обратной стороной, прочитайте слово.
(Дети читают слово – «экология»).
Что означает это слово — экология?
(Высказывание детей, воспитатель дает пояснение).
Экология – это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе и влияние человека на окружающую среду и живую природу.
Воспитатель: Конвертов больше нет, а значит, что мы с вами в конце пути.
Знайка: так, слово ЭКОЛОГИЯ получилось. Да, ключик у меня есть. Вот он. Но что же им надо открыть? Ребята, вы не знаете, что я должен им открыть? Может потайную дверь у Папы Карло? (ответы детей) Ну, а может где-то спрятан сундук? Вы не видите ничего? (Дети находят сундук) Какие вы молодцы. Я бы без Вас не справился. Давайте скорее откроем и посмотрим кого из помощников Земли колдун спрятал. Только для начала надо отгадать загадку.
Молодое, новое,
К радости готовое.
Встанет рано поутру –
Я глаза скорей протру,
А оно – всё ярче, ярче,
За окном – всё жарче, жарче…
Что это такое? –
- (Солнце золотое!)
Знайка: правильно, это Солнце. (открывает сундук и вручаем детям медали «Юные экологи»).
Воспитатель: Ребята, а чем солнце помогает Земле?
(Ответы детей)
Знайка: спасибо, ребята за помощь, теперь я могу вернуться к друзьям в Цветочный город. Надеюсь, вы станете хорошими друзьями природы и будете ее беречь и защищать.
Воспитатель: дорогие ребята, вот и закончилось наше путешествие. Все вы молодцы и отлично справились с заданиями.
Рефлексия: Ребята, скажите, что вам понравилось в нашем путешествии? Легко вам было, выполнять задания или нет? Что было легко, а что трудно? Как вы дальше будете охранять природу?
Воспитатель:Мы – хозяева природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее – наша главная цель. Земля такая маленькая! Давайте ее беречь.
Дети поют песню
«Давайте сохраним»