Татьяна Гордиенко
КВД «В гостях у пчел»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: КВД «В гостях у пчел»
Цель: расширить знания учащихся о пчелах.
Задачи:
- рассказать о роли пчелы и о продуктах пчеловодства в жизни человека;
- познакомить учащихся с образом жизни пчёл, с особенностями поведения;
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать память, внимание;
- воспитывать трудолюбие;
- коррекция познавательной деятельности.
Оборудование: мультимедийное устройство, ноутбук, инвентарь для игр и конкурсов.
Публикация «КВД „В гостях у пчел“» размещена в разделах
Подготовительная работа: поиск теоретического материала, поиск видеоматериалов, создание презентации, рисование наглядности по теме, разучивание танца, подготовка костюмов
Ход занятия:
1. Воспитатель:
Чудо-город-городок,
Шумных домиков рядок!
Целый год янтарный мёд
В бочках не кончается!
И всё лето весь народ
На цветах качается.
-Правильно, этот народ пчелы и сегодня мы с вами совершим путешествие по страницам журнала «Пчелиный хоровод».
И первая его страничка это «Пчела как символ»
Воспитатель:
(слайд 2)
1 В народе говорят: «Пчела – кормилица и врач, пчела – помощник агронома». Кто же она такая, пчела? О том, как появились пчелы на Божий свет, рассказывает древняя легенда. Она гласит, что пчела это слеза девы Марии, матери Иисуса
2 «Пчелка – божья пташка» – говорили в народе. Если у кого заведутся пчелы, это объяснялось как знак особенной Божьей милости к человеку. Залетевший на чужой двор пчелиный рой сулил хозяину дома удачу и счастье.
3 По представлениям наших предков, мед принадлежал не к обычным продуктам земли, а к миру высшему, поднебесному, где находятся звезды.
Мед, как продукт поднебесный, вместе с утренней росою падает на землю, на цветы, с которых уже пчелы и берут его. Поэтому росу называли медвяною или медовою.
4 Такое обожествление меда и пчелы не случайно, ведь с древних времен люди знали о целебных свойствах продуктов пчеловодства. По их представлениям, мед для смертных служил средством излечения, а для бессмертных, т. е. для богов, он источник вечной жизни.
1. Помозов В.
(слайд 3)
Пчела — необыкновенно многогранный символ. Пчела - истинный кладезь исключительно позитивной символики. Пчела олицетворяет такие прекрасные нравственные качества как усердие, трудолюбие, мудрость, одухотворённость, скромность, умеренность, сдержанность, коммуникабельность, физическую и духовную чистоплотность.
Маленькая гордая пчелка - символ храбрости, достоинства и самоотверженности, поскольку она всегда может постоять за себя, хотя, ужалив вpaгa, часто погибает сама. Впрочем, только глупец станет проклинать ужалившую eгo пчелу, ведь ее яд в отличие от яда черной мамбы, гюрзы или скорпиона не только не опасен, но и целебен.
В древности пчел почитали как правителей царства насекомых.
(слайд 4)
Пчелиный рой означает землю, душу земли, защиту и материнство, трудолюбие и бережливость. Ряд положительных символических смыслов связывается и с пчелиным ульем : упорядоченное общество, мудрость, красноречие. Пчела и мед являются универсальными символами поэтического слова. В древнегреческой и римской традиции поэты нередко сравнивают себя с пчелами.
Зачастую пчела — символ верховной власти. Она символизировала королевскую власть на древнем Среднем Востоке, в Древней Греции и Древнем Египте.
Опосредованным образом полезные продукты жизнедеятельности пчелы cдeлали ее также эмблемой красноречия (по аналогии с медовыми речами) и просвещения (из-за воска, идущего на изготовление свечи).
(игра «Строим соты»)
Соты – это ячейки из воска в виде правильных симметрически расположенных рядов, делаемые пчёлами.
Из предложенных слов выбрать те, которые присущи пчелам, и прикрепить на доске.
Трудолюбие, зависть, скромность, усердие, старательность, жадность, мудрость, храбрость, лень, злость, бережливость, забота.
Вторая страничка «Пчелиный Домик»
(слайд 6)
Воспитатель:
Эту страничку начнём словами замечательного знатока и певца русской природы Ивана Сергеевича Тургенева из «Записок охотника», где он дал прекрасное описание пасеки в знойный летний день: (слайд 7) «Когда невыносимый полуденный зной заставил нас искать убежища, Калиныч свел нас на свою пасеку, в самую глушь леса. Калиныч отворил нам избушку, увешанную пучками сухих душистых трав, уложил нас на свежем сене, а сам надел на голову род мешка с сеткой, взял нож, горшок и головешку и отправился на пасеку вырезать нам сот. Мы запили прозрачный теплый мед ключевой водой и заснули под однообразное жужжанье пчел и болтливый лепет листьев».
-Что такое «пасека»? (специально оборудованное место, где содержатся медоносные пчёлы в ульях.)
2. Гололобов С.
Воспитатель:
(слайд 8)
На пасеке, где ульи расставлены ровными рядами, человек чувствует какую-то особую торжественность. Его радует дивная гармония деревьев и цветов, мелодичная музыка пчелиного жужжания и нежный букет запахов.
Взаимоотношения в улье можно считать эталоном большой семьи: все обязанности четко распределены между членами роя, каждый сезон происходит уборка жилья, и члены семейства беспрекословно подчиняются пчеле-матке.
(слайд 9)
(видеослайд 10) Но о пчелином танце мы поговорим позже
Пчёлы способны издавать разнообразные звуки. Пчелиная семья в улье жужжит по-разному в зависимости от своего состояния. По характеру звука можно определить, холодно ли им, голодно ли, решила ли семья роиться, есть ли матка в семье.
Пропуск в улей: что это такое? У пчел много врагов и "нахлебников", поэтому вход в улей надежно охраняется сторожами, готовыми в любой момент бросится на незваного гостя. Ни одна пчела не может проникнуть в чужой улей. Каждому улью присущ особый запах, не улавливаемый человеком. Каждая пчела хранит этот запах в особом углублении тела. Подлетая к летку, пчела открывает его и предъявляет запах стражам как свою визитную карточку или пропуск.
Воспитатель:
(игра – небылица «Что не так?»)
Я прочитаю небольшой текст, а вы скажите, что в нём неверно.
«Жили – были 2 пчёлки в улье. Они прыгали с цветка на цветок, гуляли под дождём, осенью улетали в тёплые края. На завтрак они питались комарами».
(игра «Сбор нектара»)
Каждому участнику выдаёт по два листа газеты.
Затем играющим предлагается встать ногами на листы газеты и один иметь в руках.
По команде играющие кладут лист на пол и перешагивают на него ногой, освободившийся лист перекладывают дальше, перешагивают на него и т. д.
Так всем участникам нужно переправиться от старта до финиша по очереди.
Выигрывает та команда, которая быстрее преодолеет заданное расстояние.
Третья страничка «Медовая»
(слайд 11)
Воспитатель:
- Кто из вас ел мёд? А кому не разрешают его кушать?
Из чего же делается мед?
(видеослайд 16)
3. Волков П.
Мёд даёт человеку большую пользу. Вот только некоторые примеры: Мед оказывает благоприятное действие на нервную систему, обладая успокаивающим эффектом. Оказывает двустороннее действие на аппетит: повышает слабый и уменьшает сильный. В меде погибают многие бактерии – возбудители ряда инфекционных заболеваний, поэтому он является отличным средством при простудных заболеваниях. Это полноценное лекарство. Его можно смешивать с теплым чаем и молоком, дабы достичь лучшего противовирусного, антимикробного, восстанавливающего иммунитет действия.
- Кому-нибудь делали медовый компресс?
Мёд можно наносить на грудь в качестве компресса, добиваясь отхаркивающего эффекта (намазывать на капустный лист и прикладывать к груди). А можно сделать луковый сок с медом - нарезать мелко луковицу и залить ее ложечкой меда, через некоторое время объем жидкости возрастет за счет выделяемого лукового сока.
Кстати, чемпионом среди всех сортов меда по его целебным свойствам можно назвать липовый мёд. В народной медицине он применяется при лечении ангины, насморка, ларингита, бронхита, трахеита, бронхиальной астмы, как сердечно - укрепляющее средство, при воспалении желудочно - кишечного тракта, почечных и желчных заболеваниях. Хорошо действует при гнойных ранах и ожогах.
(слайд 14)
Несмотря на полезность меда, важно относиться к его употреблению с осторожностью. Мед противопоказан: детям в возрасте до 1 года; при сахарном диабете; при ожирении; при аллергических реакциях и экссудативном диатезе; при бронхиальной астме.
-А кто знает пословицы о мёде? Я вам буду говорить начало пословицы, а вы попробуйте закончить:
С мёдом и калина (– малина).
Не тот друг, кто мёдом мажет, (а тот, кто правду в глаза скажет).
Вашими бы устами (да мёд пить).
Больному и мёд невкусен, (а здоровый и камень ест).
На языке мед, (а в сердце лёд).
(игра «Накладывание компресса)
Главное последовательность, скорость и качество
Четвертая страничка «Интересные факты о пчеле»
(слайд 15)
Воспитатель:
Пчелы уникальные существа и вот 5 интересных фактов о них
(видеослайд 16)
4. Боровой Р.
Температура в улье всегда должна быть постоянной.
(слайд 17)
Невероятно, но пчелы «знают», когда улей в опасности! При повышении температуры улья по всей колонии объявляется тревога. Пчелы, собирающие нектар, бросают свою работу, и мчаться к ближайшему источнику воды, набирают ее полный рот и возвращаются. Другие пчелы берут у них воду и «распрыскивают» по стенкам сот.
(слайд 18)
Остальные пчелы, роясь кучками, обвеивают улей крыльями. Это махание усиливает циркуляцию воздуха и испаряет воду, охлаждая «город»!
(слайд 19)
Чтобы обозначить расположение источника пищи, слишком отдаленного от улья, показав его другим пчелам, «разведчик» танцует на сотах внутри улья.
(видеослайд 20 о танце пчел)
Воспитатель:
А вот так танцуют наши пчелки.
(слайд 21) (танец пчелок)
Воспитатель:
Игра в рифмы. Я буду читать четверостишие, а вам нужно его закончить одним словом.
Летом пчелкам целый день
Собирать нектар не лень.
Отнесут его потом
В улей - свой чудесный … (дом.)
Над цветком пчела жужжит
И нектар собрать спешит.
Весь нектар, что соберет,
Превращает пчелка в … (мед.) В. Зубков
Села на шиповник пчелка -
Укололась об иголку,
С удивленьем прожужжала -
У тебя есть тоже …. (жжжало) Г. Ряскина
Лета ждать уже недолго,
Прилетай скорее пчелка,
Дай мне с каждого цветка
Килограмма два … (медка.)А. Усачев
Только тех, кто любит труд,
Люди «пчёлками» … (зовут).
Пятая страничка. Пчела в геральдике, искусстве, литературе
(слайд 22)
Воспитатель:
Из всего, о чём вы сегодня узнали, можно сказать, что не зря по всему миру стоят памятники пчеле.
(слайд 23-31)
Увековеченная в памятнике пчелка призвана вдохновлять людей работать активно и честно. Человек говорит о значении пчелы в его жизни. Вот только некоторые примеры.
5. Шинковская А.
(слайд 32-36)
Пчела встречается на более чем трёхстах гербах и несёт различный смысл, например, трудолюбие и покорность. Она также может обозначать, что обладатель герба относится к пчеловодам, или, что на данной местности развито пчеловодство. Поскольку пчёлы запасают свой мёд, они символизируют экономию и бережливость и в таком значении присутствуют на вывесках банков.
(слайд 37)
Пчел изображали на своих гербах и печатях великие личности. Так, на личной печати Екатерины II был изображен улей с пчелами.
Воспитатель:
В современном мире появилось много мультфильмов, рассказывающих о пчелах. Это: «Жила – была пчелка», «Пчелка Майя», «Пчелиные истории»
(слайд 38-40)
(видеослайд 41)
(игра «Художник»)
Нарисовать пчелу маркером, закрепленным на лыжной палке.
Шестая страничка «Взаимодействие с человеком»
Воспитатель:
(слайд 42,43)
Большинство пчел используют в целях защиты свои жала. Размещено оно в конце брюшка. Жало пчелы довольно трудно вынуть из кожи.
(слайд 44)
Пчела пытается улететь и отрывается от жала. Лишившись этого жизненно важного органа, насекомое спустя некоторое время погибает. Жало же еще больше углубляется в кожу жертвы, нагнетая в ранку яд.
(слайд 45)
Пчелами лечат ревматизмы, болезни спины, радикулиты - пасечник отлавливает сытую самку и прикладывает ее к больному месту. Жало сытой пчелы не остается в теле человека, и она может улететь, но проживет не более часа.
(слайд 46,47)
-Кого-нибудь из вас жалила пчела? И что вы делали?
6. Батюченко К.
(слайд 48)
Памятка «Если вас ужалила пчела» (раздать детям)
Если вас ужалила пчела или оса, то первым делом нужно тщательно промыть место укуса, важно смыть всю грязь и остатки яда.
После этого — аккуратно вытащить жало, чтобы выпущенный яд не распространился. Сделать это можно пальцами или с помощью пинцета, ножа или иголки. Помните, что перед процедурой руки нужно помыть, а инструмент обязательно нужно продезинфицировать. Жало оставляют только пчёлы, поэтому, если вас укусила оса, не пытайтесь обнаружить жало и не ковыряйте ранку.
Вытащив жало, необходимо очистить саму ранку — для этого понадобится спирт, йод, зелёнка, перекись водорода, раствор фурацилина. Можно промыть место укуса даже обычным мылом.
Лишний раз рану и поражённый участок тела лучше не трогать, не тереть и тем более не расчёсывать.
Сразу после обработки раны выпейте любое средство против аллергии, даже если ранее аллергических реакций на что-либо у вас никогда не было.
Пока не спал отёк, старайтесь пить как можно больше жидкости — горячий сладкий чай или сладкую воду. Пострадавшим от укуса осы рекомендуется присесть или прилечь.
Обычно боль, покраснение и отёк пропадают спустя несколько часов или дней. Если оса ужалила в лицо, то отёк может продержаться около двух дней.
Если же количество укусов было больше трёх, тогда может начаться общая отравляющая реакция. Самыми опасными считаются укусы в губу, язык или гортань — в этом случае отёк, появившийся после укуса, распространившись на всю гортань, может привести к удушью. В обоих случаях следует незамедлительно обратиться за медицинской помощью.
Итог:
Игра «Вопрос - ответ»