Тимонова Наталья Викторовна
Конспект занятия «Кузбасс — мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: формировать представления детей о родном крае, развивать познавательный интерес к истории области; закреплять знание символики области; стимулировать навыки рационального природопользования, бережного отношения к природе; воспитывать патриотические чувства.
Материал: иллюстрации о животных и растениях Кузбасса, о шахтах, заводах и городах области; коллекция угля; карты: России, Кемеровской области, Мариинского района; портрет А. Г. Тулеева; две корзинки с мелкими игрушками или с бросовым материалом; дидактичская игра "Назови здание"; аудиозаписи: гимн Кузбасса, "Песенка крокодила Гены".
Публикация «Конспект занятия „Кузбасс — мой край родной“» размещена в разделах
- Кемеровская область. Кузбасс
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Предварительная работа: беседа "Моя Родина - Россия";прослушивание аудиозаписи гимна России; знакомство с символикой Кемеровской области и России; дидактические игры: "Флаги", "Назови здание", "Я живу в России"; работа с картами страны, области и района; рассматривание и чтение глав из книг Т. Кудрявцева "Я живу в России", Е. В. Пчелов "Государственные символы России"; фотоальбомов "Мы живем на Кие", "Кузбасс"; беседы и игры о животных и растениях региона. Работа для закрепления материала:
• ИЗО: создание коллажа "Наш Кузбасс"; выставка семейных рисунков, посвященных дню рождения области; раскрашивание флагов России и Кузбасса.
• Дидактическая игра "Составь герб".
• Целевые прогулки по улицам села.
• Рассматривание альбомов "Наше село", "Моя семья".
• Игры с "Чудесной книгой" - "Сделано в Кузбассе с любовью", "Времена года", "Соседи по планете".
• Работа с различными картами.
Ход занятия : звучит "Песенка Крокодила Гены " В. Шаинского.
Воспитатель: О чем эта песня? Вы любите день рождения? Почему? Можно ли назвать
этот день праздником? Знаете ли вы, когда у вас день рождения? Сколько вам
исполнилось лет? Помните, как праздновали его? Вы хотите, чтобы следующий день
рождения наступил поскорее?
Мы любимых праздников
С нетерпеньем ждем.
Нам приносят праздники
Радость в каждый дом.
С песни начинается
Праздничный денек,
В сердце зажигается
Теплый огонек.
Жалко, что кончаются
Праздничные дни,
Но не забываются
Никогда они.
В. Степанов
- А у кого сегодня день рождения? Почему же так празднично украшена группа? Почему звучит песня о дне рождении? (26 января день рождения Кемеровской области.)
- Вы знаете, где находится наша область? (В России.)
- Кто сможет показать Россию на карте мира? Россия - это наша с вами родина. Значит, мы с вами. (Россияне.)
Покажите на карте России нашу область. Как называют людей, живущих в Кемеровской области? (Кемеровчане.) Проводится игра "Назови жителей " : Педагог на карте Кемеровской области поочередно показывает города, называет их и спрашивает: "Кто живет в городе Новокузнецке, в г. Белово, в г. Междуреченске? и т. д. последним называется г. Мариинск.
- Что вы можете рассказать о Мариинске и мариинцах? Мариинск, ближайший к нашему селу, город. Это один из старейших городов области. Мариинск славится резьбой по дереву и по бересте. Мариинцы хранят и преумножают красоту города.
- Да, Мариинск - старый, добрый город с именем императрицы Марии Александровны, до сегодняшнего дня сохранивший традиционный архитектурный стиль прошлых времен. Прогуливаясь по его улицам, восхищаешься чудесами деревянного зодчества. Вы часто бываете в Мариинске? Видели, какие красивые, самобытные здания украшают его? Запомнили их? Сможете назвать? Проводится игра "Назови здание " с фотографиями самых известных зданий города Мариинска.
Далее педагог предлагает детям рассмотреть карту Мариинского района:
- Покажите наше село (если дети затрудняются, показывает сам). Как оно называется? (Суслово). А как зовутся его жители? (Сусловчане). Значит, мы с вами кто? (Сусловчане).
- Вы любите свое село? Почему? Как можно проявить свою любовь к родному селу? (Беречь каждый кустик; украшать: высаживать красивые цветы в полисадниках, вырывать сорняки у своего забора, не мусорить.)
Проводится игра "Собери мусор ". - Можно ли на карте найти свой дом? Почему? На карте мира не найдешь Тот дом, в котором ты живешь, И даже улицы родной Мы не найдем на карте той. Но мы всегда на ней найдем Свою страну - наш общий дом.
- Что есть у каждой страны? (Герб, флаг, гимн). Покажите герб и флаг нашей страны. Молодцы. Можете ли вы показать герб и флаг Кемеровской области? Что можно рассказать о флаге области? (Флаг красно-синего цвета с гербом на синей полосе.)
- О чем говорят цвета? (Синий - верность и честность, красный - мужество, смелость, любовь.)
- Расскажите о гербе. Герб - это щит, обрамленный дубовыми ветвями, обвитыми орденской лентой, что означает, что область награждена орденами. Щит увенчан короной, в виде полной чаши, что символизирует богатство области. Нижняя часть герба зеленого цвета, это - сельское хозяйство и природные богатства. Зеленый цвет - это традиционный цвет молодости и надежды. В центре щита - черный треугольник, с перекрещенным кузнечным молотом и киркой, что говорит о развитии угольной промышленности. Красные треугольники вверху - расплавленный металл. Сейчас прозвучит гимн Кемеровской области. Как надо слушать гимн? (Стоя, мужчины со снятыми головными уборами.)
- Как еще называют нашу область? (Кузбасс.) Давным-давно наш край входил в разные края и области: Тобольскую провинцию, Томскую губернию, Сибирский край, Новосибирскую область. И, наконец, в 1943 году была образована Кемеровская область, главным городом которой стал город Кемерово. А вот Кузбассом наш край был назван на 101 год раньше. Ученый Петр Чихачев объездил его вдоль и поперек и узнал, что Кузнецкий край - район с огромными запасами угля, он и назвал его "Кузнецкий угольный бассейн", или сокращенно "Кузбасс".
Но по-настоящему наш край стал Кузбассом тогда, когда здесь возникло много городов, было построено огромное количество шахт, угольных разрезов, крупных заводов - словом, когда он стал крупнейшим промышленным краем России.
Рассказ сопровождается показом иллюстраций.
И вот, сегодня, 26 января, нашей области исполняется 66 лет. Много это или? для человека - да, для края - нет. Из года в год наш Кузбасс становится все наряднее и краше, моложе, сильнее и богаче. Что является богатством края? (уголь). Рассматривается коллекция угля.
Для чего нужен уголь? (Дает тепло в дома, помогает плавить металл.) А металл нужен стране? Зачем?
Только ли уголь и металл являются богатством нашего края? (Очень красивая природа, много разнообразных растений и животных.)
Игра "Найди животных и растения нашего края ".
И все-таки, вы так и не назвали главное богатство области. Как вы считаете, что это за богатство? А богатство это - люди: честные, трудолюбивые, заботливые. Они заботятся о своем крае, край заботится о них. В Кузбассе есть санатории - места, где можно отдохнуть, поправить здоровье. Много в области учебных заведений: что бы жители края были людьми грамотными и образованными. Повзрослев, вы сможете приобрести профессию врача или учителя, военного или спасателя, строителя или металлурга и еще можно получить множество разных нужных и полезных специальностей.
Педагог выставляет портрет губернатора.
- Знаете ли вы, кто это? (Губернатор области Аман Гумирович Тулеев.)
- В чем заключаются его обязанности? (Заботиться о процветании края, о счастливой жизни всех людей области.)
- Получали ли ваши семьи награды, помощь, подарки от губернатора? Расскажите об этом. (Дети рассказывают.)
- Как вы считаете, что можно пожелать Кузбассу в день рождения? (Богатства, процветания и т. п.)
- Что вы можете подарить родной области? (Бережное отношение, любовь к родному дому, родному селу, друг к другу.)
- Я очень надеюсь, что когда вы подрастете - юные жители нашего края. То станете его хозяевами. Вы займете места рядом со своими родителями: в школах, больницах, на стройках, заводах и шахтах. От вашей заботы и любви будут зависеть его благополучие и процветание.